Контрольная работа по "Логика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

   Тесты для самопроверки

1. Аргументация – это: а) любой способ обоснования каких-либо утверждений;

б) способ обоснования, приемлемый для окружающих;

в) обоснование какого-либо утверждения с помощью других утверждений.

2. Перечислите  структурные элементы аргументации а)

б)

в)

3. Тезис – это: а) положение, при помощи которого мы нечто обосновываем;

б) логическая связь между аргументами;

в) положение, которое нужно обосновать;

г) главный аргумент   

4. Доказательство – это: а) частный случай аргументации, связанный с приведением наглядных, убедительных доводов;

б) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений на основании привлечения здравого смысла;

в) обоснование  истинности каких-либо суждений при помощи построения формального исчисления, подтверждающего логическое следование тезиса из аргументов;

г) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений с помощью суждений, истинность которых установлена ранее

5. Главный  метод косвенной аргументации – это а) дедукция;

б) неполная индукция;

в) сведение к абсурду;

г) аналогия

6. Перечислите  три вида опровержения: а)

б)

в)

7. Среди  приведенных правил отметьте те, которые относятся к аргументации а) тезис должен оставаться тождественным самому себе;

б) объем субъекта суждения, выражающего тезис, должен входить в объем его предиката;

в) тезис не может быть отрицательным суждением;

г) аргументация должна содержать в себе три термина (больший, меньший, средний);

д) аргументы должна быть истинными суждениями;

е) аргументы должны быть общеутвердительными суждениями;

ж) аргументы не должны противоречить друг другу;

з) обоснование  или критика должны строиться  по правилам соответствующего вида умозаключения.

8. Какие  группы правил относятся к правилам доказательного рассуждения? а) правила определения; б) правила по отношению к тезису; в) правила деления; г) правила по отношению к аргументу; д) грамматические правила; е) правила по отношению к демонстрации.
9. Подмена  тезиса – это …  
10. Круг  в доказательстве – это …  
11. Мнимое  следование – это …  
12. Предвосхищение основания – это …  
13. Чрезмерное  доказательство – это …  
14. Поспешное  доказательство – это …  
15. Демонстративное  рассуждение – это  
16. Основные  виды аргументов: а)

б)

в)

 

ТЕМАТИКА  ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

   1. Диалектика Сократа

   2. Аристотель как основоположник формальной логики

   3. Ф. Бэкон и развитие теории  индукции 

   4. Р.Декарт и разработка дедуктивного  способа мышления.

   5. Учение об антиномиях И. Канта  и его логический смысл

   6. Диалектическая и формальная  логика

   7. Язык и мышление

   8. Классическая и неклассическая  логики

   9. Проблема понятия в традиционной  и современной логике

   10. Дедукция и индукция в научном  познании

   11. Дедукция и законы логики

   12. Роль определений в науке

   13. Классификация и ее роль в  науке

   14. Трудности классификации социальных объектов

   15. Ловушки классификации

   16. Природа логических законов

   17. Доказательство и опровержение

   18. Софизмы и их роль в развитии  логики

   19. Логические ошибки в софизмах

   20. Апории Зенона и их современное  истолкование

   21. Природа логических парадоксов

   22. Парадокс «Лжец»

   23. Роль парадоксов в развитии  логики

   24. Устранение и разрешение парадоксов

   25. Искусство ведения спора

   26. Логический анализ спора между персонажами художественного произведения

   27. Логическая структура диалога

   28. Логика и метафора

   29. Логика и культура речи

   30. «Детская логика» 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1994.

Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М., 2003.

Дмитревская И.В. Логика. – М., 2006.

Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2004.

Ивин  А.А. Логика. – М., 2004.

Кириллов  В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005.

Светлов В.А. Практическая логика. – СПб., 1995.

Свинцов В.И. Логика. – М., 1987.

Сборник упражнений по логике. – Минск, 1990.

Упражнения  по логике. – М., 1990.

Челпанов  Г.И. Учебник логики. – М., 1994.

Шипунова  О. Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005 

Научная и популярная:

Арно  А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. – М., 1991.

Асмус В.Ф. Учение логики о доказательствах и опровержении. – М., 1954.

Брутян  Г.А. Аргументация. – Ереван, 1984.

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. – М., 1989.

Гетманова А.Д. Отрицания в системах формальной логики. – М., 1972.

Гжегорчик. Популярная логика. – М., 1979.

Горский Д.П. Определение. – М., 1974.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.

Ивин  А.А. Строгий мир логики. – М., 1988.

Ивин  А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.

Ковальски Р. Логика в решении проблем. – М., 1990.

Кондаков  Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1975.

Крайзель  Г. Исследования по теории доказательства. – М., 1981.

Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.

Лимантов  Ф.С. Лекции по логике вопросов. – Л., 1975.

Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. – М., 1980.

Маковельский  А.О. История логики. – М., 1967.

Об искусстве  полемики. – М., 1982.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Петров  Ю.А. Культура мышления. – М., 1990.

Петров  Ю.А. Азбука логичного мышления. – М., 1991.

Смаллиан  Р. Алиса в стране смекалки. – М., 1987.

Степанов  Ю.С. Имена, предикаты, предложения. – М., 1981.

Чернышев  Б.С. Софистика. – М., 1951.

Шопенгауэр  А. Эристика или Искусство побеждать в спорах. – СПб., 1900 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В  каких смыслах употребляется  слово «логика»?

2. Что  является основной задачей логики?

3. Какие  существуют виды мышления?

4. В  чем основные слабости интуитивной  логики?

5. Изучает ли логика законы образного мышления?

6. Как  соотносится между собой мышление  и язык?

7. Что  такое синтаксис и семантика  языка?

8. В  чем различие между грамматической  и логической структурой языкового высказывания?

9. Как  соотносятся между собой имена  и понятия?

10. Какие  имена являются «пустыми» и  «полными»?

11. Как  соотносятся значение и смысл  имен и высказываний?

12. Каково  соотношение осмысленности и  истинности высказывания?

13. Как  связаны между собой содержание  и объем понятия?

14. Какие  отношения возможны между сравнимыми понятиями?

15. Чем  различаются противоположные и  противоречащие понятия?

16. Что  такое высказывание?

17. В  каких случаях истинно конъюнктивное  высказывание?

18. Когда  является ложной дизъюнкция?

19. Что  такое категорическое высказывание?

20. Какое  высказывание является условным?

21. В  чем сходство контекстуальных  и остенсивных определений?

22. Когда  применимо аксиоматическое определение?

23. Какова  роль определения понятий?

24. Как  соотносятся деление и классификация?

25. В  чем преимущества естественной классификации перед искусственной?

26. Какова  область применения дихотомического  деления?

27. Почему  недопустимы логические противоречия?

28. Что  такое доказательство?

29. Чем  отличается прямое доказательство  от косвенного?

30. Что  такое опровержение?

31. Каковы  ошибки в доказательствах?

32. В  чем особенности индуктивных  умозаключений?

33. Что  такое неполная индукция?

34. Какова  структура рассуждения по аналогии?

35. Как  повысить вероятность выводов  по аналогии?

36. Какова  роль аналогии в гаданиях и прорицаниях?

37. Какие  логические ошибки лежат в  основе софизмов?

38. Являются  ли софизмами апории Зенона  и почему?

39. Что  такое логический парадокс?

40. О  чем свидетельствуют логические  парадоксы?

41. Какие  решения предлагались для решения парадокса «Лжец»?

42. В  чем сущность парадокса неточных  имен?

43. Что  такое спор?

44. Каковы  основания для выделения разновидностей  спора?

45. Чем  спор отличается от полемики  и диалога?

46. Какие  требования предъявляются к спору?

47. Какие  приемы спора относятся к корректным?

48. Что  такое подмена тезиса в споре.

49. Рождается  ли истина в споре?

50. Всегда  ли логически правильные умозаключения  являются истинными? 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ к зачету

   1. Логические категории и логическая  символика

   2. Понятия и отношения между ними

   3. Определение понятий и его  виды

Информация о работе Контрольная работа по "Логика"