Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Работа содержит 1 файл

MENеджмент.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Продуктово-тематическое заключ. в  формировании плана развития орг-ции, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствов. технологии и орг-ции произ-ва (план диверсификации, ликвидац. план, план научн-исслед. работ).

Ресурсное включ. в себя рассчеты матер., труд., финансовых ресурсов, необходимых  для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономич. рез-тов и эф-ти деят-ти орг-ции. Этот вид рассчетов включ. в себя финанс. план-ние, составление бизнес-планов, бюджетное план-ние.

Объемно-календарное заключ. в планиров. объемов работ, загрузки подразделений, оборудования, исполнителей, формировании календарных графиков их работы, распределения  V работ по отдельным временным периодам. 

24. Основные этапы процесса планирования.

Процесс план-ния состоит из отдельных  этапов и процедур их реализации, которые  находятся в определ. логической взаимосвязи и осуществл. в постоянно  повторяющейся последоват-ти. образуя  на предприятии цикл. Распадается  на 3 этапа:

1)постановка задачи план-ния  – включает формирование цели (зависит от вида разрабатываемых  планов) и анализ проблемы планиров.(изучение  и сравнение фактич. достигнутого  или ожидаемого на момент разработки  плана состояния обекта планиров. с требуемыми целевыми значениями параметров).

2)разработка плана предусматривает  формирование возможных вариантов  решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий  их реализации для орг-ции,  оценку вариантов и принятие  планового решения.

3)реализация планового решения заключ в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателй

25. Сущность и задачи  орг-ции в системе управления.

Ф-ция орг-ции – это рациональное сочетание процессов живого труда  с материальными элементами произ-ва в пространстве и времени. Т.о. ф-ция решает 2 задачи: организовать экономически рациональное сочетание элементов произв. процесса в пространстве; организовать экономически рациональное сочетание элементов произв. процесса по всем видам ресурсов  во времени. Ф-ция орг-ции – это процесс создания множества структур предприятия. Структура- это одномоментное, многовариантное отображение системы. При формировании структуры предприятия решаются три задачи: задача определения структурного состава, задача специализации элементов структуры, задача взаимосвязи э-тов струк. Основные виды структур: производств. (-это состав основных, вспомогат. и обслужив. структурных единиц, их специализация, взаимосвязи (движение материальных потоков), осн. хар-ка тип произ-ва), стр. управления, организац. стр. (сов-ть произв. и управленч. структур предпр.)

26. Достоинства и недостатки  осн. структур управления предприятиями.

Ст-ры управл. – состав управленч. подразделений (служб, бюро, отделов, конкретных рук-лей), их специализации и взаимосвязи (хар-ся движением информ. потоков). Весь управленч. труд основ. на понятиях лин. и функц. связей. Лин. связи выражают прямое непосредств. обязат. подчинение одних стр-р другим. Функцион. связи реализуют отдельные специализир. ф-ции управл.

Лин. ст-ра хар-ся скалярной цепью команд. +: ст-ра проста, имеется четкая система подчиненности, полностью реализуется принцип единоначалия, имеет место высокая гибкость управл.-: чрезвычайно широкий диапазон выполняемых рук-лем ф-ций, исключ. возм-ть концентрации однородных видов управленч. работ в масштабе фирмы, коммуникации переполнены инф-цией, слабая мотивация раб-ков к самост. принятию решения.

Линейно-функцион. ст-ра : +: сочетание лин. и функц. ст-ры, большая венность ст-ры, высокая нормативная проработка управленч. решнений; -: различие целей и структурных ед., слабая увязка и отв-ть за реш. комплекса задач и достижение цели фирмы, сложность  в операт. управл. по ф-циям, высокий уровень принятия реш, плохая восприимчивость нового.

27. Хар-ка дивиз. структуры.

Различают 3 осн. вида: продуктовая, ориентированная  на потребителя, региональная. +: четкое разграничение ответ-ти; высокая  самост-ть структурных ед.; разгрузка  высшего эшелона м-та, что позволяет  сконцентрироватьс на стратегич. задачах м-та; высокая мотивация к эффект. деят-ти, простота коммуникац. сетей. -: повышенные затраты за счет дублирования ф-ций, слабый синергетич. эффект, высокая потреб-ть в руководящих кадрах, сложная координация деят-ти подразделения, корпорации в целом, разобщенность персонала, сложность осуществления единой политики. Применяется в многопрофильных предприятиях, препр. с расположением в различных регионах, предпр., осуществл. сложные инновационные проекты.

28. Хар-ка функц.  структуры. 

Применяется в однопродуктовых предпр., средних узкоспециализ. предпр., научно-иссл. и проектно-конструкторских орг-циях, крупных специализ. предприятиях. +: высокая специализация по отдельным ф-циям, снижение риска ошибочных решений, высокий профессионализм в принятии реш., возм-ть концентрации однородных работ в масштабах фирмы, простота формирования и реализации единой инновац. политики, высокий профес. авторитет специалистов. -: в связи с узкой специализацией рук. размывается ответств-ть, слабая динамичность стр-ры, слабое решение стратегич. задач, решение оперативн. задач доминирует, отход от принципа еиноначалия.

29.Хар-ка матричной  структуры.

Применяется в предпр. холдингового типа, союзах и объединениях предпр. с централизов. инфраструктурой, в  многопрофильных предприятиях со значительным объемом НИОКР. +: четкое разграничение отв-ти  по проектам, высокая гибкость управл. по решению конкр. задачи, проекта; хозяйств. и административн. самост-ть, высокий уровень грамотности применяемых решений, кратковременная структура подчинения одновременно нескольким подсистемам, имеющим свою цель. -: временный хар-р ст-ры, высокие требования к лин. и функцион. рук-лям, к коммуникациям, наличие риска при реш. задач., слабое резервированиие ф-ций, отход от принципа единоначалия, а след. возм-ть конфликтов м/у функц. и лин. рук., ст-ра приемлима для орг-ции с сильной культурой.

30. Хар-ка проектной структуры.

Применяется при создании нового предпр., освоении новых инновационных продуктов, учреждении дочерней фирмы или филиала, проведении масштабных НИОКР, во временной орг-ции, создаваемой для решения отдельной задачи.

+: высокая гибкость и адаптивность  системы, снижение риска ошибочных  реш, профес. спец-ция рук. функцион. подразделений, возм-ть учета  специфич. усл. регионов, разграничение  сфер ответ-ти, кадровая автономия функцион. подразделений, целевое рук-во проектом на основе единоначалия.-: сложные мехнизмы координации, воз-мть конфликтов из-за дойного подчинения, размытость отв-ти  по отдельному проекту, сложность контроля работ по проекту в целом, сложность осуществления единой инновационной политики, необх-ть дифференциров. контроля по ф-циям и проектам.

31. Виды и  основные принципы рационализации  производств. процессов.

Орг-ция произв. процесса – оптим. сочетание элементов произв. процесса в пространстве и времени. К эл-там проив. пр. относят: предметы труда, средства, сам труд.

По назначению в произ-ве продукции  различают: основной (связан с иготовлением товарной продукции); вспомог. (связан с обеспечением нормал. функцион-ния  основн. п.п.); обслужив. (связан с обеспечением бесперебойной работы осн.и вспом.). Пр. пр. распадется на стадии: заготовит., обрабатыв., сборочная.

 В организац. отношении: простые  (связан с осуществл. ряда последоват. операций при обработке продукц.) и сложные (сов-ть координированных во времени простых процессов). Различают виды движ. предметов труда при осущ. простого пр.пр.:паралл., последоват, парал-последоват.

По  отношению к труду:трудовые (с  участием чел-ка) и естеств.(без). По протеканию во времени: дискретные, непрерывные, импульсные.

  Основные принципы рационализации  пр.пр.

1) п. непрерывности сводится к  требованиям движения предметов  труда, при кот. каждая послед. операция начинается немедленно  по завершении предшеств. опер.

2)п. параллельности- к  требов. одновременности выполнения отдельных операций и частей произв. процесса за счет совмещения или перекрытия их длительности.

3)п. прямоточности– к пространств.  сближению рабочих мест и однонаправленности  движ. предметов труда от первой  до последн. опер.

4)п. ритмичности- периодич. повторяемость определ. процессов и их частей через строго установл. промежутки врем. и в заданной последоват-ти.

5)п. пропорциональности состоит  в согласованности всех элементов  произв. процесса по произв-ти  и произв. мощности.

32. Хар-ка основных видов контроля деятельности.

Ф-ции контроля в управленч. деят-ти рассматриваются как процесс, при помощи кот. рук-во предприятия  получает инф-цию о действительном состоянии дел по выполнению плана  препр., о ходе реш. задач. Содерж. ф-ции контроля зависит от вида контроля.

1.Предварительный контроль осуществляется  до фактического начала решения  задач. Цель состоит в определении  безусловной готовности и возм-ти  всех эл-тов системы к реализации  управл. системы. 

2.Текущий контроль осущ. от начала управл. деят-ти до ее завершения. Главная цель состоит в своевременном обнаружении отклонений от намеченных планов, стандартов регул. параметров. Осущест. специальным управленч. контрольным органом.

3.Заключ. контроль устанавл. по  рез-там реш. управл. задачи. Он дает рук-ву инф-цию о факте и степени решения поставленных задач. Часто использ. для поощрения или наказания исполнителя.  Для осуществл. ф-ции контроля необх. своя организац. ст-ра . Организац. ст-ры должны соответствовать произв. структ предпр. и не долж. быть высокозатратными.  Различают также: по цели контроля: стратегич. (предусматривает учет, оценку и анализ рез-тов разработки и реализации перспективной концепции развития орг-ции) и оперативн. (нацелен на текущийучет, анализ осуществл. процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения плановых заданий); по предмету к-ля: финансов. и администр. (распростр. на процессы деят-ти и управления ими, имеет терахич. структуру); по масштабам к-ля: полный (целостная система) и выборочный (разовое мероприятие); по форме осуществл.: внутр.(самост.предпр.) и внешний (со стороны внешн. органов, вышестоящ. орг-ции).

33. Процесс контроля и  регул-ния и его связь с др. ф-циями управления.

Регулирование – это процесс, обеспечив. управл. воздействие субъекта управления на объект управл. для достижения требуемых значений переменных, существенных для функцион-ния объекта управл. Регулир путем компенсации возмещения и по отклонению фактич. значения регул. величины. Контроль и регулир-ние явл. ф-циями обратной связи.

В процессе контроля и регулирования  выделяют три этапа, на каждом из кот. реализуется комплекс различных  мер: выработка стандартов и критериев, сопоставление фактич. рез-тов с  ожидаемыми, принятие контролирующих мер. Первый этап процесса контроля непосредст. связан с ф-цией план-ния. На этом этапе устанавл. стандарты и критерии оценки деят-ти объекта управления, кот. определ. при планир. Стандарты отражаются в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегич. развития объекта управл. и его основных областей. Второй этап пр. контроля состоит в сопоставлении фактически достигнутых рез-тов функцион-ния объекта управл. с установлен. стандаратами, определ. интервалы допутимых отклонений от установл стандартов, выявл. существенные отклонения, требующие принятия корректир. мер. На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений и выбирается один из вариантов поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.

34. Понятие  управл. решений и их роль в  системе м-та.

Решения в м-те – вывод об осуществл. или неосущ. конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления или в управленч. док-тах.

Проблема  – существенное расхождение м/у желаемым и фактич. состоянием объекта управл. и внешней среды. Задача – желаемый конкретный рез-т, выраженный в количеств. параметрах или описании. 

35. Требования, предъявляемые к управл. решениям  и типология последних.

Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное обоснование рациональности), своевременность, компетентность, адресность (решения д.б. ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субординация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям), обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать источники их получения), директивность (реш. должны быть обязательными для исполнения и носить плановый хар-р)

Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные  идр.); 2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред-ти); 4)по степени  структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые) и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые, производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент); 7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл. (письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр).

36. Содержание  процесса принятия управл. решениям.

1.Констатация возникновения проблемы, ее описание сводится к след.:

-определение необх-ти  действий по устранению проблемы  до выяснения причин, приведших  к ней; -конкретизация проблемы; -локализация места возникновения; -определ. момента возникн. проблемы; -установление тенденции развития проблемы. (постановка задачи)

2. Определения причин  возникн. проблемы. (обоснование  целесообразности реш.)

3. Разработка вариантов решения, их оценка.

4. Принятие решения,  его осуществление

Методы принятия: единоличное, решение, принятое рук-телем с учетом мнений подчин., коллективное. Способы  осуществл:устное указание, приказ.

5. Контроль за осуществл.  решения и получением ожидаемых рез-тов.

При успешном реш. проблемы сведения о ней заносятся в  комп. банк данных для накопления опыта. Неустраненные проблемы чаще всего  обуславливаются: -неверным определением причины возникн. проблемы, недостат. конкретное представл. о проблеме, неверное определ значимости критериев, неадекватным выбором способов осуществления реш, неисполнительностью, недост. кол-во предложенных вар-тов реш.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"