Человеческий капитал - доминирующий фактор социально-экономического развития в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Теория человеческого капитала…………………………………………………...5
Оценка целесообразности инвестиций в образование……………………………14
Практические аспекты теории человеческого капитала для управления трудовыми ресурсами………………..………………………………………………………21
Обучение на рабочем месте. Качество рабочей силы и профессиональное обучение……..................................................................................................................26
Индекс развития человеческого потенциала……………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

управл.трудов.потенциалом.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

         При проверке результатов  обучения необходимо убедиться, что  каждому, прошедшему курс обучения, созданы  условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.

         Полная оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение. 

         Обучение персонала  как условие эффективного развития организации.

         Эффективность организации  определяется в первую очередь знаниями, умениями и соответствующим настроем персонала. Если подбор персонала проведен на высоком уровне, в соответствии с параметрами моделей рабочих мест, приняты на работу люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями, основным фактором, обеспечивающим развитие организации, становится обучение персонала.

         Обучение, развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Научно-технический прогресс, мировая конкуренция выдвигают новые требования по совершенствованию качества образования. Сегодня научное лидерство организации не является залогом лидерства в эффективности. Ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Инженер, закончивший ВУЗ в середине прошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации д оконца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно; знания выпускников в начала века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться значительно быстрее. Парадигма стабильности знаний на базе накопленного и систематизированного опыта, информационно-предметного подхода к образованию должна быть переосмыслена в направлении междисциплинарности, комплексности и постоянно развивающегося образовательного процесса, направленного на интеллектуализацию личности, развитие творческих способностей. Первостепенное значение приобретает качество образования в контексте непрерывного образовательного процесса.

         Возрастающее значение профессионального обучения для  организации и значительное расширение потребностей в нем в последние  тридцать лет привели к тому, что  ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей после заработной платы статьей расходов многих компаний. Такие организации как Ай-Би-Эм, Моторола, Дженерал Моторз ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты.

         Профессиональное  обучение не менее важно и для  предприятий малого бизнеса - их успех  сегодня также зависит от способности  их сотрудников усваивать и использовать на рабочем месте новые навыки и знания.

         В соответствии с  насущными потребностями и перспективой организации развитие персонала  представляет собой комплексный, многогранный процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. В качестве обучающих процедур используют самые разнообразные мероприятия по профессиональному развитию персонала: семинары по стратегическому менеджменту для руководства фирмы; обучение в школах бизнеса перспективной молодежи; изучение иностранных языков сотрудниками отдела маркетинга; ротацию рядовых сотрудников и менеджеров и т.д. Создаются специальные системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных организациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации.

         Перспективы профессионального  обучения в зарубежных странах

         Сегодня постоянное обучение сотрудников стало нормой в передовых компаниях мира. Многие исследователи прогнозировали, что  к 2000 году в 500 крупных фирмах средний  рабочий будет ежегодно тратить около 53часов на программы подготовки, субсидируемые организацией. Однако, судя по имеющимся данным, этот прогноз не совсем соответствует реальной потребности компаний в образовании. Например, уже в 1995 году каждый сотрудник "Тексас Инструментс" провел более 40 часов на курсах повышения квалификации (для сравнения в 1990 году - 25 часов). В фирме Моторола норму дополнительного образования планируется довести до 200 часов в год на каждого сотрудника.

         Программы в области  подготовки и переподготовки рабочей силы имеют 76% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек. Так, корпорация Дженерал Моторс ежегодно тратит на переподготовку рабочих 80 млн долларов. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты посредством повышения уровня профессионального мастерства, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивает преемственность в управлении.

         Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.

 

         5. Индекс развития  человеческого потенциала.

         В начале 1990-х годов  группой экспертов Программы  развития ООН была разработана новая  концепция развития человеческого  потенциала. Она возникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.

         Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990 г. Содержательный смысл показателя таков — чем он ближе к единице, тем выше возможности для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода.

         Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:

  • дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
  • образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);
  • долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

         Для каждого из частных индексов установлены  фиксированные минимальные и максимальные значения:

  • продолжительность предстоящей жизни при рождении (от … до…лет);
  • грамотность взрослого населения (от 0 до 100%);
  • совокупная доля учащихся среди детей и молодежи (от 0 до 100%);
  • реальный ВВП на душу населения (ППС).

         Частные индексы рассчитываются по следующей  формуле:

 

         Индекс  дохода рассчитывается несколько иначе, в нем используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:

 

         Итоговый индекс развития человеческого потенциала рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех компонентов: индекса  долголетия, индекса образования (состоящего из индекса грамотности с весом в 2/3 и индекса охвата обучением с весом 1/3) и индекса дохода. При расчете индекса дохода для субъектов страны вводятся дополнительные процедуры:

  • корректировка (пропорциональное увеличение) валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта страны на нераспределяемую часть ВВП страны;
  • корректировка ВРП на различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Укрстатом;
  • пересчет в доллары США по паритету покупательной способности (ППС).

         При расчете индекса  образования уровень грамотности  оценивается по данным переписи. Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрастах 7–24 года.

         Используемая методика имеет ряд дефектов. Самый очевидный  — относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики и во внутренних офшорах. Еще одна проблема не имеет решения в принципе, поскольку регионы — более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) перераспределяется государством. В региональных индексах измеряется производство ВРП, а не потребление, тем самым искажается реальное экономическое положение населения. Возможная альтернатива для измерения — показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, но они также имеют свои региональные искажения, поэтому их использование не решает проблемы. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях.

         Диапазон значений ИРЧП в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год» — от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.). Порогом  высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. В группу развитых входят уже 63 страны.

         В 2009 году индекс рассчитали для 182 стран, и Украина среди них 85-ая. Самый высокий индекс развития человеческого потенциала в Норвегии, за ней идут Австралия и Исландия. Из ближайших соседей Украины, например, Беларусь заняла 68 место, Россия – 71-ое. 84-ое место у Армении, а 86-ое занял Азербайджан (данные 2009 года). Главная причина скромного места в рейтинге – уже не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни.

         Отчет 2009 посвящен проблемам  миграции. Впервые авторы отчета обстоятельно проанализировали миграцию – внутреннюю и международную – с точки зрения людей: мигрантов, их семей, общин, из которых они поехали, и в которых они живут и работают, добавил он.

         Представители программы, сославшись на данные Государственного комитета статистики Украины, сообщили, что в 2008 году количество мигрантов - лиц, которые с целью трудоустройства перемещаются в пределах Украины и выезжают за границу, составляло 1 млн. 406,6 тыс. человек. Главные причины, по данным отчета ООН, – низкая заработная плата и неблагоприятные экологические условия.

         По словам начальника Управления политики занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной политики Украины, в 2008 году каждый пятый украинец рассматривался как потенциальный мигрант, а 41% населения не удовлетворен уровнем жизни. “Для облегчения ситуации” в этом году создана Государственная миграционная служба.

         По данным отчета, сегодня в Украине находятся 12 тысяч иностранцев, больше всего - из России, Польши, Китая и Вьетнама. По прогнозам отчета, в ближайшие два года – в случае благоприятных экономических условиях – ситуация не изменится.

         При этом в отчете отмечается, что большинство мигрантов не пересекают международные границы, а меняют местожительство в пределах собственной страны. По данным ООН, численность внутренних мигрантов составляет 740 миллионов лиц, что почти в четыре раза превышает количество международных мигрантов. Среди последних менее 70 миллионов переезжают из развивающихся стран в развитые страны. Например, лишь 3% африканцев проживают за пределами страны происхождение. Большинство из 200 миллионов международных мигрантов на планете переехали из одной развивающейся страны в такую же другую или из развитой страны в другую развитую страну.

Информация о работе Человеческий капитал - доминирующий фактор социально-экономического развития в современном мире