Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Характеристика дизартрии 6
1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии 9
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Обследование и методы диагностики нарушений произношения при дизартрии
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3 Коррекционная работы при дизартрии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЯ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Работа содержит 1 файл

Нарушения произносит. стороны речи у дошкольн. с дизартрией.doc

— 230.00 Кб (Скачать)


45

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                              3

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ                            6

1.1 Характеристика дизартрии                                                                                    6

1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии              9

 

ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ                                                        17

2.1 Обследование и методы диагностики нарушений произношения при дизартрии                                                                                                                                                          17

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента                            23

2.3 Коррекционная работы при дизартрии                                                        27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                              40

 

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                                                42

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                45


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе проблема произносительной стороны речи до сих пор актуальна. Из этого следует, что актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается, в том числе и детей с дизартрией и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями.

Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.

Проблемами нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста при дизартрии занимались такие исследователи как: Волкова Л.С., Винарская Е.Н., Лопатина Л.В., подробное изучение просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией было предпринято также Г.В. Бабиной и Р.Е. Идес (2003) и д.р.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.

Успех логопедических занятий в детском саду во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.

Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам.

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач.

Целью курсовой работы изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Задачи:

1) Изучить литературу по проблеме нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

2) Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

3) Провести экспериментальное исследование произносительной стороны речи.

4) Провести анализ результатов исследования

5) Представить коррекционную работу с дошкольниками с дизартрией.

Гипотеза исследования состоит в том, что будет проведена диагностика нарушения и найдено решение для успешного развития произносительной стороны у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Объект исследования – произносительная сторона речи детей.

Предмет исследования – состояние произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

База исследования: МДОУ № 20 г.Таганрога.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

1.1. Понятие «дизартрии»

 

Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% (М.Б. Эйдинова и Е.Н.Правдина - Винарская,1959; Е.М. Мастюкова, 1969,1971) [7, с.185]. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Специалисты различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжёлых наблюдается искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а- отсутствие данного признака или функции, артрон-сочленение) [13, с.95].

Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражения нервной системы плода и новорожденного).

При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей.

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нередко выраженных неблагоприятных воздействиях во время внутриутробного развития или в период родов.

В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.

Дизартрия, в том числе и тяжёлые её формы, могут наблюдаться  у детей с сохранным интеллектом, а лёгкие «стёртые» её проявления- как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушением интеллектуального развития. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп, в зависимости от их общего психофизического развития, к ним относятся:

- дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

- дизартрия у детей с детским церебральным параличом

- дизартрия у детей с олигофренией

- дизартрия у детей с гидроцефалией

- дизартрия у детей с задержкой психического развития

- дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.

У детей с недостаточностью произносительной стороны речи наблюдаются нередко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально- волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними [5,с.285].

Эмоционально- волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания.

У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность  к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети как правило метеозависимы. [4,с.201].

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги с лёгким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, холить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Таким образом, дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

 

1.2 Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии

 

Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:

1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;

2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;

3. речь понятна только близким и частично окружающим;

4. отсутствие речи – анартрия

Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьёзную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде не заметно.

Продолговатый мозг ствола, так, же как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребёнок адекватно выполняет все просьбы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам [17, с 162].

Информация о работе Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией