Эффективность методов управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является исследование эффективности методов управления персоналом на ОАО «Демитекс» и формирование путей и конкретных рекомендаций по их совершенствованию.
Субъектом данной курсовой работы является ОАО «Демитекс», а объектом – руководители предприятия и, непосредственно, его персонал.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

– на поддержание  социальной преемственности: конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, празднование начала и завершения крупных проектов и задач;

– на моральное  стимулирование (индивидуальное и коллективное).

      Механизм  использования социальных методов  управления включает: социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное нормирование и социальное регулирование.

      Социальное  прогнозирование используется для создания информационной базы разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в коллективе. Параметры социального прогноза включают: возрастные и половые изменения персонала, изменения образовательного и квалификационного уровня, изменения в материальном обеспечении, бытовых условиях, изменения в соотношении умственного и физического труда [5].

      Социальное  планирование – это планирование решения социальных проблем персонала  организаций: улучшение условий труда, быта, отдыха, духовного и физического развития. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев и разработку социальных нормативов: уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда. План социального развития согласовывается с соответствующими мероприятиями по социальному развитию и защите работников, которые разрабатывает профсоюзная организация .

      Социальное  нормирование состоит в наличии  таких социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных работников или групп в коллективе. Норма – это определенный, признанный обязательным порядок или правило. Социальные нормы отображают определенного рода интересы – общественные, классовые, коллективные или групповые. Главное и основное назначение всех норм – согласовать все виды интересов. Интересы определяют направленность поведения людей, поэтому их взаимное согласование имеет важное значение для регулирования управленческих отношений [7].

      Управленческие  отношения регулируются тремя видами социальных норм:

– юридическими (правовыми), устанавливаемыми государством;

– общественными, устанавливаемыми общественными организациями;

– нормами  морали, которые формируются в  сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности.

      Соблюдение  правовых норм обеспечивается как убеждением, так и при необходимости принуждением. Они наиболее четко разработаны и формализованы и регулируют наиболее существенные взаимоотношения.

      Нормы, принятые общественными организациями, действуют в пределах этих организаций. В некоторых случаях нормативные акты готовятся и издаются совместно государственными и общественными органами (регулирование охраны и оплаты труда, пенсионное обеспечение). Степень выполнения норм, разработанных общественными организациями, обеспечивается их авторитетом и некоторыми формами принуждения, предусмотренными уставными документами этих организаций.

      Под моралью понимаются правила (принципы) поведения. Под моралью понимаются правила (принципы) поведения людей, касающиеся отношений между ними,  между человеком и обществом. Нормы морали поддерживаются авторитетом общественного мнения, а их соблюдение основывается на собственных убеждениях. Чем больше признают моральные нормы в управлении, тем оно совершеннее.

      Специфичной формой отношения к различным  общественным явлениям или поступкам отдельных людей или социальных групп является общественное мнение.

      Социальное  регулирование – мероприятия  по соблюдению социальной справедливости в коллективе и совершенствованию социальных отношений между работниками. Это коллективные договора, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, правила этикета, очередность удовлетворения социальных потребностей в зависимости от трудового стажа или трудовой активности. Социальное регулирование направлено на стимулирование коллективной и личной инициативы и интереса к труду.

      Психологические методы управления - эта группа методов управления используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата. Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом и отличаются индивидуальной направленностью. Главной особенностью этих методов является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, поведению и чувствам с целью мобилизации внутреннего потенциала человека для решения конкретных задач организации. К психологическим методам относятся:

– формирование корпоративной культуры на основе норм и правил поведения лучших работников организации;

– гуманизация  труда: ликвидация монотонности, цветовая окраска помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки;

– формирование личной мотивации работников, исходя из философии предприятия;

– психологическое  побуждение: поощрение и поддержка  творчества, инициативы и самостоятельности;

– удовлетворение профессиональных интересов работников, повышение творческого содержания труда;

– планирование служебной карьеры работника  на основе его психологической ориентации;

– отбор  целей деятельности по психологическим  характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;

– комплектование малых рабочих групп (звеньев, бригад), исходя из критерия психологической совместимости работников;

– формирование комфортного психологического климата  в трудовом коллективе;

– установление нормальных деловых отношений между руководителями и подчиненными.

      Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата.

      Психологические методы управления персоналом базируются на знании, грамотном и умелом использовании психологических качеств конкретного работника. Поэтому ведущие компании и организации создают собственные профессиональные психологические службы, укомплектованные социальными психологами.

     Не  стоит забывать, что работа руководителя – это управление людьми в постоянно меняющейся ситуации с целью достижения заранее намеченных целей, мотивации работников и других факторов, на которых базируется деятельность. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного, как работника, так и личности. Цель его – сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными [16].

     Руководитель  осуществляет управление, принимая на себя власть, распределяя обязанности и контролируя действия подчиненных. Знание закономерностей механизма социально-психологического управления дает возможность выбирать соответствующие методы, проектировать систему социально-психологических отношений в организации. 
 

2. АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА ОАО «ДЕМИТЕКС» КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ.  

2.1     Персонал ОАО «Демитекс»  как объект управления. 

      Открытое  акционерное общество "Демитекс" образовано в 1992 году на базе хлопкопрядильной фабрики. ОАО "Демитекс" располагается в областном центре 
г. Полтава, Украина. На предприятии применяются две системы прядения: карданая и гребенная. В гребенной системе используется кольцевой способ прядения. В кардной системе используется кольцевой и пневмомеханический способ прядения[21].  
 ОАО "Демитекс" - современное предприятие легкой промышленности с большими возможностями. В производстве используется новое высокопроизводительное оборудование передовых западноевропейских фирм: "Trutzschler", "Rieter", "Oerlikon Schlafhorst", "Grossenhainer", "Elitex",  "Muratec"[22].  
 На сегодняшний день ОАО «Демитекс» является одним из наиболее мощных в Украине производителей высококачественной пряжи из хлопка, химических волокон (вискозных, полиэфирных и др.) и их смеси. На нем работает более 580 человек, и оно производит и продает в Украине и в странах ближнего и дальнего зарубежья более 6000 тонн продукции в год.

      Предприятие поражает разнообразием видов деятельности, которыми оно занимается. Их насчитывается порядка двадцати восьми штук. Основными видами являются:

- Прядильное  производство.

- Организация  общественного питания, в том  числе кафе, баров, ресторанов  с целью предоставления услуг  за наличный и безналичный  расчёт.

- Производство, переработка и реализация продуктов пищевой промышленности.

- Изготовление и ремонт оборудования, транспортных средств, механизмов и инструментария,  радиооборудования.

- Исследовательская  деятельность.

- Поставка  электроэнергии различным потребителям.

- Сбор, переработка и реализация вторсырья.

- Осуществление  предпринимательской деятельности, связанной с реализацией автотранспортных  средств.

      Выше  был представлен далеко не полный перечень сфер деятельности ОАО «Демитекс». Помимо всего этого, как уже было сказано, данное предприятие занимается внешнеэкономической деятельности и покупает сырье и продает готовую продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.

      Как уже было определено, данное предприятие является акционерным обществом и его деятельность определяется и регулируется Конституцией Украины  и законами  "Об акционерных обществах" от 17 сентября 2008 г. [1] , "О хозяйственных обществах" ,разъяснениями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку "Относительно порядка применения отдельных положений раздела XVII "Заключительными и переходными положениями" Закона Украины "Об акционерных обществах" в связи с обретением ими действия" от 14 июля 2009 года № 797 , Хозяйственным кодексом Украины (в редакции до 17 сентября 2008 г.).

      Данному открытому акционерному обществу сейчас приходится работать в довольно таки сложных экономических условиях. В условиях экономического кризиса и умеренного, но постоянного роста цен на сырье и заработную плату, очень сложно заниматься эффективной экономической деятельностью. Кроме того «Демитекс» занимается еще и внешнеэкономической деятельностью, а с каждым днем конкуренция на международных рынках усиливается вместе с усилением требований потребителей к продукции, которую они покупают. Но ОАО «Демитекс», вместе с немногими предприятиями Полтавы и Полтавской области сумели с честью выйти из этой ситуации. Но без совершенствования системы и внедрения инновационных методов управлением персонала – дальнейшее развитие и расширение сфер деятельности становится невозможным.

      Для того, чтобы эффективно использовать персонал организации - необходимо периодически проводить его анализ по нескольким критериям.

      В первую очередь необходимо проанализировать общую структуру и динамику персонала. Для этого мы воспользовались  отчетами по труду, которые составлялись непосредственно в организации.

      Персонал  в организации делится на управленческий и производственный. Его структуру  и динамику можно видеть в таблице (Таблица 2.1.1). 

Таблица 2.1.1 - Характеристика и динамика общей  структуры персонала ОАО "Демитекс" за 2007-2009 года.

Категория занятых 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение  удельного веса % 2009 р. від
количество, лиц Удльный вес, % количество, лиц Удльный вес, % количество, лиц Удльный вес, % 2007р. 2008р.
Управленческий  персонал 86 13,61 82 13,87 80 14,63 1,02 0,75
В том числе:

Руководители

специалисты

Технические работники

 
50

33

3

 
7,91

5,22

0,47

 
50

31

6

 
8,46

5,25

0,17

 
47

31

2

 
8,59

5,67

0,37

 
0,68

0,45

-0,11

 
0,13

0,42

0,2

Производственныйперсонал 546 86,39 509 86,13 467 85,37 -1,02 -0,75
Всего 632 - 591 - 547 - - -
Производствен-ный персонал на одного управленческо-го, лиц 8 - 8 - 7 - - -
Часть управленческо-го персонала % - 13,61 - 13,87   14,63 1,02 0,75

Информация о работе Эффективность методов управления персоналом