Характеристика и структура персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование структуры персонала и выводы.
Задачи:
1. Узнать особенности построения структуры персонала;
2. Сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………...3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПЕРСОНАЛА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Понятие персонала и его классификация…………………..……...4
1.2 Структура персонала……………………………………………….8
1.3 Классификации качественных характеристик работника……...11
1.4 Количественная характеристика персонала организации……...13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ АРХИВА ПРЕЗИДЕНТА РК

2.1 Анализ деятельности Архива Президента РК …………………15
2.2 Характеристика персонала АП РК……………………………….21
2.3 Структура персонала АП РК …………………………………..22
2.4 Кадровая политика Архива, использование моральных стимулов
к труду, методы мотивации и стимулирования персонала Архива…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.84 Кб (Скачать)
 

     Важнейшим направлением классификации персонала, предприятия есть его разделение по профессиям и специальностям.

     Профессия – вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствия комплекса специальных знаний и практических навыков.

     Специальность – более или менее узкая разновидность трудовой деятельности в пределах профессии.

     Профессиональный  состав персонала предприятия зависит  от специфики отрасли деятельности, характера продукции или услуг, которые предоставляются, уровня технического развития.

     Каждая  отрасль имеет свойственные только ей профессии и специальности. С  тоже время существуют общие профессия  работников и служащих, Классификация  работников за квалификационным уровнем  базируется на их возможностях выполнять  работы той или иной сложности,

     Квалификация  – совокупность специальных знаний и практических навыков, которые определяют степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций обусловленной сложности.

     Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем  образования, опытом работы на той или  иной должности.

     Различают специалистов наивысшей квалификации (работники, которые имеют научные  степени и звания), специалисты  высшей квалификации (работники с  высшим специальным образованием и  большим практическим опытом), специалисты  средней квалификации (со средним  образованием и некоторым практическим опытом), специалисты-практики (работники, которые занимают соответствующие  должности – инженерные, экономические, но не имеют специального образования).

     Разделение  труда осуществляется по функциональному, технологическому и профессионально-квалификационному  признакам.

     К производственному персоналу относятся  специалисты и служащие, выполняющие  инженерные и технические функции  и не исполняющие административных обязанностей по общему или функциональному  руководству. Это работники, занятые конструированием, разработкой технической документации, прогрессивных норм и нормативов.

     К управленческому персоналу относятся  руководители, осуществляющие общее  руководство, непосредственные исполнители, выполняющие функции организации, планирования, координации и контроля производственно-хозяйственной деятельности объектов управления. 

    1. Структура персонала
 

     Занятие той или иной должности требует  от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией понимают комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Можно говорить, например, о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.

     Совокупность  знаний, умений и навыков, личных свойств, необходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной. Первая основывается на задатках, способностях, физических и психических свойствах человека; вторая складывается постепенно в результате освоения им новых знаний и навыков.

     В пределах каждой профессии в результате разделения труда выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга функций. Так, специальностью в рамках профессии юриста будет гражданское право, уголовное право, государственное право и прочее.

     Опыт  и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т. е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций. Различается квалификация работы и квалификация работника. Первая представлена совокупностью требований к тому, кто должен исполнять работу, вторая – совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств.

     Квалификация  работника определяется такими факторами, как уровень общих и специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, необходимых для освоения профессии. Для руководителей речь идет также об уровне организационных навыков. Квалификация присваивается специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридически закрепляется в документах: дипломах, свидетельствах и прочем. Степень квалификации работников, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи, может быть названа компетентностью N2.

     Статистика  позволяет рассчитывать ряд количественных показателей, характеризующих квалификацию персонала.

     Коэффициент квалификации работников Ккв определяют по формуле /3/: 

     Ккв =

     (1)

     Где nоб – число работников, имеющих необходимое образование;

     nоп число работников, имеющих необходимый опыт;

     N2 –– общее число работников. 

     Коэффициент использования квалификации работников : 

     Кисп.кв  =  

     (2)

     Квалификацию  работников в определенной степени  может характеризовать коэффициент специализации работников Кспец, определяемый по формуле: 

     Кспец. =,

     (3)

     а также в какой-то степени коэффициент  стажа работы в организации Кст.: 

     Кст. =

     (4)

     Различия  в степени квалификации рабочих  отражаются в тарифном разряде: более высокий разряд соответствует более высокой квалификации. Иногда, например, на транспорте, последняя характеризуется классностью, но в отличие от первого разряда первый класс считается самым высоким.

     Можно рассчитать коэффициент среднего тарифного разряда Кср.т.р как среднее арифметическое разрядов, взвешенных по доле сотрудников: 

     Кср.т.р=

     (5)

     где А1,2....n – число сотрудников каждого разряда;

       – номер разряда;

      – общее число сотрудников. 

     По  степени квалификации рабочих принято  разделять на следующие группы:

     1. Высококвалифицированные рабочие,  окончившие ПТУ и средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2–4 года.

     2. Квалифицированные рабочие, окончившие  средние ПТУ, технические училища, обычные ПТУ или прошедшие производственное обучение на предприятиях в течение 6–24 месяцев.

     3. Малоквалифицированные рабочие,  прошедшие производственную подготовку в течение 2–5 месяцев.

     4. Неквалифицированные рабочие, прошедшие  практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель.

     При анализе персонала состав рабочих  изучается также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, сменам, стажу.

     Мера  квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

     Выделяют  следующие ее виды:

  • Функциональная компетентность характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.
  • Интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей.
  • Ситуативная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией.
  • Социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выказывать к ним отношение, вести беседы.

     Требования  к профессиональной компетенции  во многом зависят от уровня управления и характера должности. Сегодня для высших руководителей сокращается значение специальных знаний и навыков, но растет роль методических и социальных, способностей в области общения, руководства сотрудниками, способности воспринимать и интерпретировать информацию.

     В основе профессиональной компетентности лежит профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

     В условиях современного этапа НТР  четко прослеживается тенденция к быстрому устареванию знаний и опыта персонала, которое выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от современных требований к должности и профессии.

     Возрастная  структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, 45–49, 50–54, 55–59, 60–64, 65 лет и старше.

     Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации.

  • С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16–20, 21–25, 26–30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более.
  • Стаж работы в данной организации характеризует закрепляемость кадров. Статистика выделяет следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1–4, 5–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30 лет и более.

     Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более половины срока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное. 

    1. Классификации качественных характеристик  работника
 

     Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика персонала. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка существенно  различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного  и физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий.

     В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой  характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный  профессионализм опирается на такие  моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим  коллегам, ответственность за результаты своего труда.

     Качественные  характеристики персонала – совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на:

     - способности (уровень образования,  объем полученных знаний, профессиональные  навыки, опыт работы в определенной  сфере профессиональной деятельности, с определенным видом продукта  или услуг, профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи, опыт работы в условиях комплексных программ и т. п.);

Информация о работе Характеристика и структура персонала