Человеческий капитал и конкурентоспособность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение влияния человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия. Обозначенная цель требует решения следующих задач: - понятие человеческого капитала и его составляющие;
-теория человеческого капитала; -составляющие человеческого капитала; -знание – важнейшая составляющая человеческого капитала; Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Южная Телекоммуникационная Компания» (в дальнейшем ОАО «ЮТК»).Предмет исследования: конкурентоспособность человеческого капитала Адыгейского филиала ОАО «ЮТК».

Содержание

Введение 4
1 Сущность и подходы к изучению человеческого капитала 6
1.1 Современные подходы к изучению человеческого капитала 9
1.2 Оценка человеческого капитала 12
1.3 Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 16
1.4 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства человеческого
капитала 19
1.5 Конкурентоспособность фирмы 21
1.6 Формирование стратегии конкурентоспособности 24
1.7 Концепции конкурентоспособности фирмы 28
1.8 Направления развития конкурентоспособности 31
1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 32
2 Описание объекта исследования 35
2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК» 37
2.2 Место и роль предприятия в экономике города Майкопа 40
2.3 Перспективы деятельности предприятия 41
3 Человеческий капитал и конкурентоспособность 46
ОАО «ЮТК»
3.1 Анализ действующей системы управления персоналом Адыгейского
филиала ОАО «ЮТК» 48
3.2 Обучение персонала: подготовка, переподготовка и повышение
квалификации 56
3.3 Работа с кадровым резервом. Обеспечение и совершенствование
условий труда и быта работающих 57
Заключение 61
Литература

Работа содержит 1 файл

МОЯ ДИПЛОМНАЯ!555.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Как правило, в достаточно крупных и диверсифицированных  компаниях данные показатели могут  различаться по отдельным видам  деятельности или предприятиям в 2-3 раза, что указывает на отсутствие на одном из них необходимой эффективности производства.

     Кроме того, сопоставление общей производительности труда рассматриваемого предприятия  с другими в данной отрасли  позволяет

+выяснить, какое место оно занимает по отношению к ее конкурентами отрасли. В современных условиях разрыв в производительности труда в 10 % и более заключает в себе угрозу конкурентоспособности.

     Дополнительно используются в качестве показателей  конкурентоспособности рентабельность инвестиций и норма прибыли. Методы оценки конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия и факторов производства, хотя и могут использоваться в отношении фирм и отраслей экономики, все же имеют существенные ограничения в своем применении.

     Принимая  во внимание тенденции глобализации бизнеса, изучение конкурентоспособности  с позиций сравнительных преимуществ  предполагает, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле, и импорте тех, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри страны.

     Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько  косвенных методов.

     Одним из наиболее часто используемых служит метод, построенный на предположении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению к конкурентам.

     Оценка  конкурентоспособности фирмы по качеству продукции осуществляется, как правило, «методом профилей», в  основе которого лежат положения теории маркетинга.

     Конкурентоспособность фирмы определяется различными критериями удовлетворения запросов потребителей. Применительно к конкретному  продукту устанавливается иерархия соответствующих показателей, их сравнительная важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии оценить потребитель, и проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами. Эта процедура осуществляется в три этапа.

     На  первом этапе устанавливается, какой рынок (или рынки) существует для данного продукта и каковы требования рынков. Для каждого рынка необходимо установить, насколько удовлетворяются его требования конкурирующими на нем товарами в сравнении с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель. Информация на данном этапе собирается на основе опроса достаточно представительных групп потребителей.

     Затем определяется, каким должен быть созданный  продукт, Чтобы фирма могла достичь  максимальной рентабельности его продаж.

     На  последнем этапе анализируется работа сбытового подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Цель данного этапа - определить продолжительность (время) сбыта и изучить возможности его значения.

       Все методы этой группы не содержат простых и однозначных критериев, которые позволяли бы дать полную оценку конкурентоспособности фирмы-производителя.

     В случаи диверсифицированного производства расчеты сравнительных показателей  становятся технически и экономически нецелесообразными. Поэтому при использовании методов оценки конкурентоспособности фирм на основе характеристик качества продукции применяются косвенные обобщенные показатели или система показателей.

     Разновидностью  такого подхода служит сравнение  фирм по векторам компетентности, с помощью построения секторограмм -многоугольников конкурентоспособности.

     Особое  место занимают матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Они основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии «жизненного цикла», которые включают в себя внедрение, рост, насыщение и спад. Иногда выделяются дополнительные этапы жизненного цикла, являющиеся, по сути уточнением основной градации. На каждом этапе фирма может реализовать товар или продукт данной технологии в тех или иных масштабах, что объективно отражается в занимаемой ею доле на рынке и в динамике продаж.

     Конкурентоспособность фирмы (отрасли), таким образом, является относительной характеристикой. Позволяющей  отличать конкретную фирму от фирм-конкурентов  как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

     В этом смысле конкурентоспособность  фирмы заключается в том, что  она характеризует возможности  и динамику приспособления производителя  к изменяющимся условиям конкуренции  на рынке.

     1.8 Направления развития  конкурентоспособности

     Процесс модификации организационных структур  управления, конкретных форм и методов  руководства производственно-сбытовыми  операциями по сути дела уже начался  и развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.

        Во-первых, осуществление децентрализации  производственных и сбытовых  операций. С этой целью в рамках  крупнейших кампаний уже созданы  или создаются полуавтономные  или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.

     Каждое  отделение полностью финансирует  свою деятельность, вступает   на коммерческой основе в партнерские  отношения с любыми организациями.

        Во-вторых, нововведенческая экспансия,  поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных кампаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах “рискового финансирования”. Широко распространенной практикой крупных кампаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий,  нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.

        Эти предприятия могут создаваться  как самостоятельными, так и по соглашению с другими компаниями, как бы на “кооперативных” началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

         В-третьих дебюрократизация, постоянное  повышение творческой и производственной  отдачи персонала. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

     1.9 Анализ конкурентоспособности продукции 

     Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые, интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа.

     Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие  от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

     Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы  товар удовлетворял потребности  покупателя, он должен соответствовать  определенным параметрам:

  1. техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
  2. эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
  3. эстетическим (внешний вид товара);
  4. нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
  5. экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
  6. Задачи анализа:
  7. оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
  8. изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
  9. разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

     При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные  магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?

     Сервисные услуги и реклама являются мощными  факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?

Методика анализа  конкурентоспособности продукции показана на рисунок 1.

       

     

     

     

     

       

     

       

     

       

     

       
 

     Рисунок 1- Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции

     Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно  использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа. 
 
 
 
 
 
 

2 ОПИСАНИЕ  ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 История создания и развития ОАО «ЮТК»

     Адыгейский филиал открытого акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания» создан на основании решения Совета директоров ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (Протокол №8 от 19.10.2001г.).

     Местонахождение: Россия, 352700, Республика Адыгея, г. Майкоп, Жуковского, 22а.

     Численность сотрудников филиала на 1.01.2007 составляла 809 человек. Удельный вес работников дирекции от общей численности сотрудников составляет 11,1%. Средний возраст работников 40,5 лет.

     Структурные подразделения филиала располагаются  во всех районах республики Адыгея и предоставляют организациям и населению республики широкий спектр традиционных и современных телекоммуникационных услуг.

     Мультисервисная сеть филиала постоянно совершенствуется и охватывает все районные центры республики. На основе этой сети реализуется  программа внедрения самых современных телекоммуникационных услуг – построение виртуальных корпоративных сетей, развитие IP-телефонии, передача телевизионных программ, организация видеоконференций.

     Адыгейский  филиал ОАО «ЮТК» предоставляет  ресурсы сети передачи данных Правительству Республики Адыгея для проведения сеансов видеоконференцсвязи с районными администрациями республики.

     Филиал  обеспечил подключение Прокуратуры  Республики Адыгея и Республиканской  государственной телерадиокомпании  к ресурсам сети передачи данных и  продолжает работу в рамках ФЦП «Электронная Россия».

Информация о работе Человеческий капитал и конкурентоспособность организации