Шпаргалка "Организационное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:14, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное управление"

Работа содержит 1 файл

Организационное управление.docx

— 103.41 Кб (Скачать)

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 

Организационное поведение (далее – ОП) является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур.

Исследования  ОП позволяют определить пути повышения  эффективности трудовой деятельности человека. ОП – это научная дисциплина, в которой к основному массиву  знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. ОП – это прикладная наука, благодаря которой опыт удачных  и неудачных компаний распространяется в других организациях.

Наука об ОП позволяет менеджерам анализировать  поведение индивида в организации, способствует пониманию проблем  межличностных отношений при  взаимодействии двух индивидов (коллег или начальника и подчиненного), при рассмотрении динамики отношений  внутри малых групп (как формальных, так и неформальных), между группами при рассмотрении внутриорганизационных  отношений – когда организация  рассматривается и управляется  как целостная система (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

Цели учебной  дисциплины: систематизированное описание поведения людей в различных  возникающих в организации ситуациях; объяснение причин поступков индивидов  в определенных условиях; предсказание поведения работника в будущем. Конечная цель изучения ОП – овладение  навыками управления поведением людей  в процессе труда и их совершенствование.

ОП – это  не только теоретическая дисциплина, но и комплексная прикладная наука  о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических  аспектах и факторах, влияющих и  в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов  организации – людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с  внешней средой.

Методы исследования ОП:

• опросы (интервью, анкетирование, тестирование);

• сбор фиксированной  информации (изучение документов и  т. п.);

• наблюдения и эксперименты;

• метод  структурированного наблюдения (например, при наблюдении организационной  среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний  облик членов организации).

Основу исследований составляют лабораторные и естественные эксперименты.

2. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОП

ОП основывается на ряде базисных идей о природе  человека и организаций.

Основные  понятия, характеризующие любого индивида.

Индивидуальные особенности. Каждый человек уникален, причем концепция его индивидуальных особенностей имеет строгие научные доказательства (различия параметров ДНК, отпечатков пальцев и т. д.). Наличие индивидуальных особенностей предполагает, что наиболее эффективная мотивация работников – специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.

Восприятие. Отношение личности к объективной реальности зависит от ее индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий.

Руководителям следует анализировать особенности  восприятия сотрудников, учитывать  степень их эмоциональности и  находить индивидуальный подход к каждому  работнику.

Целостность личности. Компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами – квалификацией, способностью к анализу и т. д. Личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических.

Реализация  ОП предполагает, что администрация  организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, а в развитых личностях. Менеджеры  должны принимать во внимание влияние  работы на личность в целом.

Мотивация поведения. Нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и (или) последствиями его поступков. Менеджеры имеют возможность использовать два основных способа мотивации сотрудников: 1) демонстрация того, что определенные действия повысят степень удовлетворения потребностей подчиненного; 2) угроза снижения уровня удовлетворения потребностей в случаях, когда индивид осуществляет неправильные, с точки зрения менеджмента, действия.

Стремление к соучастию. Каждый работник хотел бы чувствовать себя комфортно и в материальном, и в духовном смысле; и это желание отражается в стремлении к самоэффективности, или уверенности в том, что он справится с порученной работой, оправдает ролевые ожидания, внесет значительный вкладв достижение общего успеха. Многие сотрудники активно стремятся способствовать успеху организации, поделиться с коллегами своим опытом. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам.

Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения к себе со стороны руководства.

3. ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИЙ 

Фундамент организационной  концепции образуют три основных «камня»: организации представляют собой социальные системы (1), которые  формируются на базе учета общих  интересов (2), а отношения менеджмента  и наемных работников основываются на определенных этических принципах (3).

1. Социальные системы. Организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами. Социальные роли и статус – такой же атрибут человеческой личности, как и психологические потребности. Поведение людей формируется под влиянием их индивидуальных желаний, а также под влиянием групп, членами которых они являются. Фактически в организации существуют две социальные системы: формальная (официальная) и неформальная.

Социальная  система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию  любого другого элемента.

2. Общность интересов. Каждая организация имеет определенные социальные цели, формируется и функционирует на основе определенной общности интересов своих членов. При ее отсутствии отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума. Общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями наемных работников и работодателей.

3. Этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации в процессе своей деятельности стремятся соблюдать этические принципы. Все больше фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов как для менеджеров, так и для работников. Менеджеры осознают, что, поскольку ОП всегда затрагивает людей, этическая философия неизбежно является основой любого их поступка.

Этичность целей  и действий организации является основной предпосылкой возникновения  системы тройного вознаграждения, т. е. достижения целей индивидов, организаций  и общества. Сотрудничество и работа в командах способствуют повышению  степени удовлетворения индивидов  характером труда, т. к. они получают возможность обучения и личностного  роста, ощущают, что вносят ценный вклад  в достижение общих целей. В свою очередь, возрастает и эффективность  организации в целом: повышается качество продукции, улучшается обслуживание, сокращаются затраты.

4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОП 

Основными теоретическими подходами, на которых основывается ОП, являются ориентация на человеческие ресурсы, ситуацию, результаты и системный  подход.

Ориентированный на человеческие ресурсы подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижение ими все более  высоких уровней компетенции, творческой активности и исполнительности. Предполагается, что задача менеджмента состоит  в обеспечении возможностей совершенствования  навыков работников, повышении их чувства ответственности, создании атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации. Таким образом, развитие способностей работников и предоставление им возможностей для самореализации непосредственно  ведут к повышению их производительности и степени удовлетворения трудом.

Ситуационный  подход к ОП – достижение эффективности в различных ситуациях – предполагает использование специфических образцов поведения.

Тщательный  анализ возникшей ситуации позволяет  идентифицировать ее значимые факторы  и определить наиболее эффективные  в данных обстоятельствах методы ОП. Преимущество ситуационного подхода: он поощряет проведение анализа сложившихся  в организации условий, выводы которого становятся основой принимаемых  решений. Данная концепция побуждает  менеджмент отказаться от предположений о возможности универсального поведения сотрудников. Использование ситуационного подхода подразумевает обращение к расширенному кругу научных дисциплин, системность и ориентацию на исследования.

Доминирующей  целью для многих является выполнение своей функции, т. е. основой организационного поведения является ориентация на результаты. Производительность в самом простом  изложении представляет собой отношение  того, что получено на выходе, к тому, что вложено на входе (обычно в  соответствии с неким заранее  заданным стандартом).

Системный подход организации предполагает что она рассматривается как комплекс взаимодействующих элементов. Событие, которое, вроде бы, влияет на одного сотрудника или отдел, может сыграть важную роль для других подсистем или организации в целом. Следовательно, принимая решения, менеджеры обязаны оценивать их долгосрочные последствия для других элементов организации, подсистем и системы в целом.

Системный подход предполагает, что менеджеры обладают целостным взглядом на субъект управления. Целостное (холистическое) ОП трактует взаимоотношения «индивиды – организация» на уровне личности в целом, группы в целом, организации в целом и социальной системы в целом.

5. СИСТЕМА ОП 

Достижение  поставленных перед организацией целей  предполагает создание и реализацию системы управления ОП. Такие системы  существуют в каждой организации, но в различных формах. Наиболее эффективными считаются сознательно созданные  и регулярно контролируемые и  совершенствуемые системы.

Основная задача систем ОП – идентификация важнейших человеческих и организационных факторов, влияющих на достижение организацией поставленных целей, и создание условий для эффективного управления ими.

Фундамент системы  ОП организации образуют основные убеждения  и намерения индивидов, объединяющих усилия для ее создания (например, собственников  компании), а также менеджеров, которые  в настоящее время руководят  ее деятельностью.

Философия (теоретическая  модель) ОП менеджмента организации  включает в себя комплекс предположений  и убеждений ее руководителей  и управленцев относительно реального  состояния дел компании, задач  ее производственной деятельности и  возможной идеальной системы. Базируется на фактических и ценностных предпосылках. Фактические предпосылки – описательный взгляд на бытие, основываются на исследованиях  поведенческих наук, на нашем личном опыте (существенные моменты, в справедливости которых мы уверены). Ценностные предпосылки  – желательность определенных целей  и видов деятельности. Ценностные предпосылки являются вариативными убеждениями, а значит, целиком находятся  под нашим контролем: мы можем  выбирать их, изменять их, отказываться от них. Многие организации ищут возможности  идентифицировать и установить собственные  ценности.

В систему  ОП входят также видения, миссии и  цели. Видение – это представление  о возможном (и желательном) будущем  организации и ее членов.

Организация должна также сформулировать миссию, определяющую направления ее деятельности, рыночные сегменты и ниши, которые  она стремится занять, типы заказчиков, с которыми хочет поддерживать устойчивые отношения. Формулировка миссии включает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ или сильных сторон организации. В отличие от видения  формулировка миссии носит более  описательный характер и ориентирована  на ближайшее будущее. Дальнейшая конкретизация  задач организации предполагает постановку ее целей на основе заявленной миссии.

Цели –  это конкретные показатели, к которым  организация стремится в определенный период времени (например, в течение  года, в ближайшие пять лет). Постановка целей представляет собой комплексный  процесс, причем цели руководства высшего  уровня должны быть увязаны с целями сотрудников. Следовательно, создание эффективной социальной системы  предполагает реальную интеграцию индивидуальных, групповых и организационных  целей.

6. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ  ОП 

1. Принцип оптимальности  соотношения интра-и инфрафункций ОП: определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы ОП (интрафункциями), и функциями ОП (инфрафункциями), т. е. направленность системы на задание или людей.

Информация о работе Шпаргалка "Организационное управление"