Человеческий капитал и конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».

Содержание

Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература

Работа содержит 1 файл

МОЯ ДИПЛОМНАЯ!555.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                      4

1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала                              6

1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала                          9

1.2 Оценка человеческого капитала                                                                        12

1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал                    16

1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого  

      капитала                                                                                                                19  

1.5 Конкурентоспособность фирмы                                                                         21                                                                                

1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности                                          24                                                 

1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы                                                     28        

1.8 Направления развития конкурентоспособности                                              31                                                   

1.9 Анализ конкурентоспособности продукции                                                     32                      

2 Описание  объекта исследования                                                                           35

2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК»                                                     37

2.2 Место  и роль предприятия в экономике  города Майкопа                               40

2.3 Перспективы деятельности предприятия                                                          41

3 Человеческий капитал и конкурентоспособность                                               46

    ОАО «ЮТК»                               

3.1 Анализ  действующей системы управления  персоналом Адыгейского

     филиала ОАО «ЮТК»                                                                                          48                                                                                                                        

3.2 Обучение  персонала: подготовка, переподготовка и повышение

      квалификации                                                                                                       56

3.3 Работа  с кадровым резервом. Обеспечение  и совершенствование 

      условий труда и быта работающих                                                                    57

     Заключение                                                                                                          61

      Литература                                                                                                           63 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Основополагающая  роль человеческого капитала в обеспечении  конкурентоспособности предприятия  больше не оспаривается. Тем не менее, до сих пор уточняется само понятие  «человеческого капитала», обсуждается приоритетность инвестиций в человеческий капитал, влияние человеческого капитала на устойчивое развитие общества. Актуальность этих вопросов обусловлена большим влиянием обсуждаемого феномена на производительность труда, качество продукции и услуг, на основные факторы устойчивого развития общества, в том числе и экономические.      Обобщая результаты теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей, можно представить человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретённых знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения. Для каждой категории работников должна быть подумана и реализована своя программа обучения и развития, но все они должны быть направлены на реализацию стратегической цели развития предприятия. Поскольку образование оказывает влияние на все составляющие человеческого капитала, то инвестиции в образование – один из наиболее важных видов инвестиций. Знания, закрепленные в человеческом капитале и технологиях, являются двигателями производительности и экономического роста. Инвестиции в интеллектуальный капитал и в капитал знаний дают экономический и неэкономические выгоды личности, организации и обществу.                                                                                                              Приведенные выводы свидетельствуют об актуальности избранной темы.                           Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия.              Обозначенная цель требует решения следующих задач:                                                - понятие человеческого капитала и его составляющие;                                    

-теория человеческого капитала;                                                                                   -составляющие человеческого капитала;                                                                                     -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала;                        Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная    Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет   исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского   филиала ОАО «ЮТК». 
 
 

 

     1 СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

     Классический  подход к изучению человеческого  капитала разработал Томас Мен (1571 – 1641 гг.) он являлся классическим представителем зрелого меркантилизма. Не заботясь об общем благосостоянии нации и являясь представителем купеческого капитала, он признал первым и главным способом снижения издержек, ограничение заработной платы наемных рабочих и понижение жизненного уровня народа в целом.

     Пионером  исследования человеческого капитала является лауреат Нобелевской премии Т. Шульц. В эпоху научно-технической  революции  объективно требовался пересмотр  роли знания и образования  в создании национального дохода и экономическом росте. Доказывая, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Т. Шульц призывал развивающиеся страны делать крупные инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста, чем строительство новых фабрик и заводов[14].

     А. Смит писал, что совокупный запас  общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике.

     Центральная методологическая установка "чикагской школы" человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

     Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.

     Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. “Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг" [3].

     Рентабельность человеческого капитала исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мысли экономистов – неоклассиков, выполняет те же функции, которые применительно к физическому капиталу выполняет норма прибыли, а именно – измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

     Важнейшими формами вложений в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

     Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении.

     В этой классификации уравнены факторы разного срока действия и влияющие на разные стороны воспроизводства рабочей силы.

     Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от "инвестора": "Студенты учатся, что представляет собой работу… Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью"[3].

     Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.

     Но, отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

     Что же тогда означает выдвижение понятия “человеческий капитал”? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. "Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение". Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек". 

       Помимо А Смита и В. Петти,  другие  известные экономисты – Э. Денисон, Дж.Р. Маккуллох, Н. Сениор, Генри Д. Маклеод,  Ирвин Фишер, рассматривающие  человеческий капитал на микро- и макроуровнях, утверждали, что люди должны быть включены в категорию капитала. Они аргументировали свою точку зрения следующим: продукт  труда работников увеличивает национальное богатство;   расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство;   затраты на воспитание и образование людей являются  реальными  затратами.

     Т.Шульц  также призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, предлагая делать упор на качество человека как участника производства. В статье «Создание капитала образованием» [15] Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий капитал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения  в сферу здравоохранения, образования и науки.

Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации