Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.
3.4.Диалогическое единство
Сама природа диалога
Вопрос об объеме и границах диалога имеет огромное значение, прежде всего, в плане методическом: нельзя научить тому, границы чего неизвестны. Между тем в исследованиях по диалогу этот вопрос либо не рассматривается, либо решается таким образом, что единственными критериями членения потока диалогической речи выступают два фактора – постоянство собеседников и отсутствие временного перерыва в процессе общения. При таком понимании диалог предстает как продукт общения двух собеседников, который минимально состоит из двух реплик, а максимальная его граница практически остается открытой.
Большинство исследователей сходятся
на том, что размеры диалога
В качестве единицы
диалога Н.Ю. Шведова
И.П. Святогор в речевой
организации диалога
Д.И. Изаренков в своем «Обучении
диалогической речи» объем и
границы диалога определяет постановкой
и разрешением какой-либо задачи
в акте деятельности (Изаренков 1981).
Эта задача – всегда порождение
определенной ситуации или ряда взаимосвязанных
ситуаций. Если диалог возникает на
основе одной речевой ситуации, и
тогда в начальном речевом
действии формулируется задача речевой
ситуации. В таком случае собеседник
(если его интересы не противоречат
интересам говорящего в акте деятельности
и если его компетентность не вызывает
сомнений) одним ответным речевым
действием может разрешить
Несколько иную структуру имеют
диалоги осложненного типа, когда
ситуативные условия включают две
и более взаимосвязанные
Объединяет микро- и макродиалоги то, что в обоих случаях говорящий ставит перед собой задачу, которую и пытается разрешить в процессе общения, но различаются конкретными условиями, в которых эта задача находит свое разрешение.
Итак, все исследователи, делая
упор на ту или иную особенность
диалогического единства, сходятся на
том, что диалогическое единство
– коммуникативная единица
4.Функционально-содержательные типы диалогов
Диалог является естественной формой
речевого взаимодействия людей. Зачастую,
человек говорит не только затем,
чтобы выразить свою мысль, но и показать
свои чувства, как-то воздействовать на
собеседника. Таким образом диалогическое
общение людей имеет разные функции
и в соответствии с ними можно
выделить несколько функционально-
Наиболее полную
При определении функционально-
4.1.Логико-интеллектуальный диалог.
Этот тип диалога является самым
распространенным, и он представлен
наибольшим числом разновидностей. В
таком типе диалога может присутствовать
установка на общение, получение
какой-либо информации, и тогда он
реализуется в диалоге-
4.1.1.Диалог-сообщение.
В таком диалоге установка
4.1.2.Диалог-беседа.
Очень распространенная разновидность диалога. В процессе общения информативная направленность сохраняется, но акцент переносится на самих участников речевого взаимодействия. Они проявляют свою индивидуальность и тем самым раскрывают личностный фон друг друга. Таким образом, в процессе беседы, ее участники не только получают какую-то определенную информацию, но и узнают что-то о личности своего собеседника. Беседа возникает при обоюдном согласии участников и при их расположенности общаться. Такая разновидность характеризуется большей протяженностью. Беседа может быть посвящена как одному, так и нескольким предметам. Характерно, что в беседе оказываются одинаково активными оба ее участника. В качестве начальных реплик могут использоваться клишированные формы или вопросительные конструкции, цель которых – выяснить, настроен ли человек на общение.
4.1.3.Диалог-расспрос.
Исходной репликой диалога
этой разновидности чаще всего
будет являться вопросительная
конструкция. Такой диалог
4.1.4.Диалог-унисон.
Такой диалог объединяет
собеседников общими
4.1.5.Диалог-спор.
Диалоги-споры очень
разнообразны по своей
Спор как словесное
состязание всегда имеет
4.1.6.Интенсиональный диалог.
Если в диалоге нет установки на передачу информации или желания определенным образом воздействовать на собеседника, но при этом мы можем определить замысел собеседника, направленность его мышления, то можно говорить об интенсиональном диалоге. Такой диалог порождает не желание передать информацию, мотив речи, ее цель. Отличить эту разновидность диалога от любого другого может желание одного собеседника выяснить направленность мышления другого, оно и становится основой, которое определяет структуру диалога и его развитие. Одной из характерных особенностей интенсионального диалога является трехчленного вопросно-ответное единство.
4.2.Волевой диалог и его разновидности
Основой, определяющей тип диалога как волевой, является желание одного собеседника определенным образом воздействовать на другого, побудить его к деятельности. Начинается такой диалог, как правило, репликой-стимулом, которая содержит в себе приказ или просьбу. Такая реплика содержит глаголы повелительного наклонения и инфинитивные конструкции. Этот тип диалога реализуется в двух разновидностях: диалоге-приказе и диалоге-просьбе.
4.2.1.Диалог-приказ.
Основным в диалоге-приказе
является стремление одного
4.2.2.Диалог-просьба.
В диалоге просьбе
почти всегда содержится
4.3.Эмоционально-аффекивный диалог и его разновидности
В любом речевом взаимодействии людей присутствуют эмоции, и в той или иной степени они присущи каждому типу диалога. Но диалога эмоциально-аффективного характерно вербальное выражение чувств. Именно эмоциональное состояние собеседников определяет выбор лексических единиц, синтаксических конструкций, структурную модель диалога и направление его развертывания. Переживания человека, отраженные в эмоционально-аффективном диалоге могут возникать как реакция на реплику собеседника, а могут показывать устойчивые эмоциональные отношения между участниками взаимодействия. Различаются две разновидности эмоционально-аффективного диалога: диалог-ссора и диалог-объяснение.
4.3.1.Диалог-ссора.
Как правило, ссора
возникает из-за
Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"