Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Работа содержит 1 файл

MENеджмент.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

10. Основные элементы  орг-ций.

Осн. субъекты рын. отношений – орг-ции, гос-ва, банки, дом. хоз-ва, между кот. существ. матер, инф, фин. потоки. Орг-ции явл. открытыми соц-эконм. системами.Она взаимодействует с внешн. средой, на входе орг-ция имеет матер, человеч, энергетич., фин, информ. ресурсы, а на выходе имеется продукция или услуги, инф-ция, финансы. В самой орг-ции происходит процесс преобразования входов. Особ-ти соц-эконом. систем состоят в след.: 1)изменчивость отдельных параметров системы, стохастич.(вероят) хар-р ее поведения; 2)уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у этой системы предельных возможностей определяемых наличием ресурсов; 3)способность противостоять разрушающим систему тенденциям; 4)сп-ть адаптироваться изменяющ. условиям; 5)сп-ть изменять свою структуру и формировать вар-ты поведения; 6)сп-ть и стремление к целесообразованию, т.е. формирование цели внутри системы.

Система – это сов-ть взаимосвяз. элементов, образующих единое целое и определенным образом  взаимодейств. для достижения цели орг-ции.

В орг-ции как системе  различают след. элементы: -функцион. области деят-ти орг-ции– основные виды деят-ти, объединенные определ. целью и однородностью решаемых взаимосвяз. задач, решение кот. необходимо для достижения цели. Функц. области выступают объектами м-та в орг-циях и определяют структуру управления. Типич. функц. областями явл. сбыт (маркетинг), произ-во, финансы, персонал, НИОКР (инновации). -эл-ты произв. процесса. Произв. процесс – это сов-ть трудовых и естеств. процессов, в рез-те взаимодействия кот. сырье и материалы превращаются в гот. продукцию. Осн. эл-ты произ. процесса: предметы труда (- вещ-во природы, вещь или комплекс вещей, на кот. человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовл. личных и произв. потребностей), средства труда (-орудия (произв. оборудов., инструменты) и материальные усл. труда (произв. помещения, склады, осветит. установки), труд (-целенаправл. деят-ть раб-ков орг-ции, связан. с превращением исходного сырья и материалов в гот. продукцию или услуги). -эл-ты управления. Управление – это умение правильно определять, формулировать, анализировать проблемы, возник. в процессе деят-ти фирмы, разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильное решение. Выделяют след. осн. элементы упр. подсистемы: 1)ф-ции управл. – целеполагания, планирования, организовывания, комуникативная. 2)структура управления – это сов-ть эл-тов системы управл. в их органичной устойчивой взаимосвязи.

11. Стадии жизн. цикла.  орг-ции.

1)возникновение – связан с обоснованием жизнеспособности идеи создания и развития орг-ции, с ее формальным учреждением, с определением факторов клммерч. успеха. 2)развитие - связан с становлением пр-ва, хар-ся новизной продукта, малыми масштабами пр-ва, конкурентной борьбой за лидерство на рынке. 3)рост – связан с расширением масш. пр-ва, освоением новых рынков, ростом V продаж. 4)зрелость- хар-ся падением V продаж и доходов, модернизацией и дифференциацией продукции, поиском новых рынков сбыта, пересмотром предпринимат. концепции. 5)кризис – хар-ся падением объемов прибыли, ограниченн. возм-тями реализации прод., снижение платежеспособности орг-ции. Далее возможны 2 пути:  банкротство или санация (оздоровление финансов) и возрождение предпр. Жизн. цикл орг-ции явл. объектив. реальностью, но возрожд. орг. требует субъективн. действий управл. персонала.

12. Ограничения и условия функционирования  орг-ций.

Огр-ния формируются внешн. средой орг-ции, кот. условно делятся на среду прямого и косвенного воздействия. Условия функц-ния орг. – это  внутр. среда (-это ситуационные факторы  внутри орг., кот. явл. контролируемыми и регулируемыми). К основным факторам внешн. среды прямого воздействия относят: собственников, поставщиков и конкурентов, потребителей и инвесторов, гос. службы и законы. К факторам внешн. среды косв. воздействия относят: состояние  экономики, научно-технич. прогресс, политич. факторы, факторы междунар. окружения, географич., социально-культурные факторы. Внутр. среда формируется регулир. факторами: люди (квалиф., традиции, нравы, климат), технич. потенциал (техника,технология, гибкость пр-ва), цели (стратегич., оператив., соц.), структура орг-ции (орг-ция, управление, пр-во)

13. Типы менеджеров, решаемые  ими задачи в орг-ции.

М-р– это лицо, занимающее пост. дол-ть, наделенное полномочиями и обладающее ответ-тью в области принятия решения в пределах своей компетенции. Спецификой труда м-ра явл. конечный рез-т его деят-ти- принятое решение. Содержанием труда м-ра явл. орг-ция реал-ции принятых решений.

Вертик. разделение труда в м-те предполагает выделение трех иерархич. уровней в управлении, кот. и определяют содержание труда м-ра на том или ином уровне. М-ры высшего ур. специализируются на управл. орг-ции в целом, осуществл. стратегич. управл. орг-цией. М-ры средн. ур. осуществл. распорядит м-т в орг-ции, координируют работу м-ров нижнего ур., принимают решения в соотве-тствии с содержанием задач внутр. среды. М-ры нижнего ур. осуществл. операти-вный м-т, решая конкретные задачи, возглавляемого ими субъекта.

Горизонт. разд. труда в м-те позволяет  выделить линейных и функцион. рук-телей. Лин. рук. – м-ры, осуществл. координацию деят-ти подразделений в соответсвии с целями и задачами своего иерархич. уровня. Уровень лин. рук. определ. положением возглавляемого им подразделения в иерархич. структуре орг-ции. Функц. рук. – это м-р, возглавл. отделы или службы в иерархич. структуре орг., обеспечивающие возм-ть принятия решений лин. рук-телями. Уровень функц. спец-та определ. иерархич. уровнем лин. рук. подразделения, работу кот. он обеспечивает.

В рыночн. экономике выделяют три  вида м-ров: 1.предприниматель – основн. фигура рын. оотношений, инновационная деят-ть кот. связана с пост. материальным риском при орг. нового предприятия, разработки новой идеи, нов. продукта и т.п., предлагаемых обществу в условиях неопред-ти рынка; 2.бизнесмен – субъект рын. отнош., деловая активность кот. связана с наличием капитала и направлена на решение задач, связан. с осущ. операций обмена, услуг между существ. рыночными структурами; 3.коммерсант – самост. эк. субъект рын отношений, специализ-ийся на существ. в условиях рынка отношениях видах посреднич. деят-ти, удовл. потр-ти общества и конкретной личности.

Задачи: -определение перспективных и текущих целей и задач, планирование; -распределение ф-ций, заданий, установление норм, создание необходимых условий и мотивация работников по эффект. реш. задач; -установление и поддержание коммуникац. сети; -контроль, оценка и анализ деят-ти группы в целом и каждого подчинен. в отдельности; -изучение подчиненного персонала, повышение его профессион. уровня; -проведение собраний, совещаний, участие в колллегиальной форме; -деловое общение, переговоры, беседы с подчин. м-рами, заказчиками; -работа с док-тами; -самомен-т (анализ личных рез-тов. установление личных ценностей, безусловное планиров. личн. деят-ти, развитие организ. и коммуникативн. способностей).

14. Качества мен-ров  и предпринимателей.

Основные кач-ва м-ра: -инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей – видит раньше других и использ. в практике нов. деловые возм-ти раньше, чем его вынудят обстоят-ва; -целеустремленность – имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, четко формулирует тактические задачи и постоянно их корректирует; -упорство и настойчивость – меняет стратегию и тактику, чтобы достичь цели; готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствия; -готовность к взвешенному (оправданному) риску; -ориентация на эф-ть и кач-во – м-т всегда стремится к совершенству, должен стремится к миним. затратам, но не за счет качества товара; -ответственность – всегда готов принять на себе отв-ть за удовлетворит. решение какой-то проблемы; -систематич. планирование и эффективный контроль; -стремление быть информированным; -способность убеждать; -независимость и уверенность в себе

15. Функции  и роли мен-ров.

1.Межличностные роли: 1)Образец для подражания- символ.глава, в обяз-ти кот. входит выполнение обычных обяз-ей правового или соц. хар-ра (хар-р деят-ти -церемониалы, действия, обязываемые положением); 2)Лидер- ответ-ый за мотивацию и активи-зацию подчиненных, ответст. за набор, подготовку работников и связ. с этим обяз-ти (факт. все управл. действия с участием подчиненнх); 3)Интегратор – обеспечивает работу саморазвив. сети внешних контактов и источников инф-ии, кот. предоставляют инф-ию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешним орг-иями и лицами).

2. Информационныеые роли: 4)Собиратель инф-ии - разыскивает и получает разнообразную инф-ию (в осн. текущую) спец. хар-ра, которую, понимая орг-ию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешн. и внутр. инф-ии, поступ. в орг-ию (обработка всей почты, осущ.контактов, связ. преимущ. с получение инф-ии (период. издания, ознаком. поездки); 5)Распределение инф-ии – передает инф-цию, полученную из внешних источников или от других подчин., членам орг-ии, часть этой инф-ии носит чисто факт. хар-р, другая требует интерпретации отд. фактов для формирования взглядов орг-ии (рассылка почты по орг-ям с целью получения инф-ии, вербальные контакты для передачи инф-ии подчиненным; 6)Представитель – передает инф-ию для внешних контактов орг-ии относ. планов, политики, действий, рез-тов работы орг-ии, действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту).

3. Роли, связанные с принятием решений: 7)Предприниматель – изыскивает возм-ти внутри самой орг-ии и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты по соверш-ию, приносящие изменения, контролирует разработку опред. проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включ. планирование или разработку проектов усоверш. деят-ти); 8)М-р кризисных ситуаций – отвечает за корректировочные действия, когда орг-ия оказывается перед необх-тью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратег. и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы); 9)Распределитель ресурсов -ответст. за распред-ие всевозм. ресурсов орг-ии, что факт. сводится к принятию или одобрению всех знач. решений орг-ии (составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связ. с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных); 10)Ведущий переговоры – отвеств. за представительство орг-ии на всех значит. и важных переговорах.

16. Понятие  эф-ти м-та и способы ее измерения.

Эф-ть мен-та – результативность управл. деят-ти, оцениваемая по степени  достижения задач орг-ции. Эф-ть м-та проявляется через эф-ть основной деят-ти.

Критерии рез-ти деят-ти орг. по Д. Скотт Синк: 1.Действенность – степень достижения целей орг-ции. 2.Экономичность – соотношение необх. кол-ва ресурсов и фактич. расхода. 3.Качество– соответствие хар-к продукции стандартам и требованиям потребителей. 4.Прибыльность- соотношение м/у доходами и суммарными издержками. 5.Продуктивность- соотношение V продукции за опред. период в натур., стоимостных и др. показателях и затрат ресурсов, соответствующих V продукции. 6.Качество трудовой жизни – условия труда работников. 7.Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функцион. областях деят-ти орг.

Колич. экономич. показатели эф-ти управл.: Эу=П/Зу , где Эу- пок-тель эф-ти, Зу- затраты на управл, П-прибыль (чем больше, тем лучше); Кч=Чу/Ч, Кч- коэф. числ-ти управл. раб-ков, Чу-числ-ть раб. упр, Ч– общая чис-ть (чем меньше, тем лучше); Кз=Зу/З, Кз-коэф. затрат на управл., З-общие затраты орг-ции (чем меньше); Кзп=Зу/ОП, Кзп- коэф. управл. затрат на ед.выпуск. продукции, ОП- кол-во или V вып. прод.

17. Признаки  и пути достижения эф-ного м-та.

Признаки (Питерс, Уотермен):

1.Лицом к потребителю. В образцовых  компаниях нужды потребителей  определяют всю деят-ть  орг-ции,  а персонал, непосредственно контактирующий  с потребителем, - важнейшая категория  работников.

2.Производит-ть от  человека. Обр. ком. рассматрив. каждого  раб-к как источник идей, а не  просто как пару рабочих рук.  Управление персоналом в этих компаниях строится с учетом психологич. особ-тей, присущих большинству людей.

3.Ориентация на действие. Принять решение, пусть даже  плохое, - лучше, чем не принять  совсем никакого решения. Обр.  ком. непрерывно экспериментируют, пробуют, чтобы как можно быстрее проверить на деле, на потребителе новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.п. 

4.Создание атмосферы поиска. Атм.  поиска создается поддержкой  энтузиастов, развитием всех форм  деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления, мягкой внутр. конкуренцией.

5.Ценностное рук-во. Во многих  обр. ком. повсеместно употребл. истории, лозунги, легенды, связанные  с этапами развития орг-ции  и ее  деят-тью, ее видных рук-телей и спец-тов.

6.Верность своему делу. Некот.  степень диверсификации становится  основой устойчивости орг-ции.  Но неразборчивая див-ция наименее  успешная стратегия.

7.Простота формы, скромный штат  управл. Внутр. структурные формы  и системы образц. орг-ций отличаются изящной простотой.

8.Сильные лидеры. Ценности и  методы м-та, превращающие орг-ции  в образцовые, устанавливаются и  развиваются под влиянием сильных  лидеров. 

Совместные ценности – культура орг-ции. Стратегия – страт. цели, политика орг-ции, перспективные планы. Структура – состав и подчиненность подраздел. орг-ции, распределение ф-ций, прав и овтет-ти. Системы – правила и процедуры принятия реш. по всем функцион. областям, информ. система. Стиль – рук-ли орг-ции, стиль рук-ва, коллегиальность в управл. Состав раб-ков – подбор, мотивация, социально-психолог. аспекты. Сумма навыков – обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка.

Осн.мероприятия по повыш. эффект-ти мен-та:

1.Соверше-ие структуры  орг-ии, более рац.распред-е ф-ций, прав, ответ-ти.

2.Выработка стратегии развития  орг-и, ее политики.

3.Соверш-е системы принятия решений  в орг-и, повыш-е ее обоснованности.

4.Разработка эф-ной  информ. системы в орг-ии, обеспечив. эффект. коммуникац. связь м/у сот-ками и подразд.

5.Соверш-е системы  управления персоналом: подбора,  изучения кадров, мех-ма мотивации;  осуществление мер по предупреждению  возникновения конфликтов, выработке  умений разрешения возник. противоречий бесконфликтно, повышение квалификац. раб-ков на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6.Развитие форм коллегиальности  упр-я, макс.развитие самосто-ти и ответ-ти раб-ков, применение стиля рук-ва, адекватнного внутр. и внешним факторам, воздейств. на орг-цию.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"