Человеческий капитал и конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».

Содержание

Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература

Работа содержит 1 файл

МОЯ ДИПЛОМНАЯ!555.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

      Такая организация обучающего процесса способствует 100-процентному охвату персонала  структурных подразделений филиала  без отрыва от производства, при  этом затраты – минимальны.

      Но  практика последних лет показала, что простого проведения семинаров  и технических занятий недостаточно – персонал мало заинтересован в усвоении семинарского материала. В связи с этим для получения максимального эффекта от проведенного обучения, был предложен и реализован следующий комплекс мероприятий:

  • разработаны и переданы в структурные подразделения методические материалы для самостоятельного проведения обучающих семинаров;
  • каждому из сотрудников выданы памятки по услугам для самостоятельного изучения и повторения материала обучающих семинаров;
  • сотрудники были уведомлены о предстоящем контроле уровня их компетенции;
  • руководители ряда структурных подразделений самостоятельно подготовили и провели тестирование операторов сервисных служб, проанализировали результаты, после чего провели разъяснительную работу по вопросам, вызвавшим наибольшее затруднение;
  • в сентябре специалистами дирекции был проведен телефонный опрос по вопросам, освещенным на семинарских занятиях;
  • результаты телефонного опроса операторов были проанализированы и доведены до сведения персонала структурных подразделений филиала;
  • в течение ноября 2006 года инженером по качеству было проведено письменное тестирование по услугам филиала для определения уровня компетенции сотрудников сервисных служб филиала. В г. Майкопе охват сотрудников сервисных служб: СУ и ЦОВ – 100%. В районах – проведено выборочное письменное тестирование во время проведения комплексной проверки (охват сотрудников – около 60%).
  • результаты письменного тестирования были подвергнуты глубокому анализу, который лег в основу рекомендациям для проведения обучающих семинаров и тренингов в дальнейшем;
  • на следующий год разработан план проведения обучающих семинаров для сотрудников сервисных служб филиала в разрезе структурных подразделений.

     На  каждом из проводимых обучающих семинаров, организованных специалистами филиала, разъяснялось работникам сервисных служб, что глубокое знание услуг филиала и особенностей их предоставления непосредственно способствует повышению качества обслуживания пользователей.

     Реалии  сегодняшнего дня таковы, что оператор сервисной службы должен не ждать пока к нему обратятся за необходимой услугой, а уметь заинтересовать потенциального клиента, уметь продать услугу. Кроме того, большое внимание уделялось культуре обслуживания клиентов, методам тактичного выхода из возможных конфликтных ситуаций.

     Вся документация по обучению персонала  хранится в Службе по работе с персоналом, в соответствии с установленными правилами.

     Контроль  выполнения планов подготовки и повышения  квалификации, а также анализ эффективности  повышения квалификации осуществляется начальником управления по работе с персоналом.

     Эффективность повышения квалификации контролируется несколькими способами:

  • опросом мнения участников обучения;
  • тестированием, которое помогает проверить усвоение знаний;
  • оценкой руководителя подразделения, насколько цели обучения достигнуты и сотрудник, прошедший обучение, действительно приобрел и демонстрирует полученные знания и навыки.

     В настоящее время для развития способностей сотрудников необходимо использовать современные методы работы с персоналом, учитывать психологические факторы, формировать корпоративную культуру.

     В филиале используются следующие  методы развития способностей персонала:

  • собеседование с каждым членом коллектива;
  • коллективная беседа;
  • метод анализа конфликтной ситуации;
  • метод поощрения;
  • пропаганда повышения профессионализма, развития творческого потенциала работников;
  • административные методы: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудовых отношений;
  • консультирование и поддержка сотрудников при выполнении задач;
  • создание благоприятных рабочих условий, чтобы труд и усилия сотрудников давали наибольший эффект;
  • создание атмосферы доброжелательности в рабочем коллективе.

     Подтверждением  успешного использования этих методов  в филиале можно считать результаты ежегодного анкетирования персонала.

     С 2003 года в филиале применяются  такие методы работы с персоналом как анкетирование и опросы.

     По  результатам проведенного в филиале  анкетирования персонала вырабатывается определенная стратегия работы с  персоналом с учетом возможностей филиала, в том числе и финансовых. При детальном рассмотрении итогов, выявляются резервы для повышения степени удовлетворенности персонала, т.е. определяется ряд направлений деятельности, по которым требуется и возможно проведение в течение года корректирующих мероприятий. Так, в январе 2006 года по итогам анкетирования 2005 года был разработан комплекс мер, т.е. корректирующий план с указанием ответственных за реализацию намеченных мероприятий, включающий:

  • активизацию работы Профсоюзного комитета в структурных подразделениях и филиале в целом с целью укрепления командного духа;
  • регулярную рассылку корпоративной газеты «Вестник ЮТК» во все структурные подразделения филиала;
  • привлечение персонала для обсуждения проблем при принятии управленческих решений;
  • проведение встреч сотрудников дирекции филиала с работниками структурных подразделений с целью изучения проблем, совместного поиска путей выхода из конфликтных ситуаций;
  • выявление потребности в обучении персонала;
  • активизацию работы комиссии по охране труда, информирование сотрудников о деятельности комиссии и др.

    Разработанный план в течение года был успешно  реализован.

     В декабре 2006 года в филиале было проведено  ежегодное анкетирование персонала  филиала с целью определения  уровня удовлетворенности сотрудников работой в Компании, разработан План мероприятий на 2007 год.

3.1 Анализ действующей системы управления  персоналом Адыгейского филиала  ОАО «ЮТК»

     Управление  по работе с персоналом является структурным  подразделением Дирекции филиала и  входит в состав Адыгейского филиала.

     Управление  по работе с персоналом имеет в  составе следующие нижестоящие  внутренние структурные подразделения:

  • сектор мотивации, компенсации и организационного развития;
  • сектор по работе и развитию персонала.

     Руководство Управлением по работе с персоналом осуществляет начальник управления.

     Управление  по работе с персоналом в своей  деятельности руководствуется следующими организационно-правовыми документами:

  • действующими государственными нормативно-правовыми актами;
  • нормативными документами ОАО «Связьинвест»;
  • уставом ОАО «ЮТК»;
  • Положением о Адыгейском филиале ОАО «ЮТК»;
  • решениями Общего собрания акционеров ОАО «ЮТК»;
  • коллективным договором ОАО «ЮТК»;
  • приказами и распоряжениями Генерального директора ОАО «ЮТК»;
  • приказами и распоряжениями Директора филиала;
  • инструкциями, регламентирующими деятельность подразделения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
  • Положением об Управлении по работе с персоналом.
  • Основными задачами сектора по персоналу и развитию являются:
  • организация работы по обеспечению подбора, расстановки, изучения и использования кадров;
  • формирование кадрового резерва филиала;
  • организация, анализ системы учета кадров;
  • ведение кадрового учета, учет движения работников;
  • оценка деятельности персонала филиала.

     Основными задачами сектора мотивации, компенсации  и организационного развития являются:

  • разработка локальных нормативных документов (приказов, положений, регламентов);
  • организация и мотивация труда работников филиала;
  • планирование, учет и анализ трудовых ресурсов и затрат на персонал;
  • оптимизация численности и организационных структур;
  • сопровождение корпоративных социальных программ  для работников и бывших работников (пенсионеров) филиала.

      Основные функции  сектора по персоналу и развитию:

  • разработка текущих и перспективных планов комплектования кадрами с учетом изменения состава, работающих в связи с изменением внешней и внутренней среды филиала;
  • правильная штатная расстановка работников филиала, согласно штатным расписаниям структурных подразделений филиала. Правильное использование руководящих работников и специалистов в подразделениях филиала;
  • представление директору филиала предложений по улучшению расстановки и использования рабочих кадров;
  • оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами директора филиала, выдача различного рода справок работникам филиала;
  • учет личного состава филиала;
  • хранение и заполнение трудовых книжек, ведение установленной документации по кадрам;
  • ведение учета стажа работников филиала;
  • подготовка материалов для представления рабочих, специалистов и служащих к поощрениям и награждениям;
  • подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам, представление их в органы социального обеспечения;
  • контроль за исполнением руководителями подразделений постановлений, приказов и распоряжений по вопросам работы с кадрами;
  • изучение движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению;
  • принятие мер по трудоустройству высвобождающихся рабочих и специалистов;
  • составление статистической отчетности по вопросам кадров.

      Основные  функции сектора мотивации, компенсации  и организационного развития:

  • оптимизация организационных структур;
  • совершенствование организации труда работников филиала;
  • оптимизация численности работников;
  • ведение штатного расписания дирекции филиала и структурных подразделений;
  • планирование и контроль режима рабочего времени и времени отдыха;
  • сопровождение корпоративных социальных программ для работников и бывших работников (пенсионеров) филиала;
  • планирование, учет и анализ трудовых ресурсов по филиалу и структурным подразделениям;
  • планирование бюджета на оплату труда;
  • осуществление работы по совершенствованию форм и систем оплаты труда, материальному и моральному стимулированию работников;
  • анализ расходов и показателей по труду персонала филиала;
  • подготовка расчетов и документов по премированию работников филиала;
  • участие в подготовке проекта коллективного договора Общества, взаимодействие с профсоюзом;
  • учет и анализ использования средств на выполнение обязательств коллективного договора;
  • составление по филиалу статистической отчетности по численности и заработной плате работников.

     Ежегодно  управлением по работе с персоналом разрабатываются программы управления персоналом, в которых определены ключевые цели и задачи в области управления персоналом на текущий год.

      Требования  к данному виду ресурсов (количество, квалификация, уровень образования) определяются на основании утвержденной организационной структуры, тарифно-квалификационных справочников и норм труда.

      Необходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала для выполнения работ определяется в должностных  инструкциях.

      В Адыгейском филиале ОАО "ЮТК"  существует политика в отношении приема на работу новых сотрудников. Политика основана на принципах равных возможностей и профессионализма.

      Для каждой должности в компании разработана  должностная инструкция, в которой  определены требования к квалификации персонала (образование, навыки, опыт работы).

Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации