Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Работа содержит 1 файл

MENеджмент.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

1.Понятие мен-та, его основные категории, используемые в теории и практике.

  1. М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии; специф. национ. факторы развития экономики.
  2. Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1)Развитие традиц. орг-ии имело поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел прошлый опыт . М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта. В менеджере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать решения для данной сит.) Задача менеджера –создать повторение жизненных циклов орг-ии. 2)Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов, опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш. проблем носили дискретный хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью процессов, их неопрд-ью, имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р. 3)Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные задания, отд. группы исполнителей. В соврем. резкое возрастание значения динамики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый план выходит проблема адаптации к вн. среде.

Содержание м-та можно  рассматривать в трех аспектах: как  науку и искусство управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как аппарат управл. деят-тью орг-ции.

Категория м-та  - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существ. св-ва и устойчивые отношения в процессах управл. орг-цией. К основным категориям относят: объект и субъект м-та, ф-ции м-та, виды м-та, методы м-та, принципы. Объектом м-та явл. орг-ция – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Вид объекта: операция, проект, система. Уровень объекта: раб. место, участок, цех, произ-во, предпр., объединение предпр. Функцион. области: инновации, пр-во, снабжение, сбыт, персонал, финансы… Субъекты м-та, м-ры – рук-тели различного уровня, занимающие пост. дол-ть в орг-ции и наделенные полномочиями принятия решения в опред. сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м-та по их иерархич. уровню: высший, средний и нижний. На одном уровне имеются раличные зоны, своя гориз. структура – функцион. области управления.

Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением определ. задач в управлении. Различают общий и функциональный менеджмент. Общий м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост. хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции. (напр. персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания различают нормативный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимат. политики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. намерений. Стратегич. м-т предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич. контроля за их реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых стратегий развития орг-ции.

Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов  управл. деят-ти, характеризующихся  однородностью целей, действий или  объектов их приложений. Различают: общие (формирование целей, планирование, орг-ция и контроль), технологич. (решения и коммуникации) и социально-психологи. (делегирование и мотивация).

Методы м-та – это система  правил и процедур принятия управл. решения по различным задачам  с целью эффект. развития орг-ции. Методы м-та позволяют снизить интуитивный хар-р управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффект. орг-цию в построение и фукцион-ние системы управления орг-ции.

2. Осн. факторы, влияющие на  становление и развитие м-та  в рос. экономике.

1)Формирование рыночного  механизма и сочетание его  с госуд. регулированием. 2)Изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3)Обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4)Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5)Усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) Профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации.

3. Принципы эффективного мен-та.

Принципы мен-та –  это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. К числу  важн. относят: -п. целостности предполагает необх-ть рассмотрения орг-ции как целостной соц.-эконом. системы; -п. иерархической упорядоченности регламентирует уровень дифференциации процессов управления в орг-ции (распределение властных полномочий); -п. целевой направленности развития определяет приоритет целевой стратегич. ориентации орг-ции и достижение этих целей как важнейший критерий эффект-ти мен-та; -п. научной обоснованности и оптимальности формулирует необх-ть использования научного подхода, методов и инстр-тов м-та для обоснования управл. решения; -п. рацион. сочетания централизации и децен-ции устанавливает требование рацион. разделения управл. процедур и решений на базе обоснованного делегирования, полномочий, ответственности м-та; -п. демократизации предполагает использование поведенч. инструментов м-та для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

4. Связь фаз промышл. развития  и сложности рыночного окружения  с методами мен-та.

Методы и формы мен-та изменялись в связи с прохождением общества фаз пром. развития: 1)фаза массового произ-ва – нач. 20в. по 30-е годы. характеризовалась выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками сбыта, низкой себ-ти прод., мен-т направлен внутрь фирмы на снижение произ. издержек; 2)фаза массового произ-ва – 30-60-е годы- хар-ся выпуском дифференциров. прод., бурно развив. маркетинг, возрастает внимание м-та к формированию имиджа фирм; 3)постиндустриальная фаза – от 60-х до сегодня – хар-ся жесткой конкуренцией, быстрым устареванием основного капитала и интернац-ция предпр-ва, осн. внимание м-та направлено на решение стратегич. задач, страт. маркетинг.

5. Классические  концепции управления.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу  в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.

Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по стандартным  технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и план-ния.

Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота.

Админист. школа Файоль. формулирует  систему мер по рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия  и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния  на производ-ть персонала.

6.Современные  концепции управления.

1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений.

2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку.

3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя

4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции.

5)бенчмаринг – направлена на  мониторинг последних достижений  основных конкурентов во всех  функц. сферах, тенденций развития  техники и технологии и использования  этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции.

6)реинженеринг – это перепроектирование  бизнес-процессов с чистого листа  с целью их качеств. улучшения,  ликвидации наслоения организац.  хар-ра, учета совр. возм. в технике  и технологии

7. Вклад рос. ученых  в развитие теории управления.

9. Виды орг-ций и задачи, их классификации.

Орг-ция – группа людей, деят-ть кот. сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформ. орг-ция – спонтанно возникающая группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Форм. орг-ция – орг., обладающая правом юр. лица, цели деят-ти кот. закреплены в учредит док-тах, а функцион-ние - в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников орг-ции. Юр. лицо – орг-ция, кот. имеет  обособленное имущество в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении; отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать имуществ. и личные неимущ. права; может быть истцом и ответчиком в суде; имеет самост. баланс или смету.

Форм. орг-ции разделяются  на коммерч. (преследующие получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в качестве осн. деят-ти) и некоммерч. (не имеющие в качестве основной цели своей деят-ти извлечение прибыли ).

Орг-ции могут быть классифицированы по след. признакам: -по организационно-правовой форме; -по форме собственности (частные, госуд., муниц., обществ); -по целевому назначению( пр-во продукции, выполнение работ, оказание услуг); -по широте  произв. профиля (специализир, диверсифициров); -по хар-ру сочетания науки и произ-ва (научные, произв., научно-произв.); -по числу стадий произв. процесса (одностадийные, многостадийные); -по располож. предпр. (на одной терр-рии, в одной геогр. точке, в разных геогр. точках); -по размерам предприятия (малые, средние,крупные).

Классификация орг-ций по ОПФ: 1)некоммерч. (потребит кооператив (союз, общество), обществ. и религ. орг, обединения юр. лиц (ассоциации и союзы), фонды, учреждения); 2)коммерч.: -произв. кооператив (артель) (коопер. объедин. – это добровольное объедин. физ. лиц для содействия общей цели); -хоз. товарищества и общества: -- ХТ –учредители обязаны участвовать в управлении: --- полное ХТ образуется за счет вкладов участников на основе договора о солидарной полной отв-ти. Полные товарищи занимаются предприн. деят-тью от имени тов-ва и несут ответ-сть по всем обязательствам тов-ва всем своим имуществом. Уставной капитал разделен на доли; ---командитное (на вере) – полное тов-во, заполненное также членами-вкладчиками, несущими финанс. ответств-сть в пределах своего вклада. Полные товарищи –комплементарии, вкладчики –коммандисты, кот. не принимают участия в предпр. деят-ти и несут риск убытков в пределах своего вклада. Складочный капитал раделен на доли.

-- ХО – не требуется  участия учредит.в управл., имеются  спец. органы управ.

---АО общество, уставной капитал кот. разделен на определ. число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. ----АООТ– имущ-во формируется за счет продажи акций в форме открытой подписки, владение акциями определ. право на управление и получ. дохода. ----АОЗТ– акции распредел. по закрытой подписки, т.е. за пределы предпр. не продаются. ---ХО с огранич. ответств. образуется за счет вкладов уч-ков на основе договора об огранич. фин. ответ-ти, учредители не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах своего вклада. --- ХО с дополн. ответств. – образ. на основе дог. об субсидиарной отв-ти. Учредит. несут отв-ть в одинак. размере кратном ст-ти вклада.

-госуд. и муницип.  предприятия (Унитар. предпр- это госуд. или муницип. предпр., ненаделенное правом соб-ти на закрепленное за соб-ком имущество (оно неделимо и не м.б. распределено по вкладам): -- на праве хоз. ведения (имущество в гос. или муниц. соб-ти, создается по решению уполномоч. на то гос. или мун. органа, собств-к не отвечает по обязательствам предпр.); - на праве оперативн. управления (федеральное казенное предприятие) (имущ. в гос. соб-ти, создается по реш. правительства РФ, отвеч по обязат. всем своим имущ. и не отвеч. по обяз. гос-ва)

Концерн- это уставное объединение предприятий на основе полной фин. зав-ти от одного или грппы  предпринимателей. Консорциум – это уставное объед. пром. предпр. и банковского капитала для достиж. общих целей. Венчурное предпр. – это договорное объедин. прдепр. и частных лиц на время выполнения какого-либо проекта. Офшорная компания – это компания с юр. адресом в старен с налог. льготами, но действующая по всему миру.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"