Этика и этикет менеджера на примере предприятия ООО «Стрид-АС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
изучение теоретических основ этики и этикета необходимых менеджерам для успешной управленческой деятельности;
на основе рассмотренных данных разобраться в структуре этики бизнеса, этических проблемах деловой жизни предприятия ООО «Стрид-АС», разработать предложения по совершенствованию деловой этики и этикета в управлении.

Работа содержит 1 файл

этика+.docx

— 163.32 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Этика - это совокупность правил, норм, установок, принципов, основанных на общечеловеческих ценностях и регулирующих отношения между людьми. Этикет является производной этики [15, с. 57].

    Деловая этика - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

    Этикет и этика менеджера включают в себя следующие разделы:

  • технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр.;
  • протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы;
  • манеры руководителя, манеры подчиненного;
  • классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане, а также с прислугой. Приемы формата стоя. Сервировка стола;
  • деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские);
  • ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков;
  • национальные особенности этикета;
  • этикет телефонных переговоров;
  • речевой этикет;
  • сетевой этикет.

    Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому [11, с. 344].

    Искусство общения, знание психологических методов  крайне необходимы специалистам - менеджерам, работа которых предполагает постоянные контакты. Актуальность этики и этикета  делового общения обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовки специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся  рыночным отношениям успешный динамичный характер [1, с. 29].

    Таким образом, умение строить отношения  с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимо каждому менеджеру. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Поэтому тема «Этика и этикет менеджера» данной курсовой работы помогает в усвоении психологических знаний и умений в области этики и этикета делового общения. Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

    Цель работы:

  • изучение теоретических основ этики и этикета необходимых менеджерам для успешной управленческой деятельности;
  • на основе рассмотренных данных разобраться в структуре этики бизнеса, этических проблемах деловой жизни предприятия ООО «Стрид-АС», разработать предложения по совершенствованию деловой этики и этикета в управлении.

    Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть наиболее важные разделы деловой этики и этикета;
  • проанализировать этику менеджеров организации;
  • ознакомится с этическим кодексом фирмы;
  • разработать предложения по совершенствованию деловой этики и этикета для предприятия.

    Предметом исследования являются применение и уровень знания этики и этикета в ООО «Стрид-АС».

    Объектом  исследования выступает общество с  ограниченной ответственностью «Стрид-АС», осуществляющее строительную деятельность.

    Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области деловой этики и этикета, таких как: Дж. Ягер, Дж. Ниренберг, Дэйв Колинз, С.А. Анисимов, И. Н. Кузнецов и др.

    Информационную  базу исследования составили данные электронных средств массовой информации, а также данные исследований и опросов сотрудников и клиентов изучаемой организации.

    Изучив  данную курсовую работу, мы - должны понять, что менеджеру в современном мире необходимо не только теоретическое значение этики и этикета деловых отношений, но и их практическое применение.

    Актуальность, цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

    В первом разделе «Теоретические основы деловой этики и этикета» раскрываются основы этики и  этикета менеджера. Все, что необходимо знать специалисту, чтобы быть успешным.

    Во  втором разделе «Анализ этической деятельности предприятия (на примере ООО «Стрид-АС» анализируется этический климат российских компаний и в частности предприятия ООО «Стрид-АС». Представлены характеристика предприятия и этический кодекс, а так же отдельно были рассмотрены этика и этикет менеджера ООО «Стрид-АС».

    В третьем разделе «Разработка  предложений по совершенствованию  деловой этики ООО «Стрид-АС» рассмотрены  предложения по совершенствованию уровня этики в ООО «Стрид-АС», способы повышения этики, а также отдельно рассмотрены этические ошибки менеджера ООО «Стрид-АС» и рекомендации по их исправлению.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА МЕНЕДЖЕРА 

    1.1 Профессиональная и универсальная этика 

    Профессиональная  деятельность приводит к множеству  этических по своему характеру вопросов, которые могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих  нравственных принципов и норм применительно  к особенностям того или иного  вида профессиональной деятельности.

    Профессиональная  мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению  социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность  в регулировании отношений людей  внутри данных групп. Первоначально  это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации  труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии [13, с. 87].

    В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается  та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней  общества определяет ее ценность.

    Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного  развития. Во-вторых, тем, что эта  профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия.

    Всякая  профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии  имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической  среды общения, которая накладывает  свой отпечаток на людей независимо о того, хотят они этого или  не хотят.

    Внутри  каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи  и отношения людей. В зависимости  от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает  неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые  требует от человека определенного  типа действий, методов, психологических  реакций. В каждой профессии рождаются  свои моральные «искушения», моральные  «доблести» и «потери», возникают  определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения [8, с. 215].

    В профессиональной деятельности человек  вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом  мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые  и характеризуют относительную  самостоятельность профессии, ее моральную  атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков  людей. Своеобразие их норм поведения.

    Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих  характеру труда, т.е. к возникновению  профессиональной морали с ее исходной клеточной нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений, как между членами профессиональной группы, так и между самой группой с обществом. Историческое развитие профессиональной нормы шло от конкретного к абстрактному. Первоначально ее значение сугубо конкретно и связывается с определенным реальным действием или предметом. Лишь в результате длительного развития ее смысловое содержание приобретает общий, собственно моральный смысл [22, с. 45].

    Каждая  эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, т.е. профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится определенной духовной реальностью, обладающей относительной  самостоятельностью. Она начинает жить собственной жизнью, превращается в  объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, направляющей поведение представителя той  или иной профессии. Если бы существовал  кодекс этических принципов, который  относился бы ко всем культурам, философским  воззрениям, верованиям и профессиям, он мог бы обеспечить такую универсально полезную систему, которая заставила  бы поступать людей по совести  и руководила бы нашими поступками.

    Есть  много методов принятия решений, но лишь некоторые показывают, когда  ситуации могли подразумевать правильный подтекст. Тем не менее, уже сами сведения являются первым решительным  шагом на пути принятия решений. Распознание  нравственного подтекста ситуации должно предшествовать всякой попытке  решить проблему. В противном случае, что же необходимо предпринимать?

    Нравственные  коллизии и конфликты очень редко  преподносятся нам как ожидаемые  и прогнозируемые. Они обычно приходят внезапно, прежде чем мы успеем их распознать, или развиваются так постепенно, что мы узнаем их лишь в ретроспективе; это похоже на то, что мы замечаем змею только после того, как были укушены [14, с. 77].

    Можно предположить следующие правила  этического поведения в качестве ориентиров, общие указания, которые  должны использоваться в качестве принуждения  работников согласно своим моральным  принципам. Они неабсолютные, и, скорее, более похожи на приблизительную  систему мер, где единственно  точный вариант невозможен. Они часто  противоречат друг другу на практике, и иногда один вариант имеет гораздо  больше преимуществ при определенных обстоятельствах. Но с этими принципами необходимо считаться.

    В некотором смысле эти принципы являются детьми родоначальников всех принципов  – безусловной любви и сострадания. Они проявляются во всех религиях, а в данном случае выражаются как  «беспокойство за благосостояние окружающих». Они также схожи с утверждением о том, что мы должны просто следовать  нашей интуиции и полагаться на «внутренний  голос». Тем не менее, этот голос  не всегда внятный, и сегодняшнее  общество может преподнести сложенные  обстоятельства, которые требуют  больше управления чем «беспокойство  для других» [6, с. 54]. 

    1.2 Деловой этикет и его виды 

    В начале XVIII в. Петр Великий издал  указ, согласно которому подлежал наказанию  каждый, кто вел себя «в нарушение  этикету» и настойчиво следил за соблюдением  правил этикета боярскими и дворянскими  сословиями; особенно это распространялось на столичные города. При царствовании Петра I в России усиленно внедрялся  западный этикет: манера и форма  поведения, стиль и покрой одежды. В царствование Елизаветы и Екатерины II учитывались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культуры России.

    Со  временем общественный прогресс способствовал  обогащению культур и взаимопроникновению  правил поведения. Практически никакие  дипломатические, политические, культурные, экономические отношения не могут  быть свободны от норм этикета.

    Этикет (от фр. Etiquette) - манера поведения.

    Манера - это способ держать себя, внешняя  форма поведения, обращение с  другими людьми, а также тон, интонации  и выражения, употребляемые в  речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.

    Хорошими  манерами считаются скромность и  сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать свое поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными  манерами считаются привычка громко говорить и смеяться; развязанность  в поведении; употребление нецензурных  выражений; грубость, неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать свое раздражение; бестактность [24, с. 235].

Информация о работе Этика и этикет менеджера на примере предприятия ООО «Стрид-АС»