Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;

Содержание

Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.62 Кб (Скачать)

     Если ссора возникает  непреднамеренно, вследствие  реакции  собеседников на полученную информацию  или речевое поведение друг  друга, то реплики обоих участников  такого взаимодействия будут  отрывисты и эмоциональны. Развернутые  реплики монологического плана  для такой разновидности диалога  несвойственны.  Нужно отметить, что в ссору может перерасти  любой функциональный тип диалога.  В модель диалога-ссоры обычно  входят диалогические единства, начинающиеся противительными союзами  (а, но).

4.3.2.Диалог-объяснение

    Основой, которая развертывает  диалог-объяснение, является желание  собеседников выяснить, какие чувства  испытывает один из участников  диалога, либо стремление одного  из участников речевого взаимодействия  открыть свои чувства и увидеть реакцию партнера.

    Структуры диалогов этой  разновидности разнообразны. Они  зависят от того, какие эмоциональные  отношения связывают собеседников, какие чувства испытывает каждый  из них в момент общения. 

5.Художественный диалог

5.1.Своеобразие художественного диалога

    Наличие эстетической  значимости для разговорного  диалога признак необязательный, тогда как для художественного  диалога этот признак является  неотъемлемым. Совершенно очевидно, что каждый элемент в художественном  диалоге подчинен решению определенных  авторских задач.

Проблема диалога в художественном произведении представляет особую громадную  область теории диалога. В.В. Виноградов, указывая, что «речь художественных произведений складывается из разных типов монолога и диалога, из смешения многообразных форм устной и письменной речи», ставил задачи изучения «конструирования типов художественной прозы за пределами  бытового языкового материала», уяснения «принципов сочетания разных форм речи в пределах монологических конструкций  и принципов включения в них  диалога». (В.В.Виноградов,1930,33,40,43). Организация  текста художественных произведений разных жанров, историческое развитие приемов  включения диалога в повествование  – вопросы, освещаемые в ряде исследований и требующие дальнейшего изучения.

         К числу  наиболее явных отличий художественного  диалога от разговорной речи  относятся принадлежность их  к разным стилям и форма  реализации. Устный диалог принадлежит  разговорному стилю, тогда как  художественный диалог – реализация  стиля художественного. Разговорный  диалог чаще всего существует  в устной форме, а художественный  преимущественно в письменной.

        Разговорный  диалог является первичным и  наиболее естественным проявлением  диалогической речи, так как связан  со стандартным представлением о ситуации общения. Художественный диалог носит вторичный, смоделированный характер, так как он порожден нестандартной ситуацией общения.

Проблема включения диалога  в авторское повествование тесным образом связана с проблемой  передачи явлений устной речи в литературных произведениях разных жанров. Из всех форм прямой речи, используемых в художественной прозе, диалог в наибольшей степени  отражает особенности бытового разговорного языка. В диалоге содержится более  разнообразные, чем в авторском  повествовании синтаксические конструкции, передающие живые интонации разговорной  речи.

Диалог подразумевает установку  на разговорную речь: большое количество разговорных выражений, просторечий, широкое использование эмоционально-экспрессивной  лексики и синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений), важная роль интонации. Все это несвойственно  книжному стилю. Возникает противоречие между необдуманностью устной речи и взвешенностью письменной. Индивидуальный стиль автора – это первый аспект, который необходимо учитывать, отвечая  на вопрос идентичности диалога в  бытовой речи и художественной литературе. Кроме того, необходимо учитывать  различие коммуникативных условий  этих форм диалога. Внешние признаки естественного диалога нельзя переложить на диалог в художественной прозе. Здесь  положение совсем другое: о диалоге  в художественной литературе нельзя сказать, что он возникает при  непосредственной коммуникации и предварительно не обдумывается.

В художественном произведении диалог носит двойственный характер. С одной  стороны, диалогическая речь предполагает обработанность ее автором, а, с другой стороны, – эта речь необходимо основана на живой разговорной речи. Автор  художественного текста воспроизводит  живую разговорную речь, что само по себе свидетельствует о том, что  это воспроизведение не есть абсолютное повторение всего того, что есть в живой разговорной речи. Принципы непрямого отражения особенностей разговорной речи в составе художественного текста следует искать в тех требованиях, которые накладывает художественный текст. Не все «говоримое» в живой разговорной речи может быть отражено в художественном тексте.

В связи с тем, что разговорная  речь требует кратких, неполных, простых  конструкций, особую роль получают внеязыковые  коммуникативные факторы: интонация, мимика, жестикуляция. В литературном произведении эти моменты отражены с помощью авторских ремарок.

Перед писателем ни в коем случае не стоит задача натуралистического, фотографического копирования разговорного языка. В художественном тексте разговорная  речь выполняет эстетическую функции, становятся элементом общеобразного  строя произведения, его идейного содержания и в связи с этим претерпевает изменения. Качественное преобразование диалога обусловлено  и специфическими художественными  факторами, прежде всего стремлением  к индивидуализации идиолекта персонажей, к использованию их речи в характерологической  функции и к демонстрации собственно авторской стилистической активности.

Художественная обработка материала  заключается не в изменении формы  построения, не в отступлении от действующих правил языка, а в  отборе того, что требуется для  достижения тех или иных художественных целей.

    Разговорный диалог –  явление одномерное. Диалогическое  событие выстраивается вдоль  линии адресант – адресат.  Художественный диалог – явление  многомерное. В нем события  выстраиваются по нескольким  линиям: персонаж – персонаж, автор  – персонаж, автор – читатель.

Появление в художественной диалогической  ситуации  читателя, как одного из участников диалога, как воспринимающей стороны, которая должна правильно  понять и воспринять определенный момент художественного замысла автора – важное отличие художественного  диалога.

      Тема диалога возникает  не стихийно, а по воле автора. Поэтому в художественном произведении  реже, чем в действительности, встречаются  разговоры, относящиеся к бытовым  ситуациям и те части разговора,  которые являются данью общественному  этикету (приветствия, вопросы  о здоровье и т.д.). Также в  диалогах художественной речи  практически не возникает ситуаций  неловкости, пауз из-за отсутствия  темы для разговора, столь часто  возникающих в повседневной жизни. 

       Наличие эстетической  значимости для разговорного  диалога признак необязательный, тогда как для художественного  диалога этот признак является  неотъемлемым. Совершенно очевидно, что каждый элемент в художественном  диалоге подчинен решению определенных  авторских задач

Таким образом, бытовой диалог и  диалог художественный не являются и  не должны быть тождеством. Однако сущность явления, основные языковые признаки, его характеризующие, в обоих  диалогах остаются одинаковыми.

5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога

    Важнейшим свойством  текста является его смоделированный  характер. Автор, изображая в тексте  какую-либо ситуацию речевого  взаимодействия персонажей, тщательно   подбирает элементы и структурирует  ее так, чтобы она, вместе  с общей формой произведения  «работала» на идею текста, на  замысел автора.

     Специфика   диалога как компонента художественного  текста, специфика структуру такого  диалога, связана ещё и с  появлением читателя как одного  из параметров диалога, как  воспринимающей стороны, как одного  из участников диалога. Автор  в художественном диалоге выступает  как субъект речи, адресант.

     Художественный  диалог направлен на читателя, с помощью контекста, в котором  находится диалог, с помощью авторских  ремарок, которые даются в ходе речевого взаимодействия читатель получает информацию обо всех компонентах ситуации диалогического общения. Основными параметрами диалога как  художественного отражения акта коммуникации, являются:

 

- способы презентации  персонажей;

- ситуация, предшествующая  акту речевого взаимодействия;

- предметно-событийный фон  самой ситуации диалогического  общения;

- собственно диалог как  коммуникативное событие и речевые  действия персонажей;

- невербальные средства  речевого общения.

     В художественном  диалоге используются конструкции  с прямой речью, персонажные  реплики и самостоятельные предложения  авторской речи, которые описывают  диалогическую ситуацию.

     Предложения  авторской речи – одна из  важнейших отличительных особенностей  структуры художественного диалога.  В естественном диалоге мы  делаем выводы о речевой ситуации, оценивая факты действительности, опираясь на свой жизненный  опыт и на информацию, которую  может предложить нам собеседник. В художественном диалоге, читатель  как воспринимающая сторона речевого  взаимодействия персонажей, располагает  большим количеством информации, и характер ее отличается от  естественных условий речевого  взаимодействия. Так, к моменту  развертывания диалога, читатель  зачастую уже имеет представление  о личностных характеристиках  каждого из участников диалогической  ситуации( что в ситуации естественного  общения оказывается не всегда  возможным), знает, какие события  предшествовали данной речевой  ситуации, какие цели преследует  говорящий, и иногда читатель  может даже предполагать развертывание  диалога, учитывая все сведения  о сложившейся речевой ситуации  и о ее участниках.

    Таким образом,  художественный диалог, как отражение  в художественном тексте акта  естественного речевого взаимодействия (вне зависимости от его протяженности)  можно условно разделить на  три основные части:

- обстановочная часть,  которая описывает участников  речевой ситуации и дает представление  о тех условиях, которые ей  сопутствуют;

- собственно диалог, реплики  персонажей и авторские предложения,  которые их вводят;

- финальная часть, содержащая  в себе указание на завершение  коммуникативного акта.

    Эта модель  заполняется конкретным лексическим  материалом, который выбирается  автором в соответствии с закономерностями  структурирования указанных частей.

6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Исследование  диалогов в романе М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита» позволяет  раскрыть своеобразие речевой  характеристики каждого из персонажей, показывает, как автор отражает  естественную речь в художественном  произведении. Диалоги помогают  выявить эмоциональный фон текста, а также определить взаимодействие  вербальных и невербальных средств  общения. Актуальным является  и вопрос взаимодействия диалога  с другими композиционно-речевыми  формами художественного произведения.

6.1.Типы диалогов в романе, их структура

   В романе представлено  множество разновидностей диалога.  Структура каждого из них складывается  из определенных параметров (обстановки, в которой порождается диалог, персонажей, которые вступают во  взаимодействие, предмета разговора)  и определяет функционально-содержательный  тип диалога.

    Например, если  речь идет о персонажах, которые  испытывают взаимную неприязнь  друг к другу, то, скорее всего  она будет реализовываться в  эмоционально-аффективном диалоге-ссоре.  Некоторые группы персонажей  имеют внутри себя определенную  иерархию, для отражения которой  будет использоваться модальный диалог (диалог-приказ, диалог-просьба). Если один из участников речевого взаимодействия испытывает недостаток сведений по какому-либо вопросу (такую ситуацию можно увидеть при речевом взаимодействии свиты Воланда и представителей московского общества), то, как правило, будет использован диалог- расспрос.

     Таким образом,  нужно отметить, что особые условия  развертывания диалога, причины  и цели его порождения, а также  личностные качества и социальный  статус его участников, будут  влиять на выбор автора определенной  разновидности диалога, которая,  в свою очередь, будет определять  его структуру.

Диалог-сообщение

    Эта разновидность  диалога в романе появляется  довольно часто. Цель говорящего  – донести информацию до собеседника,  а собеседника – уточнить и  расширить полученные сведения. Одним из ярких примеров диалога-сообщения  является диалогическое взаимодействие  поэта Ивана Николаевича Бездомного  с посетителями «Дома Грибоедова»

Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"