Информационное обеспечение транспортной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:15, реферат

Описание работы

Практика показывает, что логистический подход к транспортным процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился, что управление грузоперевозками стало одной из высокоприбыльных и развитых сфер экономики и бизнеса. Это стало возможным благодаря новым хозяйственным отношениям, которые возникли между владельцами грузов, перевозчиками и транспортно-экспедиторскими компаниями на основе новейших информационных технологий.

Работа содержит 1 файл

логистика.doc

— 930.00 Кб (Скачать)

   Развитие  информационных и коммуникационных систем оказывает самое существенное влияние на производительность транспортно-логистических процессов. Без современных ЛИС транспортная логистика не смогла бы выполнять повышенные требования, предъявляемые к ней потребителями.   

Управление  цепочкой поставок – SCM (информационно-логистический аспект)  

   В век стремительного развития и распространения  логистических информационных систем и Интернета эффективные цепочки  поставок и транспортировки играют едва ли не определяющую роль в успешном развитии предприятий с позиций  логистики и электронной экономики. Первым шагом на пути выхода предприятий в Интернет должно быть не создание WEB-сайта, а переосмысливание существующих транспортно-логистических процессов. Среди эффективных методов решения проблем транспортной логистики следует выделить метод SCM (Supple Chain Management) управление цепочками поставок. SCM с системой информационного обеспечения решает задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, складирования и транспортировки.

   Управление  поставками неразрывно связано с  внутрифирменным ресурсным планированием – информационными системами ERP (Enterprise Resource Planning). Эффективный механизм поставок, может быть создан на основе оптимизации бизнес-процессов. Организация транспортно-логистических процессов в рамках SCM основывается на рассмотрении всей логистической цепочки, объединяющей несколько предприятий с помощью информационно-технологических средств. Существенный потенциал, которым уже сегодня обладают различные варианты управления цепочками, может быть увеличен, если своевременно понять рыночные тенденции развития. Движущей силой является темп изменений, происходящих в сфере экономики, в том числе и на транспорте.

   Систематическое соединение всех процессов между  предприятиями в цепочке создания стоимости содержит в себе интегрированную информацию обо всех видах деятельности внутри логистической цепочки, начиная с прогнозирования потребностей клиентов, распределения заказов и заканчивая транспортировкой.

   Таким образом, обеспечивается взаимодействие («перекрытие») всех важнейших логистических задач: снабжение – производство распределение – перевозка. На рис. 4.12 показано, как в цепочке участвуют само предприятие, его партнеры и, главное, – как используется логистическая информация.

   В ходе интеграции внедряются новые логистические процессы на основе объединения ряда операций, новой организации бизнеса. Тем самым, логистика способна реализовать синергетическую эффективность. Интегрированная логистика является связующим звеном во всей цепочке и обладает большой степенью влияния на управление. При этом обнаруживается большой потенциал для улучшения всего процесса интеграции.

   Важным  результатом интеграции должно являться создание единой организации с самоуправляемым  и самооптимизирующимися звеньями – центрами ответственности.

   Показателем современного развития SCM является рост информационных сетей. Для успешного использования логистической информации в цепочке требуется размещение коммуникационных сетей, ориентированных на логистические процессы.

   Информационные  и коммуникационные сети образуют основу для интеграции грузовых, товарных и информационных потоков, а также бизнес-процессов.  
Например, использование интернет-технологий сказывает существенное влияние на снижение времени поставок (перевозок) и запасов. Производитель аппаратного обеспечения фирма «Dell» смогла обеспечить снижение времени поставок до нескольких дней, а время пополнения запасов – с 30 до 4 дней. Применение интегрированных информационных систем в SCM позволяет достигнуть существенных экономических результатов:

   §   за счет интеграции цепочки процессов удается снизить резервные (страховые) запасы на 20–50 %, а длительность производственных циклов – до 50 %;

   §   по всей цепочке создания стоимости прибыль повышается до 30 % при одновременном снижении издержек на 20 %.

   §  новая концепция управления цепочкой поставок – это:

   §  информационные и коммуникационные сети, включающие поставщиков и клиентов (потребителей транспортно-материального потока);

   §  быстрота и комплексность обработки информации;

   §  решение проблемы гибкости на основе применения модульного принципа.

   На  рис. 7 показана структура ключевых компетенций SCM.  

  

Рис. 7. Ключевые компетенции SCM

   Таким образом, решающим для достижения эффективности  являются следующие основные направления:

   §  единая ориентация на процесс планирования и управления всеми потоками: информационными, транспортными, материальными, финансовыми вдоль всей цепочки создания стоимости;

   §  изменившиеся организационные рамочные условия кооперации, т. е. интеграция всех партнеров по цепочке создания стоимости для решения общих стратегических задач;

   §  устранение информационных барьеров между согласованными областями планирования, управления и создания инструментария современных информационных и коммуникационных систем (сетей), призванных обеспечить бесперебойное и сквозное движение информационного потока в соответствии с потребностями рынка.

   Информационный  инструментарий SCM должен обеспечивать быстрый и правильный обмен информацией  между партнерами о реальном и  прогнозируемом спросе со стороны клиентов, об изменяющихся запасах, о трапспортно-складских мощностях. Целью такого обмена является замена физических запасов информацией о них. С помощью информационно-технологического инструментария SCM в настоящее время выполняется большинство требований, предъявляемых к решению задач по управлению всей цепочкой поставок.

   Поставленные  задачи были успешно решены российской компанией «ИнтегПрог-Сервис», которая  провела комплекс работ по созданию и внедрению логистической информационной системы контроля поставок на базе программного продукта «interlogistics». Система логистического контроля позволяет полностью отслеживать последовательность контрольных событий, обусловленных географическим перемещением груза и изменением его состояния, начиная от отправки всей поставки поставщиком и заканчивая получением отдельной партии товара заказчиком. Кроме того, система позволяет отслеживать финансовую информацию по товару: учитывается не только стоимость товара, но и дополнительные расходы по транспортировке и доставке.

   Разумеется, что далеко не всегда используются все функциональные возможности  информационного инструментария SCM, который зачастую применяется внутри одного предприятия и в редких случаях – несколькими участниками  логистической цепочки. Проблема создания электронного интерфейса между поставщиком, потребителем и другими участниками цепочки является особенно актуальной. Создание и эксплуатация SCM эффективны только в том случае, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы, встроены в систему планирования и управления ресурсами. Следует выделить наиболее характерные черты в использовании SCM в России:

   §  сотрудничество в промышленности, транспорте, торговле и электронном бизнесе возможно в результате оптимизации бизнес-процессов взаимодействующих предприятий;

   §  Интернет-технологии обеспечивают связь электронных систем предприятий друг с другом;

   §  к сети Интернет подключено 89 % крупных промышленных компаний;

   §  комплексные ERP-системы могут себе позволить лишь финансово благополучные предприятии;

   §  частичная («лоскутная») автоматизация бизнес-процессов на предприятиях создает проблему координации.

   Вместе  с тем потенциал применения SCM имеют:

   • высококонкурентные отрасли экономики  России;

   • сферы бизнеса, в которых функционируют  крупные финансовые потоки;

   • предприятия  (группы   предприятий)  с  высокой   степенью стандартизации продукции (металлургия, фармацевтика, машиностроение).

   Для успешного использования указанного потенциала при формировании интегрированных  логистических цепочек нужны серьезные преобразования, которые связаны:

   §  с глобализацией и регионализацией;

   §  ориентацией на клиентов и услуги;

   §  применением интегрированных информационных технологий;

   §  наличием логистических ресурсов;

   §  тесным взаимодействием с транспортным оператором;

   §  логистическим  реинжинирингом и оптимизацией бизнес-процессов.

   Существуют  две важные предпосылки успешной реализации будущих проектов SCM:

   1) для SCM необходимо управление кооперативным объединением (цепочкой или альянсом);

   2) для SCM необходима методика моделирования (построение информационной модели).

   Для SCM необходим менеджмент кооперативного объединения (альянса).  
В начале пути к доверительному сотрудничеству различных предприятий в логистической цепочке (альянсе) речь не идет о совместном применении информационного инструментария SCM. Необходимо сначала определить общие цели и потенциал, достичь одинакового понимания задач и выстроить систему взаимного доверия, а затем дать партнеру возможность взглянуть на процессы и информацию собственного предприятия. Для успешного внедрения SCM в практику взаимодействия предприятий необходима система менеджмента кооперативного объединения.

   В качестве предпосылки для успешного  взаимодействия партнеры должны понять пользу для каждого из них от сотрудничества в области совместного использования интегрированной логистики. Каждый из них должен попасть в ситуацию, когда не будет проигравших. С помощью анализа хозяйственной деятельности следует определить шансы на успех и оценить их с точки зрения затрат и прибыли. Затем следует поиск подходящих партнеров по кооперации.

   Организация кооперативного объединения происходит с помощью команды, в которой  в одинаковой степени представлены все партнеры. Эта команда берет  на себя выполнение всех возникающих  задач.

   Важным шагом является создание проекта организационных процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой основу для совместной работы. Необходимо согласовывать прохождение процессов через основные этапы логистики предприятий как на оперативном, так и на стратегическом уровне.

   Контроллинг в кооперативном объединении  с опорой на общую информационную систему и единый стандарт электронного обмена данных позволяет определить структуру возникновения затрат, избежать конфликтов между партнерами. Базой информационного контроллинга является модель бизнес-процессов логистической цепочки (сети). Подобная структура менеджмента кооперативного объединения является для партнеров краеугольным камнем успешного управления цепочной поставок.

   SCM необходима методика моделирования (информационная модель). Для реализации SCM необходимо одинаковое понимание лежащих в основе этого метода процессов и их оценка. Помощь в этом могут оказать методы и инструменты информационного моделирования биснес-процессов.

   Сегодняшнее состояние технологий  SCM имеют значительный потенциал для предприятий. Во всяком случае, как показывает практика и изменения в деловой среде предприятий, дальнейшее совершенствование и развитие SCM необходимо.   

Информация о работе Информационное обеспечение транспортной логистики