Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

Билеты по менеджменту.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

   В общем виде процесс управления можно  представить состоящим из функций  планирования, организации, мотивации  и контроля. Эти четыре первичных  функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

  1. Системный подход в менеджменте и его характеристика

         Общим недостатком ранних школ  менеджмента – классической и  человеческих отношений – является  отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. Этот недостаток стал причиной возникновения нового направления — школы социальных систем, или системного подхода. Школа возникла в конце 1950-х гг. Ее представителями были А. Чандлер, Г. Саймон, Д. Марч, П. Дру-кер, а в России – В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. Они рассматривали организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а человека – как одного из элементов. Кроме того, школа подчеркивает, что организация – открытая система, встроенная в более сложную систему – внешнюю среду, с которой она находится в постоянном взаимодействии. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир. Системный подход подчеркивает необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих на нее либо прямое, либо косвенное влияние.

   Основными частями системы в данном подходе  являются: индивиды, формальные и неформальные группы, их отношения, типы статусов и  ролей в группах. Части системы  связаны организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникаций, процессы принятия решений. Системный подход объединил вклады всех школ, которые доминировали в теории и практике управления в разное время. Школа социальных систем продолжила разработку современных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства, начала разрабатывать теории принятия решений, конфликтов, гибких организационных структур, стратегического управления.

   Одной из наиболее популярных в 1980-х гг. системных  концепций менеджмента является теория 7-S, разработанная Т. Питерсом, Р. Уотерменом, Р. Паскалем и Э. Атосом. Они считали, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. Это:1) стратегия - комплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой;

   2) структура – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними;

   3) системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы);

   4) штат – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию;

   5) стиль руководства – манера управления организацией и организационная культура;

   6) квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;

   7) разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

  1. Ситуационный подход в менеджменте и его характеристика

   В конце 60-х годов начал разрабатываться  ситуационный подход к управлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает  приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

   Методологию ситуационного подхода можно  разделить на 3 основные части:

   1) менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;

   2) каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;

   3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь.

  1. Менеджер, его место и роль в организации

   Менеджер  – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Его осн задача –  эфф-но использовать привлеченные в  орг ресурсы.

   Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).

   Информационные  роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении  политики и основных целей организации.

   Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как  внутри организации, так и вне  ее, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, мотивация членов организации на достижение целей, координация их деятельности.

   Роли  по принятию решений выражаются в  том, что менеджер определяет стратегию  развития организации, решает вопросы  распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки.

   Менеджер  должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков.

   Управляющий прежде всего должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, иметь деловую хватку. Должен уметь строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, трудолюбием, добротой. Назовем и определенные физические характеристики: внушительная внешность, активность, энергия, здоровье. 

   
  1. Внешняя среда и ее воздействие  на организацию

   К внешней среде организации относятся:

   • поставщики;                                       Прямое воздействие – непосредственно

   • конкуренты;                                        влияют на деят орг

   • покупатели (клиенты);                         

   • партнеры по бизнесу;

   • государство и  его структуры;

   • социокультурные факторы;

   •технологические  факторы;                    Косвенное воздействие – влияют

   • экономические факторы;                        опосредованно, учитываются при   

   • политические факторы;                          разработке стратегии орг

   • международное окружение.

   Поставщики  обеспечивают поступление необходимых  для функционирования организации  видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.

   Трудовые  ресурсы. Без нужных специалистов должной  квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

     Законы государства. Организации  обязаны выполнять не только  федеральные, но и региональные  законы. Государственные органы  обеспечивают принудительное выполнение  законов в сфере своей компетенции.

     Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".

     Конкуренты. Руководство предприятия  должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

   Социокультурные факторы - существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т. д.

   Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения.

   Экономические условия среды отражают общую  экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Она помогает понять, как  формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь  анализируются величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п.

   Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование  бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством.

     Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, или столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках. 

   
  1. Внутренняя  среда организации

   Внутренняя  среда организации формируется:

   • в соответствии с целями и задачами организации;

   • в соответствии с возможностями  организации (финансовыми, материальными).

   Внутренняя  среда определяется:

   • структурой организации 

   • системой ее управления;

   • производственными технологическими процессами;

   • уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

     К элементам внутренней среды  относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная  культура и другие составляющие.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"