Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
1.Менеджмент как наука и профессия
М-нт как наука явл самостоятельной областью знаний, отдел дисциплиной, предметом изуч кот явл история развития, сущность, содержание и формы упр. деят-ти. Наука об упр-ии базируется на десятках других наук, таких, как мат-ка, логика, психология и социология.
Важность м-та стала осознанной, когда нач появляться корпорации-гиганты с огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. Эта деят-ть стала превращаться в профессию, а социальный слой м-ров в заметную влиятельную общественную силу.
Суть м-та как профессии состоит в применении м-та как науки к реальностям ситуации, а Þ к практике. Профес-ый мен-т предполагает наличие в кач-ве субъекта спец-та - мен-ра и в кач-ве объекта – хоз-ую деят-ть фирмы в целом или ее конкретную сферу (произв-во, финансы).
М-нт–это вид профессионально осуществляемой деят-ти, направл на достижение целей орг-ции путем рационального использования ее ресурсов с применением принципов и методов, разработанных наукой упр-я.
Термин «М-нт» по своей сути явл аналогом термина «Управление». Термин «Упр» намного шире, поскольку применяется к разным видам чел-ой деят-ти (упр авто); к разным сферам деятти (упр гос-вом); к органам упр (подразделениям в гос-ных организациях).
Термин «м-нт» применяется лишь к упр соц-экон процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Виды м-та:.
По признаку объекта различают:
-Общий
или генеральный м-нт заключает
-Функциональный или специальный м-нт заключается в упр-ии определенными сферами деят-ти орг-ции или ее звеньев (управление инновационной деят-тью, персоналом, маркетингом, финансами).
Классические функции
Социальная ответственность – это уровень добровольного отклика на соц. проблемы общества со стороны организации. Соц.ответ-ть формируется всеми институтами общества: органами образования, культуры, права (благотворительность можно назвать высшим проявлением соц.ответ-ти).
Юридическая ответственность – это следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может и чего не должна делать орг-ия.
2.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
М-нт как вид деят-ти,как профессия и как наука сформировался в конце 19 века в США. М-нт возник, прежде всего, как профессия и уже потом как наука, т.е. он создавался практиками.
Причины возникновения м-та:
1.Экономич: емкий потребительский рынок, свободная конкуренция, быстрый процесс формирования корпораций, в корпорации идет процесс отделения власти от собственности.
2.Идеологические(культурные): для США характерно развитие предпринимательского духа, преобладает философия прагматизма и религия протестантизма. Совр-ая наука упр развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятти. В соврем-ом представлении м-нт как наука отражает деят-ть общ-ва по генерированию и систематизации управленч мысли, ее организации и актуализации для применения в деят-ти, регулированию содержания теории в образовательной деят-ти субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области м-та, самопознания в управ-ой практике. Для современного м-та характерна многокомпонентная структура, кот предполагает его рассмотрение как «системы м-та». Рационализм в м-те понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.
Факторы, определяющие развитие управления:
1) фактор дифференциации
связан с разработкой
2) соединение
человека со средствами труда.
В середине 19в и начале 20в чел
подчинялся средствам труда,
3)продукт–в
настоящее время основной
4)культурный
фактор– в управлении 20 в. выделяют
несколько направлений м-та:
Условия и факторы, возник и развития м-та.
-Объективные
изменения, происходящие в
-Развитие управленческой мысли.
-Общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историч фактов на каждом из этапов развития
-Нестабильность политич ситуации;
-Экономическое
повышение требований к
-Изменения в психологии людей.
Всё это говорит о попытках м-ра подстроиться под быстро меняющуюся внеш среду.
3. Основные
этапы становления и развития
менеджмента как науки об
М-нт как вид деят-ти, как проф и как наука сформир в конце 19века в США. М-нт возник, прежде всего, как проф и уже потом как наука, т.е. он создавался практиками. В этапах развития выделяют несколько периодов:
1)возникновения историч предпосылок формиров основ управления–условно начинается с 9-7 тысячелетия до н.э. и продолжается примерно до 18в н.э. Старейшины и вожди осуществляли управленцев. Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных гос-ах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему хоз-ву. В Др.Египте был накоплен богатый опыт упр-ия гос-ным хоз-ом. 3000-2800гг. до н.э. сформировался гос.упр-ческий аппарат (чиновники-писцы и тп).
2)индустриальный(1776-1890 гг.) А.Смит, Р.Оуэн, их идеи гуманизации упр произв-вом, а так же признания необх-ти обучения, улучшение условий труда и быта рабочих. Первый переворот в теории и практике упр связан с созданием и использованием вычислительной техники.
3)систематизации научно-практических знаний (1856-1960 гг.). Формируются новые направл, школы, течения изменяется и соверш-тся науч аппарат,меняются взгляды.
Школы м-та:
♦Шк науч-го упр(1885-1920) Науч упр-ие наиболее тесно связано с работами Ф.Тейлора,Гилбрет и Генри Гагата. Они полагали,что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного упр был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Важным кладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать раб-ков в увеличении производительности и объема производства. Люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
♦Административная(
♦Шк человеческих отношений(1930-1950)Мари Паркер Фоллетт и Мэйо, Дуглас МакГрегор. Соц и псих факторы влияют на рост произв-ти больше, чем условия тр. Мотивами поступков людей, являются, в основ, не экономич силы, а различные потребности, кот могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег. Главное раскрыть и развить индивид возм и способ раб-ка
♦Шк поведенческих наук (1950 по наст время), сосредоточилась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники данной школы стремились оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения поведенческих концепций.
♦Шк науки упр-ия (1950 по настоящее время) Мат-ка, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию упр-ия. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам орг-ции. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевым моментом является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
На рубеже 70-х гг. ХХ века переломной для всей управленческой мысли явилась идея о том, что организация – это открытая система (Системный подход), которая приспосабливается к своей весьма многообразной внутренней и внешней среде, и, главное, что в ней происходит, следует искать вне её (Ситуационный подход).
4. Основные модели менеджмента
Англо-американская модель (Великобритания, США, Австралия, Канада) развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридич разделение очень важно с деловой и соц-ой точек зрения, т.к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридич ответств-ти за действия корпорации. Они передают функции по упр-ию м-рам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем упр-ком аппарате, а динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию. Высшее руководство само проводит анализ экономич-ой обстановки. Особенности модели вытекают из индивидуализма, повышенного чувства достоинства, стремления к независимости, свободе, это добавляется большой степенью прагматичности, отсутствием идеализма.
Японская модель учитывает чел-ий фактор. Предметом особого внимания явл увеличение объема продаж, м-ры заботятся об активизации человеч-их ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Амер компании вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение. В Японии высшее руководство определяет только общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа. Корректируя план, высшее руководство пытается активизировать персонал компании. Японские компании в отличие от американских редко стремятся расширяться за счет покупки других компаний, принадлежащих к растущим отраслям бизнеса, или посредством избавления от отделений, кот развиваются недостаточно динамично. Поскольку японские компании в первую очередь думают о внутр-их источниках развития, они обращают на процесс экономич-го роста больше внимания, чем американские компании. Особенности Япоснского м-та вырастают из опоры на коллективизм, возрастные кач-ва, традиции кул-ры.
Российский менеджмент – идёт процесс адаптации «чужих» моделей м-та под каждый регион/предприятие. Рос-ий менталитет всегда характеризовался наличием полярности, столкновением и противоборством в нем элементов восточного и западного менталитета. В России рядом уживаются догматизм и инновационность, трудолюбие и лень, набожность и безбожие, коллективизм и индивидуализм.
3 основные методологические концепции рос-го м-та:
-Концепция копирования западной теории м-та - данная модель не учитывает российской специфики. Для овладения теорией надо лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем ничего не меняя, использовать данные положения на практике.
-Концепция адаптации западной теории мен-та. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным условиям.
-Концепция создания собственной теории мен-та. Исходит из полного учета рос-ой ментальности с использованием мирового опыта управления. При этом не возможно ни слепое копирования западной и восточной школ мен-та, ни полное отрицание достижений западной и восточной школ мен-та.