Школа человеческих отнашений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:12, реферат

Описание работы

На рубеже 20-х-30-х годов стали формироваться предпосылки , двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.

В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном. Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Содержание

Введение………………………………………………………….3.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Отношений…4.

Исследован Мэри П. Фоллетт………………………….........5.

Исследования Элтона Мэйо…………………………………7.

Школа науки и поведения……………………………………10.

II.СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ…………………………………………………..12.

Заключение…………………………………………………….20.

Список литературы…………………………………………..23.

Работа содержит 1 файл

Школа человеческих отношений.docx

— 53.41 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

 
МЕЖДУНАРОДНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА  И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)
 

Вологодский филиал 
 
 
 

                                       Кафедра «История менеджмента»     

Реферат 

ТЕМА:  «Школа человеческих отношений.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент (ка)  1  курса  

В16МН11                                     Кирова Е.В  

                                (ФИО) 
 

Преподаватель                      Фронин А.В

                                                (ФИО)

     Содержание: 

Введение………………………………………………………….3.

    1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Отношений…4.

Исследован  Мэри П. Фоллетт………………………….........5.    

  Исследования Элтона  Мэйо…………………………………7.

Школа науки и поведения……………………………………10. 

        II.СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ…………………………………………………..12.

Заключение…………………………………………………….20.

Список  литературы…………………………………………..23. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

      На рубеже 20-х-30-х годов стали  формироваться предпосылки , двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.

В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам  хозяйствования назрела необходимость  поиска новых форм управления, характеризующихся  более выраженным социологическим  и психологическим уклоном. Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Научный контроль за производственным процессом вводился ради достижения экономических задач предприятия рациональными и эффективными методами. Однако ничего подобно не наблюдалось в области межличностных взаимоотношений между предпринимателями и работниками.

     К проблемам мотивации труда,  «человеческого фактора», и обратились  в 30-е годы теоретики менеджмента.  Согласно представлениям некоторых  из них, рационализация индустриального  производства в немалой степени  зависит от совершенствования  социальной организации предприятия,  не ограничивающейся чисто материальными  элементами, а распространяющейся  на этические нормы и психологию работников. В это время возникла потребность приведения масштаба административных структур в соответствие с потребностями экономики массового производства и распределения. Рационализация в использовании материальных ресурсов и научный менеджмент производственных процессов в известной степени позволили удовлетворить ее. Началась эпоха небывалого усиления экономической эффективности производства. Однако вскоре пришло осознание того, что, если индустриальная цивилизация хочет выжить в будущем, ей необходимо выработать новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организации бизнеса, исходя из того, что человеческое поведение чаще мотивируется не логикой или фактами, а чувствами.

    1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Отношений

    Двух ученых-Мери Паркер Фоллетт  и Элтона Мэйо можно назвать  самыми крупными авторитетами  в развитии школы человеческих  отношений в управлении. Именно  Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как  « обеспечение выполнения работы  с помощью других лиц».

    Лидером движения за внедрение  новых форм и методов управления  в промышленности, позднее получивших  наименование «школы человеческих  отношений», стал американский социолог  и психолог Элтон Мэйо (1880 –  1949). Он полагал, что прежние  управленческие методы направлены  на достижение материальной эффективности,  а не на утверждение сотрудничества. Школа «человеческих отношений»  явилась реализацией нового стремления  менеджмента рассматривать каждую  промышленную организацию как  определенную «социальную систему», что было несомненным достижением  управленческой мысли. Речь шла  о том, что сугубо технологический  аспект эффективности производства, как и вопросы экономического  дохода, надо рассматривать через  призму взаимосвязи этих сторон  промышленной организации с собственно  человеческим, социальным фактором  индустрии. Естественно, что каждому  работнику присуще определенные  физиологические и материальные  потребности, удовлетворить которые  в разумной мере при развитой  экономике сравнительно просто. Здесь более важно учитывать  то обстоятельство, что человеку  свойственны и социальные потребности  – общения, самоактуализации, признания  – а их удовлетворить значительно  сложнее. 

    Знаменитые эксперименты Элтона  Мэйо, особенно те, которые проводились  на заводе « Уэстерн Электрик»  в Хоторне, открыли новое направление  в теории управления. Э.Мэйо обнаружил,  что четко разработанные рабочие  операции и хорошая заработная  плата не всегда вели к производительности  труда. Силы, возникавшие в ходе  взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает А. Маслоу, являются, в основном, неэкономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

    Основываясь на этих выводах,  исследователи психологической  школы полагали, что если руководство  проявляет большую заботу о  своих работниках, то и уровень  удовлетворенности работников должен  возрастать, что будет вести к  увеличению производительности. Они  рекомендовали использовать приемы  управления человеческими отношениями,  включающие более эффективные  действия непосредственных начальников,  консультации с работниками и  предоставление им более широких  возможностей общения на работе.

Исследования    Мэри П. Фоллетт

    Мэри П. Фоллетт (1868 – 1933) изучала  социальные отношения в малых  группах. Свои взгляды она изложила  в книгах, некоторые из которых  были опубликованы только после  ее смерти: «Творческий опыт»  (1924), «Энергичное администрирование» (1941), «Свобода и соподчинение»  (1949). С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах не всегда деструктивен; в некоторых условиях он может быть и конструктивным. Власть принятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Демократия – вот та огромная сила, которая использует каждого и компенсирует несовершенство отдельных индивидов тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не есть удел личности, привыкшей господствовать; лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. Подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить  ее. В статье «Менеджмент, как профессия» (1925), она выделяла следующие факторы возрастания потребности в менеджменте:

    Эффективный менеджмент замещает собой эксплуатацию природных ресурсов, дни которых  сочтены;

    Менеджмент  обусловлен – острой конкуренцией;

          недостатком трудовых ресурсов;

             более широкой концепцией этики  человеческих отношений;             растущим осознанием бизнеса  как общественной службы, с   чувством                                                                                                            ответственности за ее эффективное  проведение.

    Исходно теоретики «человеческих  отношений» в своих трудах  придерживаются следующей аргументации: в доиндустриальном обществе человек знал свое место, свое будущее и в нем царила социальная солидарность; патриархальная система, возникшая на базе семьи и отношений родства, давала человеку удовлетворенность в труде и до некоторой степени в общественной жизни. Фабричная система и сопутствующий ей процесс обособления личности разрушили былую общественную солидарность, оторвав индивида от его естественной социальной основы. В первую очередь из-за роста крупномасштабных организаций, в которых характер социальных отношений сместился от персонифицированных к формально – без личностным зависимостям. В итоге сформировался образ жизни, лишенный нравственных ценностей, без корней, с утраченной индивидуальной самобытностью людей, канувшей в Лету заодно с традиционными узами и святынями, столь долго и безотказно обеспечивающих целостность и целеустремленность человеческого существования. Получившая широкое распространение социальная анонимность, в конце концов, привела к деформации, как личной жизни людей, так и к дезорганизации производственных коллективов, отчетливо проявившейся в чувстве никчемности, в ощущении невосполнимых утрат и в глубоком разочаровании достижениями индустриальной цивилизации. Ухудшение социального климата на предприятиях негативно отражалось на экономических показателях их деятельности. Все это вызывало тревогу среди предпринимателей и менеджеров.

        Исследования Элтона  Мэйо.

 По  мнению Э.Мэйо,  любая трудовая  организация обладает единой  и интегрированной социальной  структурой, основные тезисы которой  сводятся к следующему:

    люди  в основном мотивируются социальными  потребностями и ощущают собственную  индивидуальность благодаря своим  отношениям с другими людьми;

    в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая  в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;

    люди  более отзывчивы к социальному  влиянию группы равным им людей, чем  к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

    работник  откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить  социальные нужды своих подчиненных  и их желания быть понятыми.

    Задача менеджмента на этом этапе состояла также в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организаций, значение которых было выявлено при исследовании бюрократической модели управления, развить плодотворные неформальные контакты. Они, как показали проведенные Э.Мэйо и его сотрудниками эксперименты, весьма существенно влияют на результаты совместной производственной деятельности людей. Исследования Хоторнском заводе (штат Иллинойс), принадлежащем компании « Вестерн Электрик», продолжавшиеся 12 лет (1924 – 1936), выявили феномен неформальной группы в структуре производственного процесса, отношения между членами которой оказывали ощутимое воздействие на ритмику и производительность труда. Выяснилось, например, что группе присуще стремление разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать строгий социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда. Исследования показали далее, что неформальные группы – это естественно сложившиеся социальные образования, переросшие  поведенческие рамки, созданные формальной структурой организации. По утверждению Э.Мэйо, фактор сотрудничества в группе является чрезвычайно важным обстоятельством, по своей значимости сопоставимым с самим менеджментом. Иными словами, неформальные отношения в процессе производства были признаны за весомую организационную силу, способную либо бойкотировать распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией.

    В этом контексте ясно, почему  основные усилия Э.Мэйо были  направлены на поиск средств  установления сотрудничества рабочих  как друг с другом, так и  с администрацией. Он осуждал  утрату «духа солидарности» и  «чувства общности» в современных  ему организациях, стремился разработать  конкретные пути замены без личностных производственных отношений более тесными человеческими контактами. Согласно концепции мэйоизма, каждый менеджер должен стремиться к равновесию между технической  и социальной сторонами предприятия, содействовать устойчивости социальной организации таким образом, чтобы индивиды, сотрудничая друг с другом для достижения общей цели, могли получать личное удовлетворение составляющее основу их стремления к кооперации. Тем самым формальная организация как бы подкреплялась неформальными структурами, причем последние уже не расценивались как ущербные, а, напротив, признавались необходимым компонентом эффективной деятельности всего предприятия.

Информация о работе Школа человеческих отнашений