Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

Билеты по менеджменту.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

   1. Предмет, цели  и задачи менеджмента.

   Менеджмент -  процесс планирования, организации, мотивации, процесс контроля за деят. предпр. Это управление в условия  рынка, рыноч. экон. Менеджмент направл. на  создание благопр. усл. (технич., экономич, психол.) функционирования орг., на достижение ею успеха.

   Предмет мен. – управление деятельностью. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации.

   Цели  мен.: 1. Обеспечение высокой экономич. эфф-ти  предприятия при Мин. издержках  и Макс. Прибыли. 2. Обеспечение успешного выполнения генеральной цели орг.

   Задачи: 1. Придерживаться основ методологии  мен. 2. Изучить осн этапы развития теории и практики мен. 3. Овладеть навыками управления труда. 

   
  1. Школа научного управления и ее вклад в  развитие менеджмента  как научной дисциплины

   Возникновение современной науки управления относится  к началу ХХ века и связывается  с именем Фредерика Тэйлора. Его  основные теоретические положения  изложены в работах «Управление  фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г).

     Классическая школа управления имела два направления: школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф. Тэйлор, и школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. Научный менеджмент занимался проблемой повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого. Можно выделить основные положения концепции Тэцлора.

   1. Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них.

   2. Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.

   3. Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.

   4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.

   5. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

   Ф. Тэйлор выступал за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Он считал, что менеджер должен думать, а рабочий – работать. Главной задачей управления предприятием он считал обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого работника. Ф. Тэйлор подчеркивал, что истинные интересы тех и других не противоположны, а совпадают. Благосостояние одного не может быть без благосостояния другого.

   Основной  вклад Ф. Тэйлора в науку управления заключается в следующем:

   1) он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ;

   2) подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций;

   3) доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.

   Слабые  стороны его теории:

   1) Ф. Тэйлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели;

   2) он не принимал во внимание социальный контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных;

   3) не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;

   4) склонен был относиться к рабочим как несведущим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения. Ф. Тэйлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего.  
 

   
  1. Классическая (административная) школа  и ее вклад  в развитие менеджмента  как научной дисциплины

          Но с 20-х годов начинается разработка более общих принципов организации, подходов к управлению предприятием в целом. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль. Его основной труд – «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В нем А. Файоль разрабатывает общие принципы администрирования. Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся ресурсов. По его мнению, администрирование – это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает следующие функции: производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетную и административную. Анализируя административную функцию, А. Файоль выделяет 5 ее элементов: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Это была первая попытка представить управление как единый универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций.

   А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми  к любой административной деятельности. Однако на практике применение этих принципов  должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:

   1) разделение труда;

   2) власть (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться);

   3) дисциплина;

   4) единство распорядительства (единоначалие);

   5) единство руководства (один начальник—одна программа);

   6) подчинение частных интересов общему;

   7) вознаграждение персонала (оно должно стимулировать работу с наивысшей отдачей);

   8) централизация;

   9) иерархия (построение цепи команд от руководителя к подчиненному);

   10) порядок (все должны знать свое место в организации);

   11) справедливость (равенство);

   12) постоянство состава персонала;

   13) инициатива

   14) единение персонала (гармония и корпоративный дух).

  1. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук и их вклад в развитие менеджмента как научной дисциплины

            Теория человеческих отношений привлекает внимание к людям. Она дает знания о том, как люди взаимодействуют и реагируют на различные ситуации в стремлении удовлетворить свои потребности. Школа пытается построить модели поведения в отличие от классической, которая строила модели организации.

   Родоначальниками  нового направления в теории управления являются Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет. Если Ф. Тэйлор обещал управляющим  повышение производительности труда, то Э. Мэйо – повышение престижа и преданность подчиненных.

   Теория  человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов  с группами рабочих на заводах  фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, которые продолжались 13 лет (1927–1939).

   Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального  поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. Основные рекомендации этой школы сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой.

   Представители этой школы поставили под сомнение ряд тезисов классической школы. Например, максимальное разделение труда, которое приводило к обеднению содержания труда, а также координацию посредством иерархии. Они считали, что направление власти только сверху вниз не является эффективным. Большое внимание школа уделяла мотивации и коммуникациям.

   Далее концепция человеческих отношений  развивалась школой поведенческих  наук. Ее представителями были Абрахам  Маслоу, Крис Арджирис, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг. Целью этой школы  было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, которые являются главными ресурсами организации. Школа сосредоточила внимание на изучении и создании условий для наиболее полной реализации способностей и потенциала каждого работника. Поэтому необходимо развивать сотрудничество с подчиненными. Для его налаживания полезно знать теорию Х и теорию У Д. МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления. Для теории Х характерен следующий взгляд на человека.

   1. Средний человек от природы ленив, он старается избегать работы.

   2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили.

   3. Он безразличен к потребностям организации.

   4. Он от природы противится переменам.

   5. Нацелен на извлечение материальной выгоды.

   6. Он доверчив, не слишком сообразителен – легкая добыча для шарлатана и демагога.

   Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута и пряника», что приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания.

   По  мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные  качества, которые представлены в теории У.

   1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации.

   2. Люди стремятся к результатам, они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации – все это есть в людях.

   Обязанность управления – помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества. Отсюда в теории У большое  внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности организации, ее целям, предоставляющим возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности, поэтому акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.

   Достижения  школ человеческих отношений и поведенческих  наук состояли в том, что они:

   1) расширили понимание и практическое применение таких процессов, как мотивация, коммуникации, лидерство;

   2) рассматривали членов организации как богатых способностями людей, а не как инструменты для достижения целей;

   3) создавали модели поведения, в которых каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом.

   Общим недостатком ранних школ менеджмента – классической и человеческих отношений – является отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. 

   
  1. Процессный  подход в менеджменте  и его характеристика

         Процессный подход был впервые  предложен приверженцами школы  административного управления, которые  пытались описать функции менеджера.  Однако, эти авторы были склонны  рассматривать такого рода функции  как не зависимые друг от  друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

          Управление рассматривается как  процесс, потому что работа  по достижению целей с помощью  других - это не какое-то единовременное  действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

         Анри Файоль, которому приписывают  первоначальную разработку этой  концепции, считал, что существует  пять исходных функций. По его  словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"