Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Работа содержит 1 файл

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК тр. о. к. д. 1.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

■     временный  отказ в выдаче лицензии предприятиям, желающим работать в данном секторе рынка;

■     установление для предприятий, желающих работать в данном секторе рынка, жестких  дополнительных лицензионных требований;

4)  обеспечение нормальных условий работы для транспортных предприятий, находящихся в объективно невыгодных условиях и обслуживающих важные для региона объекты:

• разрешение применения на отдельных видах деятельности данному предприятию свободных и договорных тарифов;

■    утверждение  по отдельным видам деятельности собственных повышенных тарифов  транспортных предприятий;

■     подготовка для местной администрации предложений  по организации финансовой поддержки отдельных видов деятельности (дотации, субсидии, кредиты) за счет бюджетных и внебюджетных источников региона или Федерации;

■     подготовка для местной администрации предложений  по организации материально-технической поддержки отдельных видов деятельности (содействие в приобретении или получении в аренду транспортных средств и оборудования, первоочередное обеспечение энергоносителями и т.д.);

■     предоставление данному предприятию определенных лицензионных, тарифных или налоговых льгот при работе в других секторах рынка;

5) влияние на экологическую ситуацию и на уровень транспортной безопасности в данном секторе рынка; участие в урегулировании социальных вопросов:

■     предоставление лицензионных, налоговых и других льгот предприятиям и предпринимателям, вкладывающим средства в мероприятия  по повышению безопасности транспортно-дорожного  комплекса и охране окружающей среды;

■     информирование региональных органов экологического и санитарного контроля, а также ведомственных служб безопасности перевозок и движения о неблагополучной или угрожающей ситуации в области экологии или транспортной безопасности в данном секторе рынка;

• информирование администрации  о зарождающихся социально-производственных конфликтах в транспортных предприятиях, обслуживающих данный сектор рынка;

■     обоснование  позиции администрации в социально-производственных конфликтах, связанных с работой транспортных предприятий в данном секторе рынка;

■     подготовка предложений для администрации  по повышению социальной защищенности работников предприятий, работающих в данном секторе транспортного рынка.

Несомненно, что по мере укрепления правовой базы работы органов РТИ перечень возможных мер воздействия будет расширен.

Все перечисленные выше требования, которые необходимо выполнить, направлены на обеспечение безопасности на транспорте, минимизации объема выбросов в окружающую среду, максимизации качества услуг, оказываемых транспортом, и др. Но среди других функций лицензирования не последнее место (может быть, одно из первых) занимает функция регулирования соотношения спроса и предложения на рынке транспортных услуг. И именно лицензирование является основной мерой регулирования.

В этой связи условия получения  лицензии предприятием могут либо упрощаться, либо усложняться. В случае, если после проведения обследования рынка оказалось, что транспортные предприятия могут предложить услуги по перевозке в большем объеме, чем это требуется потребителям, то логично предположить, что допуск в данный сектор рынка следует ограничить. А сделать это можно при помощи ужесточения требований к потенциальным перевозчикам путем увеличения платы за получение лицензии или предъявления требования обязательства рабо- тать в другом секторе рынка, где предложение недостаточно для удовлетворения потребностей потребителей. В ситуации, когда транспортные услуги являются дефицитными, напротив, снижается (если это возможно) стоимость лицензии, уменьшаются требования к транспортным предприятиям, предоставляются различные льготы, в том числе возможность работать в более «выгодном» секторе рынка, где предложение превышает спрос и допуск перевозчиков на рынок ограничен.

Тема 3. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом.

 

  1. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. Руководствуясь ими, ниже дается оценка различных видов транспорта (табл. 1.2). Наилучшему значению соответствует единица.

Таблица 1.2

Оценка различных  видов транспорта по основным факторам, влияющим на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор  вида транспорта

 

Время доставки

Частота отправлений груза

Надежность

соблюдения графика

доставки

Способность

перевозить разные

грузы

Способность доставить

груз в юбую точку

территории

Стоимость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5


Источник: Котлер Ф. Основы маркетинга.

Исследования показывают, что при выборе вида транспорта первоочередное внимание уделяется следующим факторам:

♦  надежности соблюдения графика доставки;

♦  времени доставки;

♦  стоимости перевозки.

Необходимо подчеркнуть, что вышеприведенные данные могут  быть использованы только для первоначальной ориентации пригодности тех или иных видов транспорта условиям конкретной перевозки. Принятие окончательного решения должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

В качестве основного критерия выбора транспортного средства принимаются комплексные транспортные издержки. Транспортные издержки — это затраты на транспортировку продукции от места производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Они являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

К основным статьям транспортных издержек относятся:

♦  Оплата транспортных тарифов  и различных сборов транспортных организаций.

♦  Затраты на содержание собственного транспорта.

♦  Стоимость погрузочно-разгрузочных работ.

♦  Затраты на экспедирование и охрану.

♦  Затраты, связанные  с подачей и уборкой транспортных средств и т. д.

♦  Расходы по взвешиванию  грузов.

При дифференцированном определении  размера транспортных издержек учитывается вид перевозимого груза, величина одной отправки (мелкая, контейнерная, повагонная и т. д.), а также схема перевозки: одним или последовательно несколькими видами транспорта.

Попутно отметим, что определение  рационального радиуса перевозки грузов тем или иным транспортом основывается на сопоставлении расчетных (ожидаемых) величин комплексных транспортных издержек при доставке грузов с баз, складов и распределительных центров только автомобильным, железнодорожным и другим видом транспорта или в смешанном сообщении.

Практика показывает, что  очень важным при выборе вариантов транспортного обслуживания является наличие соответствующей инфраструктуры. Так, отсутствие подъездных железнодорожных путей воздействует на увеличение рационального радиуса прямых автомобильных перевозок. Особенно это касается мелких отправок продукции. Указанный радиус при данных условиях составляет в среднем примерно 230-330 км. При наличии же подъездных путей в пункте отправки и у потребителя соответствующий радиус колеблется от 150 до 230 км. Необходимо подчеркнуть, что решение о целесообразности перевозки тем или иным транспортом не должно основываться только на транспортных издержках. Необходимо учитывать и другие факторы, которые в некоторых ситуациях могут быть решающими, например скорость доставки, надежность доставки и пр.

Выгодность перевозки грузов различными видами транспорта определяется путем сопоставления, во-первых, суммарных расходов предприятия на перевозку грузов, а во-вторых, общих затрат на содержание производственных запасов, размеры которых в зависимости от применения того или иного вида транспорта могут меняться в довольно широких пределах.

Как уже отмечалось, важнейшим  фактором, влияющим на выбор вида транспортных средств, является время доставки. Чтобы определить в каждом конкретном случае наиболее оптимальный временной критерий, необходимо провести соответствующие расчеты. Так, время доставки грузов различными видами транспорта можно определить по следующим формулам:

для железнодорожного транспорта

 ;

для морского транспорта

   ,          ;

для речного транспорта

 

для автомобильного транспорта

 

где   время на начально-конечные операции (сутки, ч);

L — расстояние перевозки (км, миль);

 — эксплуатационная  скорость (км/ч);

Vkom — коммерческая скорость (миль/сут);

Vcут — эксплуатационная скорость судов, работающих на дальней линии (миль/сут);

а — коэффициент использования грузоподъемности;

Дг  -  грузоподъемность судна;

М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту  отправления и назначения (т/сут);

  — норма пробега вагона или судна в сутки;

  — время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте (сут);

 о — время на накопление, формирование и отправление грузов (сут).

Большое влияние на время  доставки груза оказывает категория скорости (режим скорости).

У участников логистического процесса в данном вопросе также есть право выбора.

Категория скорости представляет собой режим перемещения грузовых потоков, который определяется особенностями грузов и условиями соответствующих договоров.

Различают следующие категории скорости:

♦  большая;

♦  грузовая;

♦  пассажирская.

В транспортной логистике  категория скорости является одним  из признаков, по которому формируют  грузовые потоки. Например, ускоренное продвижение на железных дорогах грузов, принятых к перевозке большой скоростью, достигается организацией специальных ускоренных грузовых поездов; грузовой скоростью — обычных грузовых поездов; пассажирской — внеочередной постановкой вагонов с грузами в пассажирские поезда.

Средняя скорость продвижения  грузов, перевозимых с большой  скоростью, на 20~30% больше, чем перевозимых  с грузовой скоростью. В том случае, когда перевозка какого-либо груза  допускается только определенной скоростью, грузоотправитель обязан сделать об этом отметку в перевозочном документе.

Ранее уже отмечалось, что  потребитель при разработке заготовительной  политики должен для себя выбрать  наиболее выгодную форму материально-технического обеспечения (транзитную, складскую).

С другой стороны, продуцент, основываясь на маркетинговых исследованиях, при выработке сбытовой политики должен определиться в выборе форм поставок. Выбор потребителя и продуцента по этим вопросам во многом обусловливает выбор вида транспорта и транспортных средств. Однако со своей стороны транспортная логистика также в большой степени влияет на выбор формы снабжения или поставок. Например, через предоставление льготных тарифов, установление нормативов отправки, транзитных норм, санкций за недогруз транспортного средства и т. д.

Отправка представляет собой  единицу наблюдения перевозок грузов. Иначе говоря, отправка — это партия груза, принятая к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В процессе транспортировки отправка должна быть неделимой. При необходимости в установленном порядке может быть произведена ее переадресовка или реконсигнация.

В транспортной логистике  различают следующие категории отправок:

♦  пакетная;

♦  контейнерная;

♦  вагонная;

♦  маршрутная;

♦  групповая;

♦  судовая;

♦  сборная;

♦  мелкая отправка.

С позиций логистики по каждой оправке обязательно следует учитывать не только род груза, но и категорию скорос-ти, провозную плату и некоторые другие характеристики, о которых будет сказано далее.

В основе многих отправок, осуществляемых с помощью привлечения транспорта общего пользования, лежат транзитные нормы, которые устанавливаются транспортными организациями в зависимости от вида продукции, а также грузовместимости и грузоподъемности имеющихся у них в наличии транспортных средств.

Транзитная  норма — это минимальное количество (масса) груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

Транзитные нормы, радиус обслуживания потребителей и другие факторы ставят перед грузоотправителем  выбор: воспользоваться собственным  транспортом (если он есть) или обратиться к услугам перевозчиков.

Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"