Ярчайшие представители «серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Содержание

Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

«Серебряный век» и его место в русской литературе».doc

— 616.50 Кб (Скачать)

           За  мученья, за гибель я знаю

           Все равно: принимаю тебя!

     Идея  стихотворения проходит через весь контекст лирики второй книги и представляет одну из ее основных тем - важность проблемы выбора пути.

     Стихотворение является лирическим монологом.

       В первой части стихотворения поэт принимает жизнь целиком, как нечто светлое и праздничное:

                
        О, весна без конца и
        без краю

                               Без конца и без краю мечта!

                               Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

                               И приветствую звоном щита!  

     Тут нет контрастов: «мечта» и «весна», «узнаю» и «принимаю» - близкие, почти тождественные понятия.

     Во  второй части стихотворения образная структура изменяется. Жизнь, которую принимал поэт, оказывается бесконечно сложной: в ней соседствуют и переплетаются «неудача» и «удача», «пустынные веси» и «колодцы земных Городов», «осветленный простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Жизнь понимается поэтом как вечная борьба светлого и темного.

     Эту сложную противоречивость действительности, ее зло и обольщенья как бы воплощает  подруга поэта. Закрытые плечи, «холодные губы», «змеиные кудри» обольстительно красивая и чужая. Любовь к ней, как и любовь к жизни, любовь-вражда.

     Стихотворение развивает один из важнейших мотивов лирики Блока: «...и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь».

       «Узнаю! Принимаю... Приветствую!» прокатывается по всему стихотворению. Но лирический герой, слагающий дифирамбы бытию, предстает, тем не менее, со щитом в руке, в облике борца, не смирившегося с несовершенством мира. И это определяет выбор им жизненного пути: он готовит себя к «враждующей встрече», к битве за осветление жизни.  
Не случайно в стихотворении большое место занимает образ щита. Привычнее звучало бы «звоном меча». Меч и щит
это вооружение древнерусского воина. Блок вовсе не стремится отгородиться щитом от бурь и волнений жизни. Он восторженно принимает их: 

             И смотрю, и вражду измеряю,

             Ненавидя, кляня и любя:

             За  мученья, за гибель я знаю

             Все равно: принимаю тебя! 

     Но  «звон щита» как бы подчеркивает ту стойкость, которая нужна поэту, чтобы оставаться верным своим жизненным принципам.  
Тема крушения мечты
постоянная тема в лирике третьей книги.

     В пути, исполненном противоречий, путеводительный маяк для поэта Родина.

     В цикл «Родина» (1907—1916) раздел третьей книги входит стихотворение «Россия» (1908). Стихи о Родине трудно отделить от собственно лирических циклов, они также отражают внутреннюю жизнь поэта. Испытывающий «безверие и грусть», «отвращение от жизни», лирический герой обретает душевный покой, «волю жить», веру в будущее, когда думает о Родине.

     Блок  поэтизирует обыденные предметы крестьянского быта. В народном крестьянском мире ищет поэт воплощение Родины.

     Образу  Родины он придает черты национального  женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойную красу».

     Три книги лирики А. Блока рассказывают о трудном и мучительном пути человека в эпоху безвременья. Блок называл свою лирику «трилогией вочеловечения»: «от мгновенного слишком яркого света через непроходимый болотистый лес к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и к рождению человека «общественного«, художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, вглядываться в контуры «добра и зла» ценою утраты части души».

     В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и Революция», в которой писал о величественных задачах, стоящих перед страной. В это же время им написаны поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

     «Двенадцать» (1918) итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция.

     Взгляд автора «Двенадцати» на революцию заставляет вспомнить и трудные пушкинские раздумья о пугачевщине, о ее горестной неизбежности и о притягивающих художника своей трагической силой и размахом фигурах, возникающих на гребне «бессмысленного и беспощадного» бунта.

     Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

       В «Скифах» Блок вернулся к издавна волновавшему его вопросу об исторических судьбах России. Теперь он решал его применительно к возрожденной стране, видя в ней средоточие всего лучшего и ценного, что было создано человечеством за всю его историю. Поэт обратился с пламенным призывом к народам мира: 

             Придите к нам! От ужасов войны 

             Придите в мирные объятья!

             Пока  не поздно старый меч в ножны,

             Товарищи! Мы станем братья!  

     Блок  призывает народы мира всех стран прийти от «ужасов войны» в «мирные объятья». Большой художник-патриот, он утверждает идею национальной гордости России. И, как подлинный интернационалист, он с уважением и пониманием относится к другим народам, к их национальной самобытности.

     Блок  отдает все свои силы и знания на службу народу. Под руководством А.М. Горького Блок ведет большую работу в издательстве «Всемирная литература», в частности готовит издание произведений М.Ю. Лермонтова и Г. Гейне.

       Труден, сложен и противоречив был путь Блока. Но «беспощадная искренность», верность Родине, народу определили главное на этом пути служение передовым общественным идеалам, устремленность в будущее, в то время, когда, как предвидел Блок, «юноша веселый» прочтет в его стихотворениях, поэмах, пьесах и статьях главное:  

             Простим угрюмство – разве это

             Сокрытый  двигатель его?

             Он  весь - дитя добра и света,

             Он  весь – свободы торжество! 
         
         

  • Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
 

     В истории отечественной словесности  есть имена-камертоны, само звучание которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен — Николай Гумилев.  
Как в чистом бриллианте преломляется солнечный луч, являя глазу и мгновенные вспышки, и обреченный на мгновенную же гибель целый спектр, так и в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы российской интеллигенции.

     Еще будучи в стенах Царскосельской гимназии в 1905 году девятнадцатилетний поэт выпустил первый свой сборник — «Путь конквистадоров». И уже совершенно точно выражено отношение к учителю тем, что эту книгу Гумилев подарил Анненскому; затем, спустя годы, отдавая дань памяти наставнику, он напишет: 

        Был Иннокентий Анненский последним

        Из  царскосельских лебедей. 

     Путь  конквистадоров» интересен и  тем, что в нем уже явно запечатлен образ, к которому стремился тогда Гумилев, и самой демонстрацией умения писать стихи.

                    

        Я конквистадор в панцире железном,

        Я весело преследую звезду...

           

     На тот период «конквистадором» был сам Гумилев, а звездою, которую он «весело преследовал»,— поэзия и страсть к путешествиям.  
Поэт и путешественник не боролись в этом человеке; они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимообогащали друг друга. К тому же в это время, весной 1910 года, вышла третья его поэтическая книга — «Жемчуга» (выпуск сборника счастливо совпал с другим знаменательным событием — 25 апреля состоялось венчание с Анной Андреевной Ахматовой).

     «Жемчуга» приобрели широкую известность  и возбудили интерес литературной критики прежде всего потому, что эта книга принесла с собою на поэтическую карту «страну Н. Гумилева» (В. Брюсов). Да, автора продолжали упрекать в подражательстве (скорее, правда, упрекали по привычке), но, посвященная В. Брюсову и во многом действительно под его влиянием созданная книга «Жемчуга», это прежде всего самостоятельный путь, новый, непохожий на предыдущий. Здесь угадывается и манера, и почерк. Если со страниц «Романтических цветов» на читателя большей частью взирали ягуары, львы, жирафы, «Орел Синдбада» и т. д., то в «Жемчугах» исследуется мир души, а не внешних проявлений. 

  

Вот характерное для этого сборника стихотворение «Жираф». 

        Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

        И руки особенно тонки, колени обняв.

        Послушай: далёко, далёко, на озере Чад 

        Изысканный бродит жираф.

        Ему грациозная стройность и нега дана,

        И шнуру его украшает волшебный  узор,

        С которым равняться осмелится только луна,

        дробясь и качаясь на влаге широких  озер. 

        Вдали он подобен цветным парусам корабля,

        И бег его плавен, как радостный птичий полет.

        Я знаю, что много чудесного видит  земля,

        Когда на закате он прячется в мраморный  грот.

        Я знаю веселые сказки таинственных стран

        Про черную деву, про страсть молодого вождя,

        Но  ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

        Ты  верить не хочешь во что-нибудь кроме  дождя.

         

        И как я тебе расскажу про тропический сад,

        Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

        Ты  плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

        Изысканный бродит жираф.

                                                                         1910

          
  
Стихотворение «Жираф» наполнено романтикой путешествий, экзотикой столь любимой поэтом Африки. Но стихотворение интересно не экзотическим «жирафом», а исследованием мира души.

         Лирический герой, навидавшийся чужих земель и чужих  небес, пытается развеять грусть своей  безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит сочувствия. Герои пребывают в разных мирах: героиня обитает в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное.

Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»