Цены товара: понятия, факторы формированя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

Цена, ее понятие и виды…………………………………………....4

Факторы формирования цен……………………………………..6
Теории формирования цен…………………………………………...6
Факторы формирования цен………………………………………...8

ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ТОРГОВЛЕ………………………………..12
ВИДЫ ЦЕНОВЫХ СТРАТЕГИЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ В ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….12
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ………………..16
Стратегии установления цен……………………………………..17

Заключение………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Цена товара_понятие, факторы формирования. Ценовые стратегии.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

      Если  предложение товаров значительно  превышает спрос, то рыночную стоимость  будет определять индивидуальная стоимость  товара, произведенного в лучших условиях производства.

      В продолжительном периоде сумма  рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей.

      Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречие не просматривается.

      Таковы  в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара.

 

      В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ цена выполняет  ТРИ ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ:

       ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов;

       стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;

       распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

      Выполнение  этих функций предполагает свободное  движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.

      При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.

      Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.

      Система государственных цен состоит  из двух элементов:

       фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

       регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

      Договорные  цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

      Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

      Каждая  страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.

      Уровень цен выражается индексом.

      Индекс  цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

      В какой бы рыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить  себе одного – устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.

      Под политикой цен в этом контексте мы будем понимать общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. В своем труде «Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы»  экономист Лорин А. Н., исследуя маркетинговые стратегии цен, приходит к выводу, что под стратегией ценообразования соответственно понимается набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

    1. Факторы формирования цен
 

     Цены  играют активную роль как на уровне микро-, так и макроэкономики. В  них фокусируются практически все  основные экономические отношения  в обществе. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее пропорций. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия.

     В реальных условиях цены формируются  под воздействием двух групп факторов — внешних и внутренних (табл. 1).

 

     Таблица - 1 Факторы ценообразования

 
 Внутренние  Внешние
 Особые  свойства товара

 Способ  производства

 Ориентация  на рыночные сегменты Жизненный цикл товара Организация сервиса

 Авторитет фирмы

 Реклама, продвижение товара

 Политическая  стабильность в стране Обеспеченность основными ресурсами

 Рыночная  среда

 Участники каналов товародвижения

 Масштабы  государственного регулирования цен

   Совершенство налогового законодательства 

 Внешняя экономическая политика государства


 

     Внешние факторы, то есть факторы макроэкономического уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами.

     Политическая  стабильность создает для предприятий предпосылки для работы на перспективу, не вызывая у них стремления к получению сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.

     Отсутствие  на рынке каких-либо ресурсов, например топливно-энергетических, ставит предприятия  в большую зависимость от импортеров

     Важным  элементом, определяющим степень контроля предприятия над ценами, является рыночная среда, в которой оно функционирует или собирается работать. В зависимости от того, кто контролирует цены, можно выделить три основных вида рыночной среды.

     Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг. Предприятия, пытающиеся установить цены выше рыночных, привлекут незначительное количество покупателей, поскольку спрос на товары уменьшится и потребители переключатся на продукцию конкурентов. Немногого можно достигнуть и путем снижения цен, поскольку конкуренты ответят аналогичными действиями.

     Среда, в которой цены контролируются предприятием. Конкуренция ограниченная, различия в предлагаемых товарах, в таких условиях предприятию функционировать проще. Покупатели на товары находятся и при высоких, и при низких ценах.

     Среда, где цены контролируются государством. В большинстве стран это коммунальные услуги, общественный транспорт и другие отрасли. Государственные органы, уполномоченные контролировать цены, устанавливают конкретный их уровень после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в этом товаре сторон — потребителей и производителей.

     Потребители товаров оказывают существенное влияние на принятие предприятием решений  относительно уровня оптимального ценообразования, выбора эффективной ценовой стратегии. При этом необходимо хорошо понимать взаимоотношения между ценой  и потребительским спросом. Эта  взаимосвязь определяется тем, что  цена товара в условиях рыночной экономики  устанавливается в результате взаимного  давления продавца и покупателя.

     Цены  и рыночный спрос на товары находятся  в обратно пропорциональной зависимости. Такая взаимосвязь объясняется  двумя экономическими положениями: законом спроса и ценовой эластичностью. Важную роль в установлении цены стремится  играть каждый участник товародвижения от товаропроизводителя до оптовой  и розничной торговли. Все они  стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший  контроль за ценами.

     Чтобы обеспечить взаимную выгоду участников каналов товародвижения, предприятие  должно учитывать четыре фактора:

  • доли прибыли участников каналов;
  • ценовые гарантии;
  • особые соглашения;
  • воздействие повышения цен.

     Оптовой и розничной торговле требуется  определенная доля прибыли, чтобы покрыть  свои издержки (транспортировка, хранение, реализация, реклама, кредит и т.д.), а также получить разумный доход. В некоторых случаях оптовая  и розничная торговля стремятся  получить так называемые ценовые  гарантии. Они заключаются в получении  товаров по самым низким ценам. Гарантии наиболее часто предоставляются  молодыми фирмами или на сходные  товары, которые планируется выбросить  на рынок.

     Часто производители предлагают особые соглашения, которое предусматривают предоставление скидок на ограниченный период времени  и бесплатных образцов для стимулирования торговых предприятий. Сделки требуют, чтобы получаемая торговлей выгода передавалась и конечным потребителям для увеличения спроса.

     Свобода предприятий в установлении цен  ограничивается не только потребительским  спросом, рыночной ценой и участниками  каналов товародвижения, но и государственным регулированием, которое определяется общим состоянием экономики.

     Современное государство уже в силу своего особого положения влияет на экономическую  жизнь во всех ее направлениях. В  зависимости от стоящих перед  государством целей и конкретной ситуации оно может определять свою стратегию и соответственно степень  вмешательства в экономические  процессы.

     Даже  в случае наиболее либеральной экономики  налоговая, финансово-бюджетная, валютная, кредитная политики государства  определяют «правила игры», непосредственно  влияют на хозяйственную ситуацию, а значит — на условия производства и цены.

     Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:

  1. административное (прямое);
  2. экономическое (косвенное).

     Административное  регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Это достигается посредством принятия собственных законодательных и нормативных актов.

     При административном регулировании можно  выделить три степени государственного ограничения цен:

  1. государство само устанавливает цены (фиксированные цены);
  2. государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние самостоятельно устанавливают цены (регулируемые государством цены);
  3. государство устанавливает правила «рыночной игры», вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные договорные цены).

     Государство может фиксировать цены тремя  способами:

  • введением государственных прейскурантных цен;
  • «замораживанием» свободных рыночных цен;
  • фиксированием цен предприятий-монополистов.

     Практически во всех странах государство устанавливает  цены на товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные  тарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна  к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя их на определенном уровне, государство  оказывает влияние на всю систему  цен. Если государство устанавливает  цены, это приводит к двум важным последствиям:

  1. возникновению дефицита при росте спроса на товар;
  2. возникновению явных ценовых диспропорций, вызванных практикой установления ценовых дотаций. Такие дотации необходимы, если оптовые цены на товары (например, на продукты питания) устанавливаются выше розничных.

     Второй  способ фиксирования цен — это  «замораживание» на определенное время  рыночных цен. Практика долгосрочного  замораживания цен в странах  с рыночной экономикой оказалась  крайне неэффективной, так как по различным причинам государству  приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию.

     У государства имеется возможность  зафиксировать цены монополиста  или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение  определяется долей участия предприятия, на рынке производимого и реализуемого товара, которая дает ему возможность  самостоятельно или, действуя другими  хозяйствующими субъектами оказывать  решающее влияние на конкурентов, затруднять доступ на рынок другим компаниям  и извлекать выгоду за счет взвинчивания цен, ущемляя при этом интересы своих  партнеров и потребителей.

     Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены. Для этого применяются следующие  способы:

Информация о работе Цены товара: понятия, факторы формированя