Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.
Если ссора возникает
непреднамеренно, вследствие реакции
собеседников на полученную
4.3.2.Диалог-объяснение
Основой, которая развертывает
диалог-объяснение, является желание
собеседников выяснить, какие чувства
испытывает один из участников
диалога, либо стремление
Структуры диалогов этой
разновидности разнообразны. Они
зависят от того, какие эмоциональные
отношения связывают
5.Художественный диалог
5.1.Своеобразие художественного диалога
Наличие эстетической
значимости для разговорного
диалога признак
Проблема диалога в
К числу
наиболее явных отличий
Разговорный
диалог является первичным и
наиболее естественным
Проблема включения диалога
в авторское повествование
Диалог подразумевает
В художественном произведении диалог
носит двойственный характер. С одной
стороны, диалогическая речь предполагает
обработанность ее автором, а, с другой
стороны, – эта речь необходимо основана
на живой разговорной речи. Автор
художественного текста воспроизводит
живую разговорную речь, что само
по себе свидетельствует о том, что
это воспроизведение не есть абсолютное
повторение всего того, что есть
в живой разговорной речи. Принципы
непрямого отражения
В связи с тем, что разговорная речь требует кратких, неполных, простых конструкций, особую роль получают внеязыковые коммуникативные факторы: интонация, мимика, жестикуляция. В литературном произведении эти моменты отражены с помощью авторских ремарок.
Перед писателем ни в коем случае не стоит задача натуралистического, фотографического копирования разговорного языка. В художественном тексте разговорная речь выполняет эстетическую функции, становятся элементом общеобразного строя произведения, его идейного содержания и в связи с этим претерпевает изменения. Качественное преобразование диалога обусловлено и специфическими художественными факторами, прежде всего стремлением к индивидуализации идиолекта персонажей, к использованию их речи в характерологической функции и к демонстрации собственно авторской стилистической активности.
Художественная обработка
Разговорный диалог –
явление одномерное. Диалогическое
событие выстраивается вдоль
линии адресант – адресат.
Художественный диалог –
Появление в художественной диалогической ситуации читателя, как одного из участников диалога, как воспринимающей стороны, которая должна правильно понять и воспринять определенный момент художественного замысла автора – важное отличие художественного диалога.
Тема диалога возникает
не стихийно, а по воле автора.
Поэтому в художественном
Наличие эстетической
значимости для разговорного
диалога признак
Таким образом, бытовой диалог и диалог художественный не являются и не должны быть тождеством. Однако сущность явления, основные языковые признаки, его характеризующие, в обоих диалогах остаются одинаковыми.
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога
Важнейшим свойством
текста является его
Специфика
диалога как компонента
Художественный
диалог направлен на читателя,
с помощью контекста, в
- способы презентации персонажей;
- ситуация, предшествующая акту речевого взаимодействия;
- предметно-событийный фон самой ситуации диалогического общения;
- собственно диалог как
коммуникативное событие и
- невербальные средства речевого общения.
В художественном
диалоге используются
Предложения
авторской речи – одна из
важнейших отличительных
Таким образом,
художественный диалог, как отражение
в художественном тексте акта
естественного речевого
- обстановочная часть,
которая описывает участников
речевой ситуации и дает
- собственно диалог, реплики
персонажей и авторские
- финальная часть, содержащая в себе указание на завершение коммуникативного акта.
Эта модель
заполняется конкретным
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Исследование
диалогов в романе М.А.
6.1.Типы диалогов в романе, их структура
В романе представлено
множество разновидностей
Например, если
речь идет о персонажах, которые
испытывают взаимную неприязнь
друг к другу, то, скорее всего
она будет реализовываться в
эмоционально-аффективном
Таким образом,
нужно отметить, что особые условия
развертывания диалога,
Диалог-сообщение
Эта разновидность
диалога в романе появляется
довольно часто. Цель
Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"