Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
Введение.                                                                                                  3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи.                                                                        4-5
1.1. Определение понятия диалог                                                           5-7 
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы                                  речи.                                                                                                              7
2.Параметры диалога                                                                                   
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи                             8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация               9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих                                                                 11-13  
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога.                         13
3.2.Виды реплик.                                                                                      14-15
3.3.Связь реплик.                                                                                      16-17
3.4.Диалогическое единство.                                                                   18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов.                             20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог.                                                        21
4.1.1.диалог-сообщение                                                                                 21
4.1.2.диалог-беседа                                                                                    21-22
4.1.3.диалог-расспрос                                                                                      22
4.1.4.диалог-унисон.                                                                                        22
4.1.5.диалог-спор                                                                                              23
4.1.6.интенсиональный диалог.                                                                     23
4.2.Волевой диалог.                                                                                   23-24
4.2.1.диалог-приказ                                                                                         24
4.2.2.диалог-просьба.                                                                                      24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог.                                                24-25
4.3.1.диалог-ссора.                                                                                           25                  
4.3.2.диалог-объяснение.                                                                           25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога.                                            26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога.                                                                                                       29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура.                                            31-43
7.Заключение.
1.« Тут Иван Николаевич поднял свечу и вскричал: - Братья по литературе! (Осипший голос его окреп и стал горячей.) Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!
-- Что? Что? Что он сказал? Кто появился? - понеслись голоса со всех
сторон.
-- Консультант! -- ответил Иван, -- и этот консультант сейчас убил на Патриарших Мишу Берлиоза.
Здесь из внутреннего зала повалил на веранду народ, вокруг Иванова огня
сдвинулась толпа.
-- Виноват, виноват, скажите точнее, -- послышался над ухом Ивана тихий
и вежливый голос, - скажите, как это убил? Кто убил?
-- Иностранный консультант, профессор и шпион! - озираясь, отозвался
Иван.
-- А как его фамилия? - тихо спросили на ухо.
-- То-то фамилия! - в тоске крикнул Иван, - кабы я знал фамилию! Не
разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву "Ве",
на "Ве" фамилия! Какая же это фамилия на "Ве"? - схватившись рукою за лоб,
сам у себя спросил Иван и вдруг забормотал: - Ве, ве, ве! Ва... Во...
Вашнер? Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер? - волосы на голове Ивана стали
ездить от напряжения.
-- Вульф? - жалостно выкрикнула какая-то женщина.
Иван рассердился.
-- Дура! -- прокричал он, ища глазами крикнувшую. -- Причем здесь
Вульф? Вульф ни в чем не виноват! Во, во... Нет! Так не вспомню!».
    Начальной репликой 
диалога сообщает нам о 
    Ещё один пример 
диалога-сообщения – общение 
поэта Рюхина с доктором 
2.«- Вот, доктор, - почему-то таинственным шепотом заговорил Рюхин,
пугливо оглядываясь на Ивана Николаевича, - известный поэт Иван
Бездомный... вот, видите ли... мы опасаемся, не белая ли горячка...
- Сильно пил? - сквозь зубы спросил доктор.
- Нет, выпивал, но не так, чтобы уж...
- Тараканов, крыс, чертиков или шмыгающих собак не ловил?
- Нет, - вздрогнув, ответил Рюхин, - я его вчера видел и сегодня
утром. Он был совершенно здоров...
- А почему в кальсонах? С постели взяли?
     - Он, доктор, в 
ресторан пришел в таком виде..
- Ага, ага, - очень удовлетворенно сказал доктор, - а почему
ссадины? Дрался с кем-нибудь?
- Он с забора упал, а потом в ресторане ударил одного... И еще
кое-кого...
- Так, так, так, - сказал доктор».
    Начальная повествовательная 
реплика сменяется вопросами 
доктора, цель которых – 
    Диалог-сообщение 
призван разрешить 
Диалог-беседа
   Эта разновидность 
диалога встречается в романе 
нечасто. Для такого речевого 
взаимодействия необходимо, чтобы 
оба собеседника были 
   Примером дилога-бесды 
может служить общение мастера 
с поэтом Бездомным. Беседа 
начинается с вопросительной 
конструкции, с помощью 
Диалог-расспрос
    Диалог-расспрос 
является довольно 
Например, диалог Ивана Бездомного с доктором психиатрической клиники:
3.«…повернувшись к Ивану, добавил: — Здравствуйте!
— Здорово, вредитель! — злобно и громко ответил Иван.
Рюхин сконфузился до того, что не посмел поднять глаза на вежливого доктора. Но тот ничуть не обиделся, а привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк, а затем спросил у Ивана:
— Сколько вам лет?
— Подите вы все от меня к чертям, в самом деле! — грубо закричал Иван и отвернулся.
— Почему же вы сердитесь? Разве я сказал вам что-нибудь неприятное?
— Мне двадцать три года, — возбужденно заговорил Иван, — и я подам жалобу на вас всех. А на тебя в особенности, гнида! — отнесся он отдельно к Рюхину.
— А на что же вы хотите пожаловаться?
— На то, что меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом! — в гневе ответил Иван.
<…>
— А почему вас, собственно, доставили к нам? — спросил врач, внимательно выслушав обличения Бездомного.
— Да черт их возьми, олухов! Схватили, связали какими-то тряпками и поволокли в грузовике!
— Позвольте вас спросить, вы почему в ресторан пришли в одном белье?
— Ничего тут нету удивительного, — ответил Иван, — пошел я купаться на Москву-реку, ну и попятили мою одёжу, а эту дрянь оставили! Не голым же мне по Москве идти? Надел что было, потому что спешил в ресторан к Грибоедову.
<…>
— Ага, — сказал врач, — а почему так спешили? Какое-нибудь деловое свидание?
— Консультанта я ловлю, — ответил Иван Николаевич и тревожно оглянулся.
— Какого консультанта?
— Вы Берлиоза знаете? — спросил Иван многозначительно.
— Это... композитор?
Иван расстроился.
— Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор — это однофамилец Миши Берлиоза!»
    Структура диалога 
состоит из сменяющих друг 
друга вопросительных реплик 
и ответных реакций. В ходе 
диалога выясняется ситуация, из-за 
которой поэт оказался в 
    Наиболее ярко 
эта разновидность диалога 
4.«Прозвучал тусклый, больной голос:
— Имя?
— Мое? — торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.
Прокуратор сказал негромко:
— Мое мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. Твое.
— Иешуа, — поспешно ответил арестованный.
— Прозвище есть?
— Га-Ноцри.
— Откуда ты родом?
— Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.
— Кто ты по крови?
— Я точно не знаю, — живо ответил арестованный, — я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...
— Где ты живешь постоянно?
— У меня нет постоянного жилища, — застенчиво ответил арестант, — я путешествую из города в город.
— Это можно выразить короче, одним словом — бродяга, — сказал прокуратор и спросил: — Родные есть?
— Нет никого. Я один в мире.
— Знаешь ли грамоту?
— Да.
— Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?
— Знаю. Греческий»
     Диалог представляет 
собой чередование вопросов 
5.«Это можно выразить короче, одним словом — бродяга».
     Но внезапно 
диалог меняет свою 
6.«Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
— Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
— Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
— Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
      Становится 
понятно, что и допрашиваемый 
каким-то образом узнал о 
     Понтий Пилат 
недоумевает, откуда у 
7.«Сознайся, — тихо по-гречески спросил Пилат, — ты великий врач?
— Нет, прокуратор, я не врач, — ответил арестант, с наслаждением потирая измятую и опухшую багровую кисть руки.
Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестанта, и в этих глазах уже не было мути, в них появились всем знакомые искры.
— Я не спросил тебя, — сказал Пилат, — ты, может быть, знаешь и латинский язык?
— Да, знаю, — ответил арестант.
Краска выступила на желтоватых щеках Пилата, и он спросил по-латыни:
— Как ты узнал, что я хотел позвать собаку?
— Это очень просто, — ответил арестант по-латыни, — ты водил рукой по воздуху, — и арестант повторил жест Пилата, — как будто хотел погладить, и губы...
— Да, — сказал Пилат».
    Такой вид диалога 
позволяет узнать факты о 
Диалог-спор
   Самая распространенная 
в романе разновидность 
Предмета беседы, которая предшествовала появлению незнакомца: «— Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете?». С этой отправной точки начинается развертывание диалога-спора. Структура его нетипична для этой разновидности диалога, потому что сначала неизвестный вроде бы соглашается с точкой зрения своих собеседников, разделяет ее:
8.«— Ах, как интересно! — воскликнул иностранец.
«А какого черта ему надо?» — подумал Бездомный и нахмурился.
— А вы соглашались с вашим собеседником? — осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
— Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: — Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? — Он сделал испуганные глаза и прибавил: — Клянусь, я никому не скажу.
— Да, мы не верим в Бога, — чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз, — но об этом можно говорить совершенно свободно.
Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"