Ярчайшие представители «серебряного века»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Содержание

Введение
Глава I Многообразие течений и стилей
символизм
акмеизм
футуризм
имажинизм

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор



Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

«Серебряный век» и его место в русской литературе».doc

— 616.50 Кб (Скачать)

        за  желтого зайца

        отдал тогда бы — все на свете. 

  «11 бутырских месяцев» сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Маяковского-поэта. Это время он сам считал началом творчества. «Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику.

  Маяковского привлекли в футуризме дух ниспровержения, протеста. Поэтому он решительно присоединяет свой голос к первым выступлениям футуристической литературной группы. «Антиэстетизм» этих выступлений нашел выражение в отрицании всякой поэзии и красоты, в создании грубых, негативных образов, отрицающих даже жизнь.

     По  существу же, Маяковский с самого начала творчества стоял на позициях, прямо противоположных футуризму. Он формировался как революционный поэт-новатор.

     Маяковский  уже в первые годы создает остро  социальные произведения, пронизанные бунтарскими настроениями, беспощадной критикой буржуазной действительности. Метафорическая осложненность образов не скрывает истинного смысла таких стихотворений поэта, как «Послушайте!», «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!» и др. Лирический герой этих произведений предстает вместилищем всей человеческой боли и муки, рожденных несправедливым, антигуманным строем жизни царской России. Он чувствует себя ответственным за человеческое горе, готов защищать беззащитных людей. Особенно разящими стали стихи, после начала мировой войны. Всемирная бойня вызвала неистовый протест героя поэзии Маяковского.  
 

        Знаете  ли вы, бездарные, многие,

        думающие, нажраться лучше как,— 

        может быть, сейчас бомбой ноги

        выдрало у Петрова поручика?..

                  
                («Вам!», 1915)

 
  Лучшим дооктябрьским произведением Маяковского стала поэма «Облако в штанах» (1915), начатая еще до войны. Продолжая работать над ней, Маяковский не отказывается от темы любви — она присутствует на страницах поэмы, но это сильное чувство — под воздействием происходящих в мире событий — приобретает характер социальной драмы. Антибуржуазный бунт в этом произведении был также и бунтом против салонного, обескровленного голым эстетством искусства. Оно, в концепции Маяковского, должно обрести общественный характер. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось».

     Действительно, Маяковский делает все, что требовало  от него время, революция: рисует плакаты, пишет киносценарии, сам играет, выступает в разных аудиториях, ищет новые слова, образы, чтобы воспеть будни революции, помочь народу в его «последнем, решительном». Первым поэтическим Даром бойцам революции было двустишие:

               
        Ешь ананасы, рябчиков жуй,

        день  твой последний приходит, буржуй,—

                      (1917)

      
которое Маяковский называл «любимейшим стихом».

     ...А  через год — знаменитый «Левый  марш», который вместе с другими Стихотворениями, написанными сразу после революции («Наш марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусства»), знаменовал решительный перелом в поэтическом настроении Маяковского - замену напряженно-трагического мироощущения лирического героя радостным, бодрым, устремленным в будущее.

     В РОСТа (Российское телеграфное агентство) Маяковский начинает работать в октябре 1919 года.

     «Окна РОСТа» — оригинальный жанр искусства плаката, созданный Содружеством графики и поэзии. Маяковский, обладавший даром карикатуриста и поэта, способствовал развитию этого агитационного жанра, добившись неразрывного слияния рисунка и подписи под ним.  
 К трудной «для пера» теме поэт вновь обратился в связи с десятилетней годовщиной Октябрьской революции в поэме «Хорошо!».  
Авторская оценка — «Хорошо!» — свидетельствует не о пустом бодрячестве, она содержит надежду на будущее. Обращает на себя внимание художественное своеобразие поэмы: главный прием композиционного построения произведения — антитеза; в шестой главе Маяковский прибегает к приему литературного обрамления («дул, как всегда, октябрь ветрами...»). Лексика и ритмика стиха в поэме очень разнообразны, строятся в зависимости от объекта изображения. Мастерски использован в поэме прием пародии; применяются гротеск и гипербола. Поэт создает яркие метафоры и сравнения.

     С темой революции в творчестве Маяковского органически сливается тема ее вождя. В поэме «Владимир Ильич Ленин» поэт возвращается к главному вопросу — о смысле бытия.

     Многие пороки новой, социалистической действительности ненавистны были Маяковскому. И методом социально-психологического анализа он исследует наиболее типичные из них. Названия стихотворений «Плюшкин», «Халтурщик», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа», «Трус», «Взяточники» говорят сами за себя. А в конце жизни поэт признавался, что вслед за поэмой «Хорошо!» мечтал написать поэму «Плохо!».

     С уходом Маяковского из Лефа (теперь Рефа) там создалась кризисная ситуация: вступление поэта в РАПП так больно ударило по рефовцам, что они объявили ему бойкот, прекратили общение с ним. Почти провалилась выставка, посвященная 20-летию творческой деятельности поэта; ее не посетили ни рефовцы, ни рапловцы. И хотя рабочие, комсомольцы Москвы и Ленинграда пришли на выставку и оставили благодарственные записи в книге отзывов, Маяковский был подавлен и читал стихи без обычного подъема. Удар по поэту нанесла и массированная критика в печати и на диспутах (иногда по два раза в день) его сатирической пьесы «Баня» (1930), но и до этих печальных событий в его жизни Маяковский как умный и наблюдательный человек не мог не видеть, что происходит в стране и обществе; в нем была поколеблена вера. В 1925 году в стихотворении «Домой!» наряду с привычными для него строчками были и другие, не попавшие на страницы книг:  

          Я хочу быть понят

                       моей страной.

          А не буду понят

                       что ж,

          По  родной стране

                       пройду стороной,

          Как проходит

                        косой дождь.  

     Маяковский  восставал против каменного, чугунного величия монументов, не выносил их парадности, пышности и безжизненности («Последняя петербургская сказка», где поэт наблюдает за тоскующими Медным всадником, конем и змеей, которые закованы навсегда в медь). В стихотворении «Юбилейное» он силой своей любви на несколько часов оживляет чугунного Пушкина. В этом стихотворении Маяковский исповедуется Пушкину в самых сокровенных мыслях и чувствах, всерьез задумывается о подведении итогов жизни:  

          Мне бы

                   памятник

                             при жизни

                                    полагается по чину.

          Заложил бы

                    динамиту —

                               ну-ка, дрызнь!

          Ненавижу

                    всяческую

                                мертвечину!  
          Обожаю всяческую жизнь!
           

Лирика  В.В. Маяковского. 

     Маяковский  — великий поэт великой революции. И, прежде всего, таким воспринимают его сегодня миллионы людей на нашей планете. Величие Маяковского не только в поэтическом свидетельстве о революции, но в трагедийной напряженности этого свидетельства, в огромной духовной расточительности, в каком-то глобальном морализме, человеческой и художнической честности. Голос Маяковского был не только громок, он был подлинен. Даже противники Маяковского (их было немало и при жизни поэта, и после) не могли что-либо сказать о неискренности поэта, лживости, фальши, а время было крутое, в определениях и выражениях не стеснялись.

     Во  время работы над поэмой «Про это», им было написано: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем...» Легко заметить, как в этом фрагменте настойчиво и о глубинной нераздельности звучат три слова: «Любовь», «Сердце», «Все». Не будет преувеличением сказать, что именно эти, пользуясь выражением Блока, «лирические величины» одушевляли, питали, оправдывали, даровали достоинство правды строкам Маяковского.  Любовь была для Маяковского «всем». И это «все» было в полном смысла «всем»: революцией, страной, миром, народом, друзьями, женщинами, которых любил поэт.

     В те годы Маяковский - один из лидеров футуризма, направления в русском искусстве очень противоречивого, сложного. В деятельности футуристов было много шума, скандала, желания привлечь к себе внимание публики любыми средствами, подразнить сытого обывателя.

Но было и нечто настоящее решительное отвержение существующего миропорядка, салонной культуры, стихийный демократизм, борьба за обновление поэтического языка. 

     Особенности манеры раннего Маяковского (ритмика, образ, темы) можно понять лишь в соотнесении с родственными явлениями искусства, и более всего с живописью. Следует помнить об отталкивании Маяковского и его товарищей от культурной традиции, отталкивании полемическом. Предстояло разрушить канон эстетствующей гладкописи («банальщина», нагромождение «красот»), приблизить поэтическую речь к разговорному языку, заставить говорить фабричные трубы, мостовые окраины, громады городских домов, реальные социальные контрасты. Язык шественников для этого не годился. Мир изменился бесповоротно. Большой капиталистический город, его чудовищная красота, его кошмары, площадь и масса — вот лишь некоторые темы молодого Маяковского. Но Маяковский с первых шагов не просто изобразитель, он формотворец (это в особенности отличало его от других футуристов). Он пришел с «громадой-ненавистью», «громадой-любовью», с решительным убеждением, какими должны быть человек и жизнь.

     Ранняя  поэзия Маяковского — неистовый  бег в поисках человека, души родной, любви, счастья.

     Маяковский  — максималист. Требования его огромны. Согласиться на нечто милое и маленькое он не может по природе своей:  

             Пройду,

             любовищу  мою волоча.

             В какой ночи,

             бредовой,

             недужной,

             какими  Голиафами я зачат —

             такой большой

             и такой ненужный?  

        («Себе,  любимому,  посвящает  эти строки автор»)  

     Маяковский  не просто бунтарь, судья, обличитель, пророк. Он — борец. И потому так неотразимы, так могущественны его «Нет», «долой», что за ними всегда ощущается твердое и ясное «да». Буржуазное общество довольно легко приручает бунтарей славой, деньгами, многим. С Маяковским этого не произошло и не могло произойти. Свою тему он осознает очень рано как тему революционную. Так родилась первая поэма Маяковского «Облако в штанах», которая явилась первым этапным произведением, подытожившим все то, чего поэт достиг в начальный период творчества в идейно-тематическом и художественном плане. «Облако» дает представление о содержании и особенностях всего дооктябрьского творчества поэта. Острая постановка социальных вопросов времени, напряженно-трагическое мироощущение лирического героя, непримиримый протест против всей буржуазной действительности, призыв к бунту, революции, гуманистическое, активное словесно-ритмическое звучание поэзии, метафоричность языка — все это решительно выделило Маяковского из футуристической труппы и послужило началом новых поисков, новых поэтических открытий.

     В «Облаке в штанах», как и в написанных до революции поэмах «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», в трагедии «Владимир Маяковский» поэт говорит и о любви той, что есть, и той, что будет:  

             Любовь  мою,

             как апостол во время оно,

             по  тысяче тысяч разнесу дорог.

                 (Флейта-позвоночник»)

Информация о работе Ярчайшие представители «серебряного века»