Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести, прежде всего, капиталоемкость  сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого  капитала (6–8 лет, а иногда и больше). Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США и европейских странах – 1,5–2 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

     К недостаткам российских железных дорог  следует отнести также пока невысокий  уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам. Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.

     Наибольшая  плотность железнодорожной сети в Калининградской области (379 км на кв.км). В европейской части России данный показатель также достаточно высок (от 268 до 159 км на кв.км.). Наименьшая плотность железнодорожной сети на Дальнем Востоке (13 км на кв.км.). В целом по России плотность железных дорог составила 50 км на кв.км. В северных районах страны железные дороги составляют основу транспортной сети, они обеспечивают как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской территории, апатиты, продукция черной и цветной металлургии; во ввозе – уголь нефтепродукты.

     Основным  игроком на рынке железнодорожных  перевозок является ОАО «РЖД» («Российские  железные дороги»), в управлении которого находится вся железнодорожная инфраструктура, большая часть локомотивной тяги и крупный вагонный парк. Тарифы РЖД,  как естественной монополии, регулируются правительством РФ. Другие частные компании – железнодорожные перевозчики – владеют только вагонным парком. Их деятельность во многом зависит от РЖД.

     Вагонный  парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на:

  • универсальные вагоны;
  • крытые вагоны;
  • полувагоны;
  • платформы;
  • цистерны;
  • специализированные вагоны (изотермические, цементовозы, кислотные и др.).

     Каждый  тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимость - произведением длины вагона на его ширину и высоту.

     Грузоподъемность  четырехосного вагона составляет около 5070 тонн при массе тары вагона 20–25 тонн. Вместимость крытого вагона составляет около 120 м3. Грузоподъемность цистерны около 60 тонн. Максимальная грузоподъемность вагона  
(16-осного) составляет около 250 тонн.

     Показателями  экономически эффективного использования  грузоподъемности и вместимости  вагона при перевозке того или  иного груза являются соответствующие коэффициенты.

     Коэффициент использования грузоподъемности Кгр определяется отношением массы груза в вагоне Мгр (т) к его грузоподъемности q (т) :

      Коэффициент вместимости Квм рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне Vгр3) на вместимость вагона

        
 

      Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости  вагона.

      Сравнительно  часто отправитель предъявляет  к перевозке грузы, обладающие различной  объемной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость – недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность - недостаточно.

      Особое  значение имеют технические нормы  загрузки вагонов. Техническая норма  загрузки – количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. Ввиду того, что учесть все разнообразие грузов, способов их подготовки и погрузки нельзя, разрабатываются местные технические нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями. Техническую норму загрузки определяют для тарных грузов с учетом их свойств и схемы укладки, а для навалочных и насыпных рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и на открытом подвижном составе.

      Техническую норму загрузки вагонов определяют по формулам:

      для крытых вагонов:

      для открытых:

где Vв – полный объем вагона, м3;

    kв – коэффициент использования объема вагона при перевозке данного груза;

    Vг – объем основной части груза, м3;

    Vш – объем «шапки», м3.

    р – массовая плотность груза, т/м3.

Тема 6.4. Технико-экономические особенности 
морского и речного транспорта

     Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России. В  отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным  образом экспортно-импортные грузы. Преобладают внешние перевозки  грузов. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж - плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж (перевозка грузов между портами одной страны, расположенными в разных бассейнах) имеет меньшее значение.

     Морские границы Российской Федерации протянулись  на 47 тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные. На долю морского транспорта приходится около 10–15% грузооборота страны.

     Основными типами морских судов являются танкеры – суда для перевозки наливных грузов и сухогрузы – суда для перевозки неналивных грузов. В составе морского флота наряду с универсальными судами значительную долю составляют специализированные: лесовозы, рефрижераторные суда, железнодорожные паромы. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл — «от двери к двери». Суда типа «РО-РО» (роклеры) позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают их на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах.

     Велико  значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В арктических условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.

     Специфика перевозок морским транспортом  предопределила преобладание в составе  грузов массовых и объемных, прежде всего нефтепродуктов, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, зерна.

     По  многим технико-экономическим показателям  морской транспорт превосходит  другие: самая большая единичная  грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских  путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т груза. Грузоподъемность сухогрузов очень различна, колеблется, в среднем, от 10 тыс. до 100 тыс. тонн, грузоподъемность крупных танкеров составляет до 300 тыс. тонн.

     В то же время зависимость морского транспорта от физико-географических и навигационных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

     Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.

     Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.

     Дедвейт (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.

     Дедвейт определяется по формуле:

где Вп – массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;

    Вц – массовое водоизмещение судна без груза, т.

     Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма  массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.

     Чистая  грузоподъемность Дч равна массе  перевозимого груза:

где С - масса всех судовых запасов, т.

      Грузовместимость – это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.

      Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость Vуд, м3/т, которая определяется:

      Первое  место в грузообороте занимает Дальневосточный  бассейн (46% всех отправленных грузов морским  транспортом России). Через его  порты осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами  Дальнего Востока. К наиболее крупным относятся порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с крупными угольными и лесными терминалами.

      На  втором месте – Черноморско-Азовский бассейн (23% всех отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный нефтяной порт – Новороссийск.

      В бассейне Северного Ледовитого океана (третье место по грузообороту – 15% грузов) выделяют два порта – Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск – единственный незамерзающий порт России на севере. Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Северного морского пути (Мурманск - Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.

      Балтийский  бассейн занимает примерно такое  же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14% всего грузооборота). В его пределах расположен самый крупный и универсальный российский порт на Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его значение для обеспечения транспортных связей Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить.

Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта

      Трудно  переоценить роль автомобильного транспорта в современной транспортной логистике. Большинство перевозок в настоящее  время являются смешанными, и только автомобильный транспорт в силу своей маневренности способен доставить груз до конечного потребителя.

Информация о работе Лекции по "Логистике"