Ярчайшие представители «серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Содержание

Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

«Серебряный век» и его место в русской литературе».doc

— 616.50 Кб (Скачать)

      
  
Любовь-страдание, любовь-мука преследовала Маяковского. Превращение высокого и прекрасного чувства в боль, отчаяние, горечь старо как мир. Тяжесть любви давно осознана человечеством. Немыслимость жизни без любви — также. Не о том ли русская пословица — «Любить тяжело, не любить тяжеле того». Поэт не мог согласиться с несбыточностью любви вообще, ее запредельностью.
 

               Послушайте!  
                   Ведь, если звезды

               зажигают —

               значит - это кому-нибудь нужно?

               Значит — это необходимо,

               чтобы каждый вечер

               над крышами

               загоралась хоть одна звезда?!

      
  Это строки из шедевра молодого Маяковского — стихотворения «Послушайте!» (1914). Звезды, звездное небо испокон веков были олицетворением света и вечности добра. В этом смысле «звездное небо» — важнейшая тема мировой культуры. Как моряки держат курс корабля по

звездам, так человек должен следовать  нравственному закону, простому для  понимания и трудному для исполнения, отклонение в том и другом случае — плачевно. Помимо всех собственно поэтических достоинств, стихотворение «Послушайте!» поражает родством с великой традицией русской литературы. Маяковский — новатор с постоянной опорой на глубочайшие духовные традиции. Без такой опоры великий художник состояться не сможет.

  Аскетизм и строгость времен «военного коммунизма» не очень согласовались с «интимными чувствами». «Служилый» стих Маяковского той поры как-то не очень вязался с чистой лирикой. Но поэт не стал бы великим художником, если бы служил лишь злобе дня. Не менее истово он служил «добру» дня и вечности.

     В 1922—1923 годах появляются поэмы Маяковского  «Люблю» и «Про это». Даже близким поэта они показались странными, этаким «лирическим отступлением» с передовых позиций классовой борьбы.

     Человек меняется немыслимо медленно. Уверенность многих, что революция как-то сразу все и за всех решит, очистит, оказалась как бы обманутой. Чудовищное прорастание быта из-под развалин прошлого породило много разочарований, идейных перерождений. Смысл и содержание нэпа поняли далеко не все. Это сказалось и в художественной литературе тех лет.

     Маяковский  счел своим долгом высказать горькую правду и подтвердить незыблемость идеалов. На этой почве и родились обе поэмы. Поэт баррикад, социалистического строительства вдруг заговорил о «сердечной тайне». Поэма «Люблю» — поэтическая автобиография, где в противовес «очерствению сердечной почвы… между служб, доходов и прочего» утверждалось:

          Не  смоют любовь

          ни  ссоры,

          ни  версты.

          Продумана,  
          выверена,  
          проверена.  
          Подъемля торжественно стих строкоперстый,

          клянусь —

          люблю  
          неизменно и верно!
           

     Атмосфера времени как будто навсегда вытеснила  из языка человеческого слова любовь, сердце, нежность. Тогда даже в поэзии считали «стального соловья» (Н. Асеев) более нужным людям, чем классически стихотворного «творца трелей» где-нибудь в запущенных аллеях помещичьего парка. Казалось, что живой соловей просто-напросто «классово чужд» строителям нового мира. И важно, что именно Маяковский напомнил о «сердечной почве» социального действия масс. Ведь без этого «сердечного участия» самые смелые прожекты о счастливом будущем человечества могут обернуться лишь созданием искусственного и холодного земного рая, годного разве что для мещанина, пусть и в «красном», так сказать, варианте.  

Поэтическое новаторство В. Маяковского 

    1.Лирический герой Маяковского - это человек, очень остро воспринимающий действительность. Чувства героя исключительно сильны. Герой Маяковского слишком страдает, слишком ненавидит, слишком любит, слишком горячо мечтает о будущем человеке. Такая напряженность чувства героя требует нового словесного выражения (лексики, синтаксической организации), новых ритмов.  

    2. Слитность и нерасторжимость гражданских и интимных чувств героя определили жанровое своеобразие произведений Маяковского: переплетение лирического и публицистического, лирического и эпического начал.

     
    3. Маяковский выступил реформатором классического тонического стиха. Поэт создал акцентный стих, в котором усилена смысловая роль отдельного слова, что определило своеобразие синтаксических конструкций и повысило значение паузы.

      
    4. Отдельное слово в стихе Маяковского равно целой фразе. Фразовость слова приводит к усилению ударности. С другой стороны, самостоятельность слова разрушила интонационную слитность строки, расчленила ее на резко отграниченные друг от друга части. Таким образом, сильные паузы, которые в классическом стихе располагались лишь в концах строк, у Маяковского входят внутрь стиха (строки), становятся новым структурным элементом.

    Заключение 

    Творцы  искусства, которых сегодня относят  к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов.

    Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения

    Иным  началам "космической темы" — космосу Души было посвящено немало вдохновенных страниц русского искусства. Слово "любовь" в искусстве "серебряного века" было глубоко выстраданным. Личные любовные переживания составляли лишь одну из граней этого необъятного "микрокосмоса". Не менее сильными оказались темы любви к Богу и Россиию.

    После революции за бортом отечества оказались  многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.0. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором "между Соловками и Парижем".

    Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.

     Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые тенденции истории XX века. 
 
 
 

Приложение 

    Александр Александрович Блок (1880-1921)

 

    Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

 

    Владимир  Владимирович Маяковский (1893-1930) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Гумилев Н., «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная

         литература, 1991,

  1. Педчак Е. П. «Русская литература XX века», Ростов-на-Дону, 2003
  2. Поликанов А. А и др. «Русская литература конца XIX - начала XX вв.» Издательство «Высшая школа», Москва, 1965
  3. «Школа классики: Серебряный век. Поэзия», Москва, 1998
  4. «История русской литературы: XX век: Серебряный век», Москва, 1995
  5. Сборник стихов «А. А. Блок», Санкт-Петербург, 1999
  6. Сборник стихов «Серебряный век русской литературы» различных поэтов, Ростов-на-Дону, 1997
  7. «Русская поэзия серебряного века: 1890-1917» Антология. – Москва, 1993

Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»