Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Работа содержит 1 файл

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК тр. о. к. д. 1.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

Нерациональными считаются те грузовые перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной организации транспортировки. К ним относятся следующие виды нерациональных перевозок:

♦  встречные;

♦  чрезмерно дальние;

♦  излишние;

♦  кружные;

♦  повторные.

Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или других видах транспорта однородная продукция перевозится в противоположном направлении. Такие перевозки могут быть явно встречными, когда грузовые потоки одновременно продвигаются в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути. Различают также скрытные встречные перевозки, когда однородные грузы перевозятся в противоположных направлениях по разным грузовым участкам пути.

Чрезмерно дальние перевозки — это те, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отдаленных районов при наличии возможности генерации аналогичных потоков из близко расположенных источников.

Излишними перевозками называются те грузовые потоки, которые направлены в пункты назначения, где однородная продукция уже имеется в достаточном количестве.

Повторные перевозки, при которых грузовой поток от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено логистической цепи (на базу, склад...), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для передвижения в другие звенья или непосредственно потребителям.

Кружными считаются те перевозки, которые осуществляются не по кратчайшим расстояниям.

Нерациональные перевозки  приводят к повышению логистических и в первую очередь транспортных издержек, к дополнительной загрузке транспортных путей, к потере синер-гического эффекта по макрологистической системе в целом.

Зарубежными экспертами регулярно  проводятся исследования по оценки качества транспортных услуг на локальном уровне. Анализ этих результатов был проведен в разделе, посвященном логистическому сервису.

Рассматривая содержание материальных потоков в сфере  транспорта, следует отметить, что  они принимают форму динамичных материальных потоков. Чтобы нацелить потоковые процессы вне микрологистических систем и конкретизировать их в сфере транспорта, потоки материальных и товарных ресурсов называются грузовыми потоками. Таким образом, грузовой поток — это некоторое количество грузов (материальных, товарных ресурсов), перевозимое отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период.

Совокупный грузовой поток представляет собой сумму отправленных со станций, пристаней, портов и т. д. отдельных потоков по родам грузов.

Деятельность по управлению грузовыми потоками в транспортной логистике, как и любая другая производственно-хозяйственная деятельность, основывается на всестороннем анализе и планировании (прогнозировании) соответствующих процессов. В данном аспекте можно выделить несколько основных направлений, которые в дальнейшем будут раскрыты более подробно:

1. Проведение комплексного  анализа использования транспортных средств, привлекаемых к продвижению грузовых потоков.

Здесь является обязательным:

♦  Анализ технико-экономических  показателей работы транспорта по обеспечению  потоковых процессов.

♦  Определение тенденции  и динамики потоковых процессов по обобщающим критериям и конструктивным характеристикам.

♦  Определение согласованности  транспортно-складских логистических  работ, выявление факторов, синхронизирующих и асинхронизирующих смежные операции.

♦  Выявление потенциальных  резервов в повышении эффективности логистики на транспорте. ♦  Определение потенциальных возможностей по погру-зочно-разгрузочным работам и объемам хранения во всех звеньях логистической цепи, включая грузоотправителя и грузополучателя.

2.  Изучение потребителей  структуры транспорта. Сюда включается:

♦  Структуризация потребителей по видам: грузоотправители, грузополучатели; по характеру потребления: постоянные, сезонные, временные; а также по объемам перевозимых грузов; по характеру перевозок (транзитные, складские); по видам перевозимых грузов; по ритмичности генерируемых потоков и т. д.

♦  Составление базы данных, в которую входят досье (карточки) потребителей с фиксацией всей информации о потребителях и деловых взаимоотношениях с ними.

3.  Составление дислокационных  карт по потребителям и всем  транспортным структурам полигона  обслуживания.

4.  Определение расстояний  по максимальному числу вариантов перевозки грузов.

5.  Определение средних  объемов поставки продукции за  единицу времени (сутки, месяц,  год) и их согласование с  потребителями.

6.  Группировка потребителей  по направлениям, объемам перевозки  и другим характеристикам на  основании имеющихся и прогнозируемых  заказов.

7.  Обоснование и выбор  подвижного состава для обеспечения грузопотоков.

8.  Маршрутизация грузопотоков  на основе проведения соответствующих расчетов.

9.  Формирование комплекса  логистических услуг, сопровождающих транспортно-перемещающие работы.

10.  Разборка алгоритмов  и технологических карт по  выполнению логистических работ и операций.

11.  Выбор стратегии  и тактики ценообразования на  продукцию транспорта.

12.   Утверждение согласованных  графиков продвижения грузопотоков.

13.   Разработка мер  экономического стимулирования  работников, участвующих в процессе транспортировки.

14.  Определение и детализация  ключевых моментов взаимоотношений и взаимодействий с государственными структурами управления.

В настоящее время на транспорте многих стран действуют различные логистические организации в виде специализированных центров, агентств или других структур.

Показательными являются региональные логистические образования  на французских железных дорогах. По заказу клиентов они проводят комплексный  анализ грузопотоков и распределение  их по логистическим каналам и  транспортным сетям.

На основе анализа данных разрабатываются обоснованные программы и планы мероприятий, например, по:

♦  Оптимизации грузопотоков, осуществляемых различными видами транспорта.

♦  Способам распределения  перевозок между транспортными системами.

♦  Формированию и структуризации грузовых потоков.

♦  Установлению хозяйственных  связей и заключению договоров (контрактов) на перевозку и оказание дополнительных логистических услуг.

Цель подготавливаемых для  клиентов рекомендаций и предложений  заключается в повышении эффективности  управления потоковыми процессами в макрологическом пространстве. Это выражается в оптимизации грузопотоков, соблюдении сроков доставки грузов, повышении надежности и регулярности перевозок, синхронизации транспортно-пе-ремещающих работ с процессами производства, обращения и потребления, сохранности товаров и т. д.

Привлекает внимание порядок  перегруппировки товаров в грузопотоках при смешанных перевозках. Значительные успехи достигнуты по повышению рентабельности перевозокза счет укрупнения грузопотоков и рационализации многих логистических  операций. Во Франции концентрация грузопотоков стимулируется гибкой тарифной политикой, в соответствии с которой массовые перевозки грузов осуществляются по сниженным тарифам и в приоритетном порядке.

В заключение добавим, что  в сфере транспорта во многих странах существует множество других организаций, оказывающих логистические услуги в соответствии с требованиями рынка. Например, организации по осуществлению экспедиторской деятельности, охранные структуры, информационно-вычислительные центры и проч.

 

  1. Структурно-функциональная характеристика транспорта (транспорт общего и необщего пользования).

ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом  общего пользования, публикуется в  установленном порядке.

Договор перевозки  транспортом общего пользования  является публичным договором.

ТРАНСПОРТ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ  (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).

Транспорт удовлетворяет  одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй , автомобильного , и  то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения  по схеме «от двери до двери» или  «от дома до дома». Такое перемещение  возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного  комплекса. Организация работы такого комплекса , как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей , и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий , особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

В недавнем прошлом  основой единства транспортной системы  считалась общественная форма собственности  на транспортные ресурсы. В связи  с проведением рыночных реформ, акционированием  и приватизацией части транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию. При этом упор делается на то, что не единство, а  конкуренция, в том числе и  между видами транспорта, является двигателем рынка. Нет единой схемы  рынка, и рыночный механизм нельзя абсолютизировать. Главное - положительный конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищённость, общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная  ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную  жизнь человека экономика, важнейшей  частью которой является транспорт.

Структурно  транспорт можно представить  как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и не общего пользования (рис.1). При этом обе части системы  могут быть представлены предприятиями  федеральной (государственной), муниципальной  или частной форм собственности.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная  отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования - это  транспорт, который в соответствии с действующим законодательством  обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки  ни были предъявлены: государственным  предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным  лицом.

В отличие от транспорта общего пользования, транспорт  необщего пользования выполняет  перевозки продукции внутри сферы  производства, т.е. для конкретного  предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.

Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие  тому или иному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе  страны имеется густая сеть таких  дорог. Суммарная протяжённость  железнодорожных подъездных путей  превышает протяжённость железных дорог общего пользования. Более  половины судов речного флота (в  основном небольшой грузоподъёмности и мощности0 принадлежат различным  ведомствам (предприятиям нефтяной и  газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.). В отличие  от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также  специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные  дороги, пневмотранспорт и др.

Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"