Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:48, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задания по дисциплине "Логика" и ответы на них

Работа содержит 1 файл

логика 5.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ 

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СЛУЖАЩИХ

 заочная  сокращенная форма обучения

 

Специальность 030501.65 – «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «ЛОГИКА»

 

 

ВАРИАНТ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛУШАТЕЛЬ Павлов А.К.  курс 3   уч. группа 3432

 

ПОНЯТИЕ Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Конфискация имущества. Дополнительное наказание

Ответ: Содержание понятия Конфискация имущества богаче чем понятия Дополнительное наказание, так как Конфискация имущества является одним из дополнительных наказаний, т.е. в содержание понятия Конфискация имущества добавляется признак к дополнительному наказанию.

б) Прокурор. Генеральный прокурор.

Ответ: содержание понятия Генеральный прокурор богаче, так как включает в себя дополнительный признак «Генеральный».

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям

а) Злонамерность

Понятие является общим, нерегистрирующим, абстрактным, положительным, соотносительным, собирательным.

б) Понятие

Понятие является общим, нерегистрирующим, абстрактным, положительным, безотносительным, собирательным

Задание       3.       К       каждому       из       данных       понятий       подберите перекрещивающиеся понятия

а) юрист - женщина

б) пистолет - игрушка

2

 

Задание       4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем. 
а) Следователь (А); б) Прокурор (Б); в) Мастер спорта (В); г) Отец (Г);

д)Сын (Д)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Понятия отец и сын находятся в отношениях субординации, т.к. объем

первого понятия  целиком входит в объем второго  понятия.

Остальные понятия  находятся в отношении перекрещивания, т.к. их объемы частично совпадают.

 

 

Задание       5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида?

а) Китай. Азия.

 

- является  отношением вида и рода, так  как Китай расположен на территории Азии.

 

 

 

б) Корень слова. Часть слова.

- является отношением  вида и рода, так как корень  является частью слова

Задание 6. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

А) Метель - сильный ветер - буря - ураган.

неправильное обобщение. Так как наибольший объем имеет  понятие

«сильный ветер»

б) столица - большой  город - город - населенный пункт, правильное обобщение понятия

Задание  7.  Выясните заключено ли  в  следующих  примерах деление

понятий.

В делениях укажите:  вид деления, делимое понятие, члены  деления,

основание деления. В неправильных делениях укажите, какие  правила

не соблюдены.

а) Взятки проявляются  в форме денег, продуктов питания, ценных подарков

и различных услуг

Деление.

Вид деления: классификация

Делимое понятие: взятка

Члены   деления:   деньги,   продукты    питания,   ценные   подарки    и

различные услуги

Основание деление: форма  взятки

Б) Акты экспертизы состоят из введения, исследования и заключения Не является делением. Является расчленением предмета на части.

4

 

Задание    8.     Выясните,     являются    ли    следующие    высказывания

определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила

нарушены.

а) Винтовая лестница —  лестница, имеющая форму винта.

Правильное определение.

б) Раб - человек, не имеющий  свободы.

Неправильное определение, несоразмерное, слишком широкое  определение. Человек не имеющий  свободы может быть не только рабом, но содержащийся в местах заключения свободы

СУЖДЕНИЕ

Задание 9. Изменится ли распределенность терминов при переходе от одного примера к другому в следующем случае?

I: Большинство из нас (S-) решили эту задачу (Р-).

I: Многие из нас (S-) решили эту задачу (Р-)

I: Некоторые из нас (S-) решили эту задачу (Р-)

I: Лишь немногие из нас (S-) решили эту задачу (Р-)

I: Я (S-) решил эту задачу (Р-)

Следовательно распределенность терминов не изменится

5

 

Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведенных суждений ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

а) (А) Все виды лжи заслуживают порицания - (О) Некоторые виды лжи не 
заслуживают порицания

ОТВЕТ: Суждения находятся в отношении противоречия, следовательно второе суждение истинно

б) (О) Некоторые слушатели не сдали зачет по логике - (А) Все слушатели 
сдали зачет по логике.

ОТВЕТ: Суждения находятся  в отношении противоречия, следовательно  второе суждение истинно

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.

А) Все граждане (S+) обладают дееспособностью и правоспособностью

за исключением случаев, предусмотренных законом (Р-)

Суждение общеутвердительное (А)

Все граждане - это субъект суждения

предикат суждения - обладают дееспособностью и правоспособностью

за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

Б) нож, которым совершено убийство(8-), длиннее ножа, обнаруженного у подозреваемого (Р-)

Суждение частноутвердительное (I)

субъект суждения: нож, которым  совершено убийство

предикат суждения -длиннее  ножа, обнаруженного у подозреваемого.

Задание 12. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи

а) Лица, которые умышленно уничтожают (А), разрушают (В), портят (С) 
памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной 
ответственности (D).

(AuBuC)>D

б) В Советской России (А), если гражданин занимался бродяжничеством (В) 
или попрашайничеством (С), то он наказывался лишением свободы на срок 
от года до двух лет (D), а теперь этого нет (не-D).

7

 

An(BuC)->D, не-Ап(ВиС) -> не-D

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Задание 13 Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений одновременно истинными обе пары суждений.

а) (А) Все слушатели группы (S) подготовлены к зачету по логике 
(Р). - (О) Некоторые слушатели группы (S) к зачету по логике не 
подготовлены (Р)

Суждения не могут быть одновременно истинными, так как они находятся в отношении противоречия

б) (А) К. похитила (Р) государственные средства (S). - (Е) Никаких 
государственных средств (S) К. не похищала (Р).

Суждения не могут  быть одновременно истинными, так как они находятся в отношение противоположности

Задание 14. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих парах суждении:

а) (А) Каждая юридическая  норма относится к определенному  институту права. - (Е) Ни одна юридическая  норма не относится к определенному институту права

8

 

Суждения могут быть    одновременно    ложными,    так    как    они находятся  в отношение противоположности

б) (О) Некоторые правовые акты не являются нормативными. - (А) Все  правовые акты являются нормативными

Суждения не могут быть  одновременно ложными, так как находятся в отношении противоречия (контрадиктврности)

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ  УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Задание   15.  При помощи логического квадрата выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные данным

а) (А) Совершеннолетние имеют право голоса, 
противоположное:   (Е)  Ни   один  совершеннолетний   не   имеет  право

голоса

противоречащее:  (О)  Некоторые  совершеннолетние  не  имеют  право голоса

подчиненное: (I) Некоторые совершеннолетние имеют право голоса

б) (Е) Ни один слушатель нашей группы не курит, 
противоположное: (А) Все слушатели нашей группы курят 
противоречащее: (I) Некоторые слушатели нашей группы курят 
подчиненное: (О) Некоторые слушатели нашей группы не курят

Задание 16. Сделайте вывод путем превращения из следующих посылок А)   (I)   Некоторые   преступления   (S)  могут быть   совершены   путем активных действий (Р)

Частноутвердительное  суждение превращается в частноотрицательное:

9

 

(0) Некоторые преступления (S) не могут быть совершены путем 
неактивных действий (Р)

Б) (О) Мировая война (S) не является неизбежной (Р) Частноотрицательное суждение превращается в частноутвердительное:

(1) Мировая война является не-неизбежной

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем:

а) (Е) Ни один невиновный (М+) не должен быть привлечен  к уголовной ответственности и осужден (Р+). (большая посылка)

(I) П. (S-) - невиновен (М-). (меньшая посылка)

(О) Значит П. (S-) не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден (Р+).

 



Фигура № 1 Модус: ЕIO

 

б) Н. - свидетель, поэтому  он должен быть предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, так как все свидетели предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний.

10

 

(А) Все свидетели  (М+) предупреждаются об ответственности  за дачу ложных показаний (Р-). (большая посылка)

(I) Н. (S-) - свидетель (М-). (меньшая посылка)

(I)  Н.  (S-)  должен  быть  предупрежден  об  ответственности  за дачу ложных показаний (Р-). Фигура № 1 Модус: АН

Задание 18. Сделайте вывод  из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следует ли вывод с  необходимостью.

а) Все слушатели Академии ФСИН России изучают логику. Иванов - не слушатель Академии ФСИН России. Следовательно ...

(А) Все  слушатели Академии ФСИН России (М+) изучают логику (Р-). (О) Иванов (S-) - не слушатель Академии ФСИН России (М+).

(О) Следовательно,  Иванов (S-) не изучает логику (Р+)

Фигура № 1

11

 

Модус АОО не является правильным для этой фигуры, следовательно, вывод не следует с необходимостью.

б) Некоторые  преступления  являются  умышленными.  Неосторожное тяжкое телесное повреждение — преступление. Следовательно ...

(I) Некоторые преступления (М-) являются умышленными (Р-). (А) Неосторожное тяжкое телесное повреждение (S+) - преступление (М-).

(А) Следовательно,  неосторожное тяжкое телесное  повреждение (S+) является умышленным (Р-)

Фигура № 1

Модус IAA не является правильным для этой фигуры, следовательно, вывод не следует с необходимостью.

Задание 19. Правильно ли построены следующие силлогизмы? Выясните допущенные ошибки.

а) Идеалистические  теории противоречат фактам, а эта  теория не идеалистическая, поэтому она фактам не противоречит.

(А) Идеалистические  теории (М+) противоречат фактам (Р-), (О) а эта теория (S-) не идеалистическая (М+),

(О) поэтому она (S-) фактам не противоречит (Р+).

Фигура № 1

Модус АОО не является правильным для этой фигуры, следовательно, вывод не следует с необходимостью.

12

 

Нарушено правило терминов: термин (Р), не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.

б) Мысль есть движение, а движение есть свойство материи. Значит, мысль есть свойство всей материи.

(А) движение (М+) есть свойство материи (Р-). (А) Мысль (S+) есть движение (М-),

(А) Значит, мысль (S+) есть свойство всей материи (Р-).

Фигура № 1

Модус AAA является правильным для данной фигуры, следовательно, вывод следует с необходимостью. Силлогизм построен правильно.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ из сложных  посылок

Задание 20. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему  умозаключения, найдите основание  и следствие.

Если мы назовем Петрова  ученым (В), то тем самым назовем  его человеком (С). Если мы назовем Петрова человеком (С), то скажем правду (D). Следовательно, если мы назовем Петрова ученым (В), то скажем правду (D).

В -> С, С -> D B^D

Чисто условный силлогизм.

Основание: (В) мы назовем  Петрова ученым.

Следствие: (D) скажем правду

13

 

Вывод правомерен.

Задание 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Сделайте символическую запись умозаключений.

а) Если суждение является отрицательным (В), то оно или обращается 
просто (С), или вовсе не обращается (D). Данное суждение обращается 
просто (С). Следовательно, оно является отрицательным (В).

Вывод сделан неправильно В->С,В->Р C^D

б) Если приговор не обоснован (В), то он будет отменен (С). Данный 
приговор отменен (С). Следовательно, он не обоснован (В).

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"