Ярчайшие представители «серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Содержание

Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

«Серебряный век» и его место в русской литературе».doc

— 616.50 Кб (Скачать)

     Стихи второй книги (1904—1908) переносят действие в современный город. Ключевой цикл ее так и называется «Город». После «снов и туманов» лирический герой перелистывает «первые страницы книги бытия»: «с неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо». Весенние зори первой книги сменяются снежными вьюгами, метелями, гармония хаосом.  

Незнакомка 

           По  вечерам над ресторанами

           Горячий воздух дик и глух,

           И правит окриками пьяными 

           Весенний  и тлетворный дух.

            

           Вдали, над пылью переулочной,

           Над скукой загородных дач,

           Чуть  золотится крендель булочной,

           И раздается детский плач.

            

           И каждый вечер, за шлагбаумами,

           Заламывая котелки,

           Среди канав гуляют с дамами

           Испытанные  остряки.

            

           Над озером скрипят уключины,

           И раздается женский визг,

           А в небе, ко всему приученный,

           Бессмысленно  кривится диск.

            

           И каждый вечер друг единственный

           В моем стакане отражен 

           И влагой терпкой и таинственной,

           Как я, смирён и оглушен.

           А рядом у соседних столиков

           Лакеи сонные торчат,

           И пьяницы с глазами кроликов

           «In vino veritas!» кричат.

            

           И каждый вечер, в час назначенный 

           (Иль  это только снится мне?),

           Девичий стан, шелками схваченный,

           В туманном движется окне.

            

           И медленно, пройдя меж пьяными,

           Всегда  без спутников, одна, дыша

           духами  и туманами,

           Она садится у окна.  

           И веют древними поверьями 

           Ее  упругие шелка,

           И шляпа с траурными перьями,

           И в кольцах узкая рука.

           И странной близостью закопанный,

           Смотрю  за темную вуаль,

           И вижу берег очарованный

           И очарованную даль.

            

           Глухие  тайны мне поручены,

           Мне чье-то солнце вручено,

           И все души моей излучины

           Пронзило  терпкое вино.

            

           И перья страуса склоненные

           В моем качаются мозгу,

           И очи синие бездонные

           Цветут  на дальнем берегу. 

           В моей душе лежит сокровище,

           И ключ поручен только мне!

           Ты  право, пьяное чудовище!

           Я знаю: истина в вине.

                   24 апреля 1906,

                   Озерки  

     Соприкоснувшись с действительностью, с ее кричащими  противоречиями, поэт по-прежнему страстно ищет света, правды, идеала… . Одно из наиболее выразительных стихотворений цикла (1904—1908) «Незнакомка».

     Жанр  этого стихотворения рассказ в стихах.

     Сюжет встреча в загородном ресторане.

     В поэтическом контексте образы материального мира, воссозданные зримо, ярко, при всей их конкретности приобретают символический подтекст. Изображение служит лишь мостиком в скрытый символический план. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего, о его стремлении освободиться от нее, о порывах души к прекрасному. Какими средствами достигается многомерность образа? Первые шесть строф подчеркнуто гротескно изображают социально-бытовой фон: «испытанные остряки» в котелках, пьяные крики, «женский визг», «пыль переулков», «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи».

     Деталей немного, но они выразительные. Они  дают представление не только о действительности, но и служат средством лирического  самораскрытия показывают ненависть героя к этому миру.

     Детали  быта сопрягаются с деталями пейзажа, искажая их «бессмысленно кривится диск» луны, над озером «женский визг», даже пьянящий воздух весны превращается в стихотворении в «весенний и тлетворный дух» темное начало, которое туманит сознание человека и правит его жизнью. Перечисление планов быта и природы рождает впечатление разлада, дисгармонии бытия.

     Подчеркнуто прозаическому бытовому плану первых шести строф противостоит, сталкиваясь с ним, романтический. Это столкновение уже подготовлено тем противоречивым сопряжением обыденного словаря и музыкального звучания, которое характерно для первой части.  
Рифма в стихотворении становится одним из случаев закона звуковых соответствий. Подобнозвучие пронизывает всю стихотворную ткань. Появляется Незнакомка, и контрастом к торжествующей пошлости звучит музыка сплошного ассонанса:

             Дыша  духами и туманами,

             Она садится у окна.

              

             И веют древними поверьями 

             Ее  упругие шелка...  

     Обыденная жизнь приобретает загадочные очертания, в сознании героя происходит преображение действительности.

     И вновь пред нами: синее звездное, высокое, «из космических далей»:

             И очи синие бездонные

             Цветут  на дальнем берегу.  

     Духи  и туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они  «цветут» все это образы, символизирующие приход Любви и Красоты так же, как «женский визг», «крендель булочной», «переулочная» пыль, «скука загородных дач», котелки остряков символизировали пошлость «страшного мира», его приниженную будничность.

Какой смысл скрыт в концовке и что  являет собой Незнакомка? Возможны разные суждения о ней: Незнакомка новый вариант образа Прекрасной Дамы; она обычная ресторанная посетительница («дама из ресторана»), она видение, которое пригрезилось поэту-романтику. Ни одно из этих мнений не исчерпывает образа. Незнакомка таинственна.

     Она реальная женщина (в шляпе с перьями, кольцах, шелках), но в ней есть отблеск тайны, принадлежности к «очарованной дали», воздушность («дыша духами и туманами»), т. е. нечто, связывающее ее с Прекрасной Дамой, хотя и менее призрачное. Обратим внимание на эпитет «очи синие» цвет, символизирующий у Блока причастность к высокому, возвышенному. Поэтому с ее приходом человек забывает о грубом мире и ему открывается «берег очарованный», мир красоты, «сокровище» собственной души. Однако не исчезает и пошлый мир. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делает стихотворение трагичным. «За грустными и горькими словами Блока, завершающими «Незнакомку»,пишет А. Микешин,— ясно чувствуется трагическая подоснова, большая человеческая боль, крик о спасении». Та «высокость» чувства и ожидания, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме, утрачена, цельность исчезла, мечта не выдерживает столкновения с пошлостью и прозой. Чтобы не погибнуть и обрести внутреннюю свободу, человеку необходимо найти высокие истины и подлинные ценности в самой действительности. Открытие их и станет содержанием дальнейшей эволюции пути поэта, где его ждут страдания, но и взлеты, вершины счастья и провалы в бездну.

     Стихотворение «О, весна без конца и без краю...» (1907) открывает цикл «Заклятие огнем и мраком». Его идея проходит через весь контекст лирики второй книги и представляет одну из ее основных тем.  

           О, весна без конца и без краю

           Без конца и без краю мечта!

           Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

           И приветствую звоном щита!

            

           Принимаю  тебя, неудача,

           И удача, тебе мой привет!

           В заколдованной области плача,

           В тайне смеха позорного нет!

            

           Принимаю  бессонные споры,

           Утро  в завесах темных окна,

           Чтоб  мои воспаленные взоры

           Раздражала, пьянила весна!  

           Принимаю  пустынные веси!

           И колодцы земных городов!

           Осветленный простор поднебесий

           И томления рабьих трудов!

            

           И встречаю тебя у порога

           С буйным ветром в змеиных кудрях,

           С неразгаданным именем бога

           На  холодных и сжатых губах…

            

           Перед этой враждующей встречей

           Никогда я не брошу щита...

           Никогда не откроешь ты плечи...

           Но  над нами хмельная мечта!  

           И смотрю, и вражду измеряю,

           Ненавидя, кляня и любя:

Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»