Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Работа содержит 1 файл

MENеджмент.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

37. Осн. способы  опред. причин возникн. проблемы  при принятии управл. решения.

1.Выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшеств. возникн. проблемы.

2.Выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где  подобная проблема не возникла, и установление различий в  объектах.

3.Построение причинно-следственной  диаграммы.

4.Составление карты  мнений.

38. Методы формирования  вариантов управл. решений.

39. Критерий  и способы оценки вариантов  управл. решений.

Критерии – показатели, хар-щие  варианты решений и используемые для оценки и выбора решения. Вес (значимость) критерия- колич. выражение  относительной важности каждого используемого для оценки и выбора критерия, в сравнении с остал. критериями. 1)предварительный отсев вар-тов (при большом кол-ве вар-тов); 2)качеств. оценка вар-тов реш. (при суммарном кол-ве вар. и критериев не более 10) – допустим 2 вар. по критериям : соответствие осн. деят-ти, технич. возм-ти, дополн. затраты, угроа конкуренции, вер-ть успеха по шкале:оч. хор., хор, удовлетв, слабый, оч. слабый. 3) колич. оценка вар. при малом кол-ве критериев (дерево реш.);  4)кол. оценка вар-тов при значит. числе критериев (с учетом значимости критериев); 5)оценка вар-тов с помощью рангов

40. Виды нормативных  док-тов, используемых для реализации  управл. решений.

Управл. решения для часто встречающихся, типовых задач описываются в  нормативных док-тах, устанавливающих порядок существо-ния управл. деят-ти.

Управл. задачи по ф-циям управления (управление персоналом) определ. таким норм. док-том как структура. Ф-ции управленч. подразделения (прием, перевод и увольнение раб-в, учет кадров, оценка деят-ти раб-в) (-управл. дея-ть пост. хар-ра, конкретизир. ф-ции управл) регламентируются положением о подразделениии. Обязанности раб-ка аппарата управления (ведение картотеки работающих, личных дел сотр-в, труд. книжек) (управл. деят-ть пост. хар-ра, конкретизир. ф-ции подразделения) – должн. инструкция. Структура дол. инстр.: 1)подчиненность и квалификац. требования к д-ти; 2)обязанности; 3)ответств-ть; 4)права. Управленч. работы (формирование личн. дел, внесение изменений в личн. дела, сдача в архив уволенных) (-управл. деят-ть. конкретизир. обяз-ти раб-ка с указ. рез-та и срока выполнения)– план-график. Операции (печатание выписок из приказов, об изменениях в дол-ти, окладе, месте работы, подшивка выписок и заявлений в личные дела) (-этап упр. работы, заканчив-ся самост. промежуточным рез-том) регламент. процедурой выполнения управл. работ (-сов-ть операций по выполн. управл. работы с приложением форм заполняемых док-тов).

Преимущества разработки норм. док-тов для решения типовых  задач: 1.более быстрое и качеств. вхождение в дол-ть вновь принятых раб-ков; 2.эффект. взаимозаменяемость раб-ков; 3.увелич. времени раб-ков на содержат. проработку вопросов; 4.возм-ть пост. совершенствов. управл. деят-ти.

41. Задачи и  основные виды моделирования  в м-те.

Методы м-та – сов-ть способов и приемов осуществл. управл. деят-ти, применяемых для постановки и достижения ее цели. Различают: методы подготовки и обосннования решения, м. выбора реш, м. реализации реш.

Модел-ние в м-те  - процесс  построения и исследования моделей  управления орг-цией. Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий осн. эл-ты и связи исследуемого объекта. Цель мод-ния – получение новой, незафиксированной в исходных данных инф-ции об исследуемых объектах.. Виды мод-ния: -экономико-математ. мод-ние (при реш. хорошоструктуриров. задач) позволяет сформулировать экон. проблему в виде математич. задачи. (модели матем. прогр-ния, теории графов, балансовые модели, теории вер-тей и мат. статистики, теории игр); -мод-ние на основе системного анализа используются для решения слабо структурир. проблем, характеризующихся существенной неопред-тью. Осн. идея СА состоит в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений. Делят на формальные (модели исследов. операций (мат. прогр, теории игр), комплексированные модели (комбинаторики, структурно-лингвистич.), модели дискретной матем. (теорико-множеств., логич, лигвистич.) и эвристические, использ. обобщенный опыт и интуицию специалистов (сценарии, графы целей и задач, деревья решений, морфологич. модели);  -имитационное мод-ние применяют для выбора из множества возм. вар-тов построения произв. и организац. структур системы наилучшего в смысле достижения поставленных перед ней целей на основе вариантных расчетов; максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на основе фактических данных; обоснования и выбора на основе воспроизв. существ. черт системы и целей ее развития стратегии ее деят-ти; снижения степени неопред-ти в моменты принятия решений.

42. Инст-ты м-та.

Под инс-тами м-та понимают сов-ть моделей  и методов, используемых для решения  задач м-та и их информ., организац  и методического обеспечения.

Система управления по целям –  система управл. орг-цией, ориентированная  на конечные рез-ты и основанная на использовании творч. потенциала труд. коллектива, новых методов управл. Выделяют три ключ. рез-та: к.р. коммерч. дет-ти (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы), к.р. функцион. деят-ти (кол-во и качество произодимой продукции, использование производств. мощностей, сырья, материалов, энергии), к.р. поддержки, содействующей достижению коммерч. и функц. рез-тов (мотивация персонала, атмосфера в орг-ции). Основными процедурными элементами явл.: 1)процесс определ. целей, включ. анализ ситуации и формировнаии концепции ключ. рез-тов; 2)пр. ситуац. управл., содерж. подбор исполнителей, определения хар-ра мер, действий и оценки реакции окруж. среды в соответствии со сложившейся ситуацией; 3)пр. контроля за рез-тами, включ. динамичную оценку рез-тов деят-ти и оперативн. выработку необх. мероприятий.

Система и методики ПАТТЕРН для  решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля

Система и методики ПЕРТ для решения  задач планирования целевых комплексных  программ и проектов

Экспертиза- процесс исследов,. проводимого  экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктуризованным  проблемам. Процесс экспертиы состоит  из: постановка исхоной задачи эксп. оценивания, выбор типа задачи, решаемой эксп, выбор метода формир-ния груп. оценки, взаимодействие экспертов, выбор метода обработки экспертной инф-ции, оценка. Различ. след. типы задач экспер. оценивания исследуемых объектов: задача парных сравнений, ранжирования, классификации, численной оценки. В процессе формирования  групповой оценки использ. след. методы: -метод круглого стола со свободным обменом м/у экспертами, метод мозговой атаки с частичнй регламентацией обения экспертов, м. Дельфи с использованием обратной связи, м. формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга. Для обработки  и получения результир. оценки использ. статистичес, алгебраич, методы шкалирования.

43. Задачи и каналы коммуникаций  в м-те.

Коммуникации – устойчивая связь м/у участниками управленч. процесса, представляющего собой взаимозависимость этапов работы с инф-цией.

Цели коммуникаций: 1)организовать информ. обмен м/у субъектом и  объектом управл.; 2)наладить процесс  эмоц. и интеллект.-го обмена  содержанием  управл. инф-ции; 3)установить взаимосвязь м/у людьми в орг-ции; 4)сформулировать общие взгляды на внутр. среду орг-ции; 5)организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач орг-ции.

Значение ком-ции: ком-я – основное условие существования и развития орг-ции, ком-я осуществл. взаимоействие с внешн. средой, определяя уровень и качество принятия управл. реш, ком-ции характеризуют состояния внутр. среды орг-ции путем обеспечения функцион-ния и взаимод-я людей, структуры, целей, технологии и задач орг-ции, ком-ция содает неформ. структуру в процессе функцион. орг-ции и способствует сближению с ней формальной структуры.

Формы ком-ций: письм., устная, видео, электронная, эмоцион. Виды: межличн, форм., неформ, вертик., горизон, верб, неверб. Средства ком-ции: док-ты, речь, знаковые системы, электр. ср-ва связи, видео и телекоммуникации, эл-ты структуры физиолог.системы чел-ка.

Коммуникац. процесс –  это обмен инф-цией м/у элементами организац. системы по каналам прямой и обратной связи. Выделяют 4 базовых элемента: источник – создатель идеи, сообщения, инф-ции, передающий ее, задача - выбор канала, средств связи и формы коммуникации; сообщение – инф-ция, кот. передает источник получателю, выбор формы коммуникации, кодировка инф-ции; канал (прямой и обратной связи) – средство, с помощью кот. сообщение передается от источника к получателю  и обратно, техническое обеспечение передачи качеств. инф-ции; получатель – коммуникант, ради кот. функционирует коммуниникация, декодирование инф-ции, выбор канала, средств связи и формы ответнгой инф-ции. Рез-т коммуникац. процесса: изменения в знаниях получателя, изм. относительно устойчивых представлений получат, изм. поведения получ. Этапы ком. процесса: зарождение идеи или отбор инф-ции, выбор канала передачи инф-ции, передача сообщения, интерпретация сообщ. получателем, реализация сообщ.

Каналы  коммуникаций: устная передача, совещания, телефонные переговоры, письм. передача, служебные записки, отчеты, электр. почта, комп. сети.

44. Виды и  особенности коммун. связей в  орг-ции.

В зав-ти от способа обмена инф-цией различают: межличностные или органиац. ком-ции на основе устного общения  и ком-ции на основе письм. обмена инф-цией. Межлич.: формальные (определяются политикой, правилами, должн. инструкциями данной орг-ции и осуществл. по формальным каналам) и неформ. (осуществл. согласно установивш. системе личных отношений м/у раб-ками орг-ции). Среди форм. выделяют: вертикальные, когда инф-ция перемещ. с одного уровня иерархии на другой; горизонт. м/у различными подразделениями, предназначающиеся для координации деят-ти различных подразд. Межл. делят также: вербальные и невербальные, призванные осуществить обмен инф-цией без применения слов ( с помощью жестов, интонаций голоса).

45. Информ. системы  в орг-циях.

Специфика управл. труда: в процессе управл. не создаются матер.-веществ. ценности, предметом труда в управл. явл. инф-ция, средствами труда в  управл. явл. современная оргтехника, продуктом труда м-ра явл. принятое решение. Совр. управл. системы функционируют на базе инф. систем (-сов-ть взаимосвязанных эл-тов (целей, принципов, методов, средств), способств. реализации всего комплекса опреаций по обеспечению процесса управл. необ. инф-цией.

 Инф. системы делятся на: локальные,  корпоративные, глобальные. Локальные–  сов-ть инф. подсистем, обеспечивающих  функцио-ние предпр. посредством  внутр. коммуникаций (произв. инф.  подсистема, финансовая, экономич, коммерч, стратегич, социальная, инновац., административно-распорядит.). Наиб. эффект обеспечивают автоматизированные инф. системы управл. на предпр.: АС научн. исследов., САПР, АС технич. подготовки произ-ва, АС управл. произ-вом, АС управл. технологич. процессом, автоматизиров. рабочее место. Корпор. представл. собой внутр. ком-ции одного предпр., функционирующих на разл. территор. объектах данного предпр. Глоб. предст. собой внешн. ком-ции, обслужив. неогранич. кол-во пользователей. (система инф. связи с обществен., с потребителями, с муницип., регион., федерал, м/н структурами.)

46. Сущность делегирования и  его эф-ть.

Делег. состоит в передачи субъектом  управл. части своих задач и  полномочий объектам управл., кот. принимают  на себя ответст-ть за их выполнение.

Полномочия – это огранич. право  раб-ка или подразд. использовать ресурсы  орг-ции при решении задач.

Цели дел-ния: разгрузить вышестоящих  рук-лей, освободить их от текучки и  создать наилучшие условия для  реш. стратегич. и перспект. задач  управл.; повысить дееспособность нижестоящих звеньев; увеличить вовлеченность и заинтересованность раб-ков.

Осн. правила делег-ния: выделение  сфер принятия решения сотр-ками, запрет на вмешательство в сферу деят-ти подчин.-го, четкое определ. уровня исполнения и требуемых действий, определ. времени  отчета о рез-тах, информирование коллектива, на кот. распространяется делегиров. власть, обеспечение подчин. необх. инф-цией, оценка сроков, а не методов достижения рез-тов, последоват. делег-ние, а не только скучных или срывающихся задач, предоставление подчин. возм-ти для выбора делегируемых задач.

Виды делег: по предмету: дел. задачи, полномочия; по форме: линейное, аппаратное, по хар-ру: систематич., времен., по объему: полное, огранич., нулевое, псевдоделег., по уровню: инновац, рутинн.

Эф-ть делег-ния зависит от: четкости в изложении рук-телем цели, кот  ставится подчиненному, соответствия м/у делегиров. полномочиями и ответ-тью, подкрепленности расширения зоны отв-ти подчиненного системой стимулирования.  Причины низкой эф-ти дел-ния заключ в нежелании рук-лей дел-ть полномочия  (заблуждение: я это сделаю лучше, отсутствие способ-ти рук-ть, отсут. доверия к подчин, боязнь риска, отсут. выборочного контроля для предупрежд. рук-ва о возможн. опасности) и нежелании подчин. брать ответ-ть (считает удобным спросить у босса, что делать, чем самому решить проблему, боится критики за соверш. ошибки, отсутствует инф-ция и ресурсы, работы больше, чем можно сделать, отсут. уверенность в себе, отсут. стимулы)

47. Виды полномочий  в орг-циях.

Полномочия – это огранич. право  раб-ка или подразд. использовать ресурсы  орг-ции при решении задач.

Ответ-ть – обязательство лица или подразд. выполнения задач в  рамках представл. полномочий. Под властью  понимают реальную способность действовать  или возм-ть влиять на ситуацию. Пол-ия определ., что лицо, заним. определ. долж-ть, имеет право делать. Власть определ., что оно действительно может делать.

 Пол-ия всегда ограничены. Пределы  пол-ий внутри орг-ции определ-ся  политикой, процедурами, правилами  и должн. инструкциями, изложенными  в письм. виде или передаваемые  подчин. устно. Ограничения полномочий председателя Совета директоров: 1) акционеры, сотрудники (профсоюзы), совет дир-ров, учредители; 2) гос-во, законодат-во, политика, традиции и нравы, поставщики, партнеры, посредники, заказчики, клиенты, потребители.

Лин. полн. – п-я, кот. предоставл.-ся исполнителю его непосредств. нач-ком в соотв. с цепью команд. Делегир-ние лин. пол-ий формирует иерархич. структуру управления, кот. должна строится с учетом нормы управляемости. Под ней понимают кол-во подчиненных, кот. рук-тель в состоянии эффективно управлять посредством делег-ния своих лин. полномочий. Н.у. зависит от разнообразия управленч. ф-ций: разные- до 7, сходные до 20, одинаковые до 40; от самост-ти и квалификации подчиненных, от относит. способностей рук-теля. Рез-том дел-ния лин. пол-ий явл. принцип единоначалия (раб-к получает пол-ия только от одного рук-ля и несет ответ-ть только перед ним) и субординация (четко установл. порядок обращения к вышестоящему рук-лю).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"