Шпаргалка "Организационное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:14, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное управление"

Работа содержит 1 файл

Организационное управление.docx

— 103.41 Кб (Скачать)

2) безопасность  своего существования – стремление  и желание людей находиться  в стабильном и безопасном  состоянии, защищающем от страха, болезней и других страданий.  Они оценивают свою работу  в первую очередь с точки  зрения обеспечения своего стабильного  существования в будущем (гарантии  работы, пенсионного обеспечения,  медицинского обслуживания). Для  управления такого рода людьми  следует создавать ясную и  надежную систему социального  страхования, применять простые  и справедливые правила регулирования  их деятельности, оплачивать труд  выше прожиточного уровня, не  привлекать их к принятию рискованных  решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями;

3) социальные (принадлежность к коллективу общение, внимание к себе, забота о других и пр.). По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для них надо создавать условия, способствующие общению на работе;

4) потребность  в признании, уважении. Эта группа  потребностей отражает желание  людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, испытывать  признание и уважение со стороны  окружающих. При управлении данными  людьми необходимо использовать  различные формы выражения признания  их заслуг;

5) самовыражение,  самореализация, полное использование  своих возможностей. Это высшая  группа потребностей человека, которые  в гораздо большей степени,  чем потребности других групп,  носят индивидуальный характер. Они реализуют стремление человека  к творчеству в широком смысле  этого слова. При управлении  такими людьми необходимо давать  им оригинальные задания, предоставлять  большую свободу в выборе средств  решения задач и привлекать  их к работе, требующей изобретательности  и созидательности.

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 

Индивидуальность  человека определяется его жизненным  опытом, преломляемым через особенности  личности и проявляемым путем  его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в  жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление  личности происходит в процессе всей жизни человека. Формирование личности в коллективе происходит как путем  невольного подражания общепринятым групповым  нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива.

Каждая личность является носителем того общего, что  характерно для всего общества, и  вместе с тем особенного, типичного  для определенного коллектива. Но личности присущи индивидуальные особенности, которые определяются наследственными  характеристиками, природными задатками  и т. д.

Условно можно  говорить о внутренней, социально-психологической  структуре личности и о ее внешней структуре как принадлежности к социальным группам.

Внутренняя структура  личности включает ряд подструктур:

а) сложившаяся  в сознании личности психологическая  среда: система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентации, идеалов, убеждений, мировоззрение;

б) психические  свойства: характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение  и т. д.

в) психологические  свойства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

г) физиологические, наследственные качества: темперамент  и пр.

Внешняя социальная структура личности характеризуется  принадлежностью к различным  социальным группам. Такие группы могут  быть, например, социально-демографическими (мужчины и женщины, молодые и  пожилые работники, семейные и несемейные), профессионально-квалификационными (принадлежность к различным профессиям, различия в квалификации, должностном статусе  и т. п.) и др.

Люди могут  входить и в другие группы, отличающиеся своей психологией поведения, –  партийные, национальные, территориальные, религиозные, различные формальные и неформальные объединения.

Руководитель, учитывающий личностные качества подчиненного, может найти индивидуальный подход к каждому работнику, а значит, привести в действие внутренние резервы  активизации его деятельности.

14. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 

Потребность можно определить как нужду человека в чем-либо, побуждающую его к  необходимости действий для реализации этой потребности. Потребность всегда связана с деятельностью и  определяет активность личности.

С объективной  стороны потребность характеризуют  следующие факторы:

а) конкретный предмет нужды (потребности);

б) объективная  среда – ситуация удовлетворения потребности, благоприятствующая удовлетворению потребности;

в) объективные  средства удовлетворения потребности;

г) объективная  ценность удовлетворения потребности  и усилий, необходимых для ее удовлетворения.

С субъективной стороны  потребность характеризуют следующие  факторы:

а) образ  предмета нужды (потребности) в сознании личности;

б) субъективная среда: внутренняя система потребностей человека, уровень ее развития и  состояние в данный момент;

в) субъективные средства: возможности (способности) личности удовлетворить потребность;

г) субъективная ценность удовлетворения потребности.

Определяемые  производством потребности, в свою очередь, активно воздействуют на его  развитие.

Потребности людей реализуются через их способности. Чтобы удовлетворить какую-то потребность, нужно приложить способности  к созданию материальных и духовных ценностей. Потребности развиваются  вместе с развитием общества, никогда  не достигая предела.

Именно постоянное воспроизводство такой неудовлетворенной  потребности, обусловленное постоянным повышением потребностей, служит важным побуждением к человеческой деятельности и развитию производства.

В психологическом  механизме поведения личности важную роль играют ценностные ориентации, т. е. относительно устойчивые, социально  обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые являются для нее целью  или средством удовлетворения своих  потребностей.

С ценностными  ориентациями тесно связаны социальные установки людей – их отношение  к тем или иным явлениям. Социальные установки влияют на эмоциональную  реакцию, отношение людей, например, к различным переменам в работе, требуют психологической подготовки к нововведениям.

Зная ожидания личности, руководитель может найти  наиболее приемлемые формы регулирования  ее поведения.

15. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 

Психические свойства личности – это характер, интеллект, эмоции, мышление, память, воображение  и др.

Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей деятельности, в частности к труду, своим обязанностям и долгу.

Характер  не дается человеку от рождения, а формируется  в процессе активной общественно  полезной деятельности.

Умение объективно оценивать себя помогает вырабатывать такие черты характера, как скромность и принципиальность. Повышенное самомнение, высокомерие являются отрицательными чертами характера, являющимися  причиной конфликтных ситуаций.

Отношение к  людям характеризуется такими положительными чертами характера, как вежливость, общительность, доброжелательность или, наоборот, отрицательными – замкнутость, грубость, бестактность и др.

Трудолюбие  человека, добросовестность, аккуратность, старательность характеризуют отношение  человека к общественному долгу, труду; им противостоят пассивность, лень, небрежность и др.

Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенное значение имеют качества интеллекта: любознательность, глубина ума, гибкость и подвижность  ума, логичность и др.

Воля представляет собой регулирующую сторону сознания, выраженную в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления  трудностей. Уровень развития воли проявляется в следующих основных волевых свойствах личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.

В психологии различают моральные, интеллектуальные и эстетические чувства личности.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение  личности к поведению людей и  своему собственному; интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности; эстетические чувства возникают  и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

Условиями осуществления  того или иного вида деятельности являются способности человека, определяемые природными данными, а также опытом, навыками, умениями. Способности можно  развить в процессе обучения и  воспитания, активной общественной деятельности.

От руководителя во многом зависит умелое использование  способностей человека.

16. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от его природных особенностей.

Такие особенности  определяет темперамент, который обусловливает  характер протекания эмоций и мышления, волевого действия личности.

В зависимости  от темперамента, который человеку дан от природы, различают холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Холерики  отличаются большой работоспособностью, энергичны, активны. Работать могут  с подъемом, умеют преодолевать трудности. Но волна подъема может быстро смениться периодом упадка настроения. Холерик легко возбуждается, вспыльчив, говорит быстро, интонация колеблется. Холерик увлеченно отдается любимому делу, заряжает своей энергией других людей, но в работе для него характерна цикличность. Ему трудно сдерживать проявление своих эмоций, он зачастую бывает излишне прямолинеен и резок.

Сангвиник жизнерадостен, легко сходится с людьми, быстро переключается с одного вида работы на другой, не любит однообразную работу. Эмоции ему подвластны, хорошо владеет  собой, быстро осваивается в новой  обстановке, оптимистичен. Говорит громко, отчетливо, с выразительной жестикуляцией. Сангвиник легко схватывает новое, гибок в общении с окружающими людьми.

Флегматик отличается замедленной реакцией: медленно переключается  с одной работы на другую, малоактивен, долго приспосабливается к новой  обстановке. Для побуждения к действию ему нужен определенный импульс, толчок. Он сдержан, рассудителен, медлителен и стрессоустойчив. Но он плохо приспосабливается к изменившейся обстановке, для него характерна бедность эмоций, поэтому он с трудом сходится с людьми.

Меланхолик  впечатлителен, легко раним, эмоционален, у него часто возникает паническое настроение, уныние, тоска, болезненно переносит неудачи, нерешителен, осторожен. Это, как правило, стеснительный человек, с трудом находящий контакт с другими людьми. Чтобы добиться от меланхолика эффективной работы, нужен постоянный энергичный нажим и контроль со стороны руководителя.

Люди с  ярко выраженным определенным типом  темперамента встречаются редко, тем  не менее каждый человек тяготеет к тому или иному типу темперамента.

17. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ 

Тремя основополагающими  личностными началами поведения  человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.

Восприятие, т. е. процесс получения информации из окружения и ее обработка, является важным источником объяснения поведения. Изменяя восприятие той жизненной  ситуации, в которой находится  человек, можно изменить его поведение.

Сам по себе этот процесс получения информации един для всех: на входе – получение  информации из внешней среды, ее обработка  и приведение в определенный порядок, а на выходе – систематизированная  информация, которая заключает в  себе представление человека об окружающей среде и составляет основу его  действий, т. е. информация, являющаяся исходным материалом для поведения  человека.

Однако люди, находящиеся в одной и той  же ситуации, могут воспринимать ее каждый по-своему. Более того, восприятие может оказаться искаженным. К  факторам, влияющим на восприятие, можно  отнести объект и субъект наблюдения в контексте ситуации, в которой  происходит восприятие.

На попытку  индивида (субъекта) интерпретировать то, что он видит, в значительной степени влияет личностное восприятие.

К наиболее распространенным личностным характеристикам (так называемой критериальной основе), воздействующим на восприятие, относятся:

• расположения. Это разная интерпретация одной  и той же ситуации – в основном по причине различных расположений относительно каких-либо объектов, явлений  и т. д.;

• мотивы. Неудовлетворенные  потребности или мотивы стимулируют  личности и могут оказывать сильное  влияние на их восприятие;

Информация о работе Шпаргалка "Организационное управление"