Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     Специализация имеет фундаментальное значение для определения политики дистрибьюции. Специализация на определенных логистических функциях позволяет внутрифирменным звеньям логистической системы или привлеченным посредникам выполнить их наилучшим образом. Привлечение в дистрибутивные каналы логистических посредников может быть оправдано, когда эти посредники выполняют основные функции в дистрибьюции (транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, страхование, таможенное оформление) более эффективно (с более высоким качеством и меньшими затратами), чем могла бы выполнить сама фирма.

     Логика  специализации базируется на экономии от масштаба. Когда фирма специализируется на определенной функции дистрибьюции (например, на транспортировке или  грузопереработке), она расширяет масштаб специфической логистической операции для получения экономии. Специализацию считают своего рода надстройкой продуктового ассортимента.

     Концепция продуктового ассортимента заключается в создании и позиционировании так называемого продуктового микса, необходимого конкретным потребителям. С точки зрения стратегического позиционирования фирмы на рынке, товары должны быть сконцентрированы, сортированы и распределены в определенных точках логистических каналов и цепей.

     Ассортиментный  процесс включает три основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.

     Концентрация (или консолидация) представляет собой сбор большого количества одного продукта или нескольких наименований различных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть распределены и проданы группой. Пример – консолидационный склад производителя. Различные производители обычно направляют большие грузовые отправки на базы консолидации (склады). Центры консолидации в дистрибутивных каналах (например, грузовые терминалы) позволяет сократить общее число трансакций (сделок) за счет размещения ассортиментного заказа и консолидационном центре – и это оказывается быстрее, чем делать заказы на специфические позиции каждому производителю отдельно.

     Альтернативной  схемой может быть привлечение промышленных дистрибьютеров и оптовиков. Использование торговых посредников в дистрибьюции позволяет фирме – производителю и магазинам розничной торговли (ритейлерам) получить прибыль от концентрации без непосредственного выполнения связанных с нею работ. Основным принципом концентрации является минимизация числа возможных трансакций.

     Вторым  этапом установления ассортимента является кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и группировки продуктов в уникальные миксы (комбинации). Результатом кастомизации являются такие продуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребителей. Производители могут доставить смешанные, или комбинированные групповые отправки готовой продукции, которые позволяют потребителям поддерживать минимальные запасы, а производителям – экономить на транспортных издержках.

     Тенденция кастомизации в современном бизнесе  далеко превосходит простой процесс  сортировки готовой продукции в  стандартные комбинации. Кастомизация часто включает специальную упаковку для создания уникальной ситуации продажи и продвижения товара в эксклюзивных дистрибутивных каналах. Одной из распространенных современных функций кастомизации является специальная подборка товаров для показа на выставках в целях продвижения новых продуктов группового ассортимента на рынок.

     Конечным  этапом ассортиментного процесса является рассеивание, которое состоит в отправке уникальных ассортиментных групп готовой продукции потребителям в заданное время и место.

     Структура дистрибутивной сети и схемы возможных логистических каналов зависят от:

  • вида производимой готовой продукции;
  • групп потребителей.

     Стратегические  решения в дистрибьюции и для  логистики, и для маркетинга будут  зависеть от следующих аспектов:

  • массовый, крупносерийный, мелкосерийный или единичный характер производства;
  • время пользования готовой продукции потребителем (длительное, кратковременное) и т.д.

     Среди основных характеристик продукции, влияющих на логистические издержки и процесс принятия логистических  решений, необходимо указать

  • цену,
  • ассортимент,
  • габаритные размеры упаковки,
  • вес,
  • восприимчивость к повреждению.

     Обычно  влияние логистики на атрибуты продукции, если они уже сформированы маркетингом  и операционным менеджментом, ограничено. Поэтому с учетом дополнительных логистических требований становится значимым дизайн продукта, тары и упаковки.

     С точки зрения традиционной классификации, готовую продукцию можно разделить  на две большие группы: средства производства и предметы потребления. Маркетинговые и логистические подходы к построению каналов распределения для этих категорий готовой продукции различны. Товары широкого потребления обычно поступают в логистические каналы оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающие значительными ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибьюцию и продажу готовой продукции населению (домашним хозяйствам), например, по почте или каталогам. Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленной становится дистрибутивная сеть.

     Распределение готовой продукции для промышленных потребителей в основном осуществляется через агентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов.

     Особые  проблемы в дистрибьюции возникают  для товаров широкого потребления, которые можно разделить на товары повседневного, предварительного, особого и пассивного спроса.

     Товары  повседневного спроса обычно покупают часто и без особых раздумий, как  правило, не тратя много времени  на сравнение их между собой. Примерами  таких товаров являются продовольственная  продукция, табак, средства гигиены и т.п., обычно широко представленные во многих торговых точках. Затраты на дистрибьюцию таких товаров достаточно велики и могут составлять до трети общих логистических издержек фирмы. 

     Основные  товары население покупает обычно регулярно или периодически, что связано с привычками, часто направляемыми рекламой.

     Товары  импульсной покупки приобретаются, как правило, без предварительного планирования и поисков, зачастую случайно. Примерами такого рода могут служить сопутствующие промышленные «мелочи» в продовольственном супермаркете.

     Товары  для экстренных случаев покупаются, если возникают особая необходимость, вызванная, например, погодными условиями (зонтики и резиновые сапоги во время участившихся дождей).

     Для вышеперечисленных товаров логистический менеджмент обычно создает сложные, разветвленные дистрибутивные сети с большим числом точек конечных продаж, чтобы поддерживать высокий уровень обслуживания покупателей.

     Товары  предварительного выбора («магазинные» товары) отличаются тем, что покупатель готов их искать и выбирать, сравнивая конкурирующие между собой по внешнему виду, дизайну, цене, качеству и т.п. взаимозаменяемые товары. Примерами таких товаров могут быть автомобили, мебель, одежда, бытовая, аудио – и видеотехника и т.д. Эти товары можно найти в значительно меньшем числе торговых точек, чем товары повседневного спроса, дистрибутивные каналы для них также более простые, что приводит к снижению логистических издержек.

     К товарам особого спроса относится продукция с уникальными характеристиками или товары престижной торговой марки, ради приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилия, время и деньги.

     Примерами таких товаров являются престижные марки автомобилей, электробытовой техники, одежды, обуви и т.п.

     Товары  пассивного спроса отличаются тем, что покупатель или ничего о них не знает, или знает, но не торопится покупать. Обычно – это новинки, недостаточно апробированные на практике и не сопровождающиеся широкомасштабной рекламой. Организация продаж этих товаров, как правило, требует значительных маркетинговых усилий (например, использование торговыми агентами приемов личных продаж).

     Организация дистрибьюции и продаж продукции  промышленного потребления (для  предприятий сектора бизнеса  В2В) принципиально отличается от товаров широкого потребления. В данном случае обычно фирма ищет покупателей и так строит логистические каналы дистрибьюции этих товаров, чтобы они отвечали политике закупок (снабжения) производственных потребителей. 

 

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики

     Значительная  часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику.

     Транспортировкапроцесс физического перемещения продукции в пространстве посредством транспортных средств. Этот процесс осуществляется с участием людей, поэтому одновременно это и процесс труда. В ходе перемещения передвигается сам продукт как результат труда, т.е. как стоимость. В результате процесса труда в процессе транспортировки стоимость перемещаемого продукта возрастает на величину транспортных расходов (рис.5). 

Рис.7. Транспортировка

     Транспортная  услуга – результат трудовой деятельности по перемещению грузов, процесс неразрывно связанный с транспортируемым грузом. Параметры, определяющие транспортную услугу:

  • вид транспорта;
  • вид груза;
  • количество груза;
  • срок (время) транспортировки (груз должен быть доставлен в срок);
  • пункт (расстояние) транспортировки (груз должен быть доставлен в нужное место);
  • сохранность груза (должен быть доставлен без потери потребительских качеств).

     Таким образом, транспортная услуга – процесс перемещения определенного вида и количества груза в целости и сохранности выбранным видом транспорта из одной точки в другую в течение определенного промежутка времени или к назначенному сроку.

     Транспортная  услуга имеет форму товара, соответственно имеет цену – транспортный тариф и себестоимость – совокупность затрат. Транспортный тариф – сумма денег, выплачиваемая за перевозку единицы данного вида груза данным видом транспорта на единичное расстояние, обычно на расстояние 1 км, при условии обеспечения сохранности груза и выполнении сроков доставки.

     Транспортные  предприятия (как и другие участники  процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей.

     Таким образом, благодаря транспорту, логистический  процесс товародвижения (начиная  от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой  продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

     Выделению транспорта в самостоятельную функциональную область логистики способствуют следующие основные факторы:

  • способность транспорта реализовать основную идею логистики – создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему: "снабжение – производство – распределение – потребление";
  • неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
  • высокая доля транспортных издержек на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
  • высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);
  • наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

Информация о работе Лекции по "Логистике"