Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

shpory_gosy.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

5. Организация  как объект и функция управления

Сущ-ет несколько определений понятия «организация»:

1.Организация  понимается как процесс упорядочения  и формирования структуры

системы.

2. Организация  отождествляется с понятием структуры,  то есть состава системы и  ее различных иерархий.

3. Организация  рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение управляемым объектом новых свойств и характеристик

Чтобы считаться  орг-цией, трудовое формирование должно отвечать следующим требованиям: а) Наличие хотя бы одной общей цели; б)Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь общей цели.

Организационная структура управления – совокупность упр-ческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами

Модели и типы организационных структур:

1.Линейная Хар-ся тем, что воглаве каждого структурного звена находится рук-ль, наделенный всеми полномочиями и осущ-ющий единоличное руководство подчиненными ему работниками,через кот. по одному каналу «сверху-вниз» проходят все команды упр-я,обязательные для выполнения нижестоящими звеньями.Формируется иерархия рук-лей. 

2.Функциональная Функц.упр.осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного упр-ия. Функц. организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Решение по общим вопросам принимаются коллегиально.

3.Линейно-функциональная(штабная) Всю полноту власти берет на себя гл линейный руководитель, ему при разработке вопросов, подготовке реш-й, программ, планов помогает спец.аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

4.Матричная Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании пр-целевой стр-ры выполняется целевая задача, в решении которой участвуют все звенья организации.

Наиболее важным аспектом функции организации является распределение обязанностей, конкретных заданий конкретным исполнителям. Руководитель обычно делегирует своим подчиненным задания и полномочия или право использовать ресурсы организации.

Делегирование полномочий

Делегирование – передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.     

Цели делегирования:

-Разгрузить вышестоящих рук-лей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

-Повысить дееспособность  нижестоящих звеньев;

-Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Полномочие – это организационно закрепленное организационное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.  

Виды полномочий:

1)линейные – полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.

2)штабные полномочия – право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

 

 

6. Управление  инфраструктурой организации

Упр-ие инфраструктурой  орг-ции разделяется на внешнюю (макроэкономика гос-ва, политика, технологии, соц среда) и внутреннюю (микро портебители, поставщики, СМИ, конкуренты) и  среду.

Инфраструктура-комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).  Инфраструктура - комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п.

Виды  инфраструктур:

1)Производственная  Инф-ра – совокупность отраслей  и подотраслей основными фун-ми  которых явл-ся произв-ые услуги  и обеспечение экономического  оборота. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования произ-ва (энергетика, транспорт для всех видов обслуживания, средство связи, материально – техническое снабжения, система продвижения товаров, заготовки и сбыт с/х продукции, объекты электроэнергетики).

2)Непроизводственная  Инф-ра (социальная) - совок-ть отраслей  и подотраслей, обеспечивающих  материальную, культурно – бытовые  условия для размещения и нормальной  жизнедеятельности населения (здравоохранение,  образование, общепит, физ-ра и спорт, культура и искусство, розн. торговля, ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и т.д.)

Основы упр-я  Инф-ры – это практика приведения в соответствие физических  параметров рабочих мест с людьми и содержанием  работ орг-ции. Оно объединяет принципы управления бизнесом, архитектуры, поведенческих и технических наук. 

Социальная инфраструктура организации - комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

 

 

7. Природа  и состав функций менеджмента

Суть любого явления выраж в его функциях, т.е. тех задач, для реш-ия кот оно  предназначено. Анри Файоль: выделял  планирование, организацию труда, мотивацию, контроль.

1.Планир  - это проц  принят реш, позвол обеспеч эф-ное функц-ие и развит орг и уменьш неопредел-ть. План упр - докум, в кот отраж прогнозы развития орг и конеч задачи и цели стоящ перед орг и отдельн подразд. 

Этапы планир: 1.Исходн предпосылки (эконом., политич., психологич.)  2. Выбор альтернат 3.Попытка опред возмож рез-ты движения по запланир пути т.е. прогнозир

Виды планир зависят от управл: 1.стратегич (долгосрочное 5лет).  2.тактическое с учетом стратегии (1год) 3. оперативное (квартал, месяц, день.) Все три вида планир составл генер план (или бизнес план).

2.Организац труда или людей на данном предпр. Это объед люд и ср-в для достиж постав целей, организация и коорд их труда.  Основн элем организ труда: 1.Подгот, подбор, переподг, повыш квалиф ( кадр менеджмент). 2.Раздел труда, закрепл опред. функций. 3.Кооперация труда.  4.Орг-я раб мест. 5. Разраб рацион приемов и метод труда. 6. Установл норм и стандарт труда. 7.Условие труда, оплата и стимулир. 8. Планиров и учет  труда.  9.Дисциплина труда.

3.Мотивация-это совок движущих сил, побужд чел к осуществл к-либо действ (осознано или нет). Побужд силы: потребн чел. Потребн - это нужда. Существ схема мотивац процесса. 1.Возникн потребн 2.Поиск путей устран потребн 3.Определен направл деят 4.Осуществл действий 5.Вознаграждение 6.Устранен потребн

4.Контроль призван заблаговрем выявить приближ опасность, обнаруж ошибки, отклон от существ стандартов. Контроль – это сравнен текущ состоян с нормативным или плановым.

Выделяют так  же еще допол-ые ф-ии: принятие упр-х реш-ий, коммуникации. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Планирование  как функция управления

Планир-ие – функция, определяющая цели орг-ции, средства их достижения, сроки и последовательность их реализации, и распределение ресурсов.  

Планирование  служит для:

-обеспечения  целенаправленного развития организации в целом и ее подразделений;

-координации  деятельности структурных подразделений  (согласовании действий);

-создания объективной  базы для эффективного контроля (наличие планов позволяет сравнить  фактические показатели с планируемыми);

-стимула (мотивации)  трудовой активности работников (за успешное вып-е плановых  заданий – премии);

-информационного  обеспечения работников организации  (планы содержат информацию о  целях, прогнозах, сроках и  т.д.).

Виды планирования

I.По периоду времени: ▪ долгосрочное (более 5 лет); ▪ среднесрочное (1-5 лет); ▪ краткосрочные (до года);

II.По уровню планирования: ▪ орг-я в целом, ▪ подразделение, ▪ проект, ▪ отдельный исполнитель;

III.По предмету (областям деятельности): ▪ производство, ▪ маркетинг, ▪ финансы, ▪ персонал, ▪ снабжение

IV.По содержанию: ▪ продуктово-тематическое - формирование плана развития орг-ии; мероприятий по обновлению продукции, совешенств-ю технологий и организации производства; ▪ ресурсное - расчет материальных, финансовых и трудовых ресурсов (финансовое планирование, бизнес-планы, бюджетное планирование); ▪ календарное - планирование объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, составление календарных графиков проведения работ;

V.По цели планирования: ▪ стратегическое - определение миссии организации на каждой стадии ее ЖЦ, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения; ▪ оперативное (текущее) – поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития орг-ии (планирование прибыли, доходов, объемов реализации).

Этапы планирования Планирование состоит из 3-х этапов, которые находятся в определенной взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности:

I этап: Постановка задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Анализ проблемы включает изучение и сравнение фактически достигнутых результатов с планируемыми.

II этап: Разработка плана предусматривает формирование допустимых альтернатив решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации, оценку альтернатив и принятие планового решения (выбор определенной альтернативы).

III этап: Реализация планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей;

 

9. Стратегическое  и текущее планирование в менеджменте

По цели планир-ие подразделяется на стратегич и текущее.

Стратегич– заключается в определении миссии орг-ции на каждой стадии ее ЖЦ, формир системы целей деят-ти и стратегий поведения. Оно охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы упр-я и основывается на огромных ресурсах.

Процесс стратегич  планир помогает в принятии упр-х  реш-й, поэтому выделяют 4 типа упр-ой деят-ти в рамках стратегич планир. К ним отн-ся: 1.Распределение ограниченных рес-сов орг-ии; 2.Адаптация орг-ии к внеш окруж среде; 3.Внутр координация деят-ти фирмы для отображения ее сильных и слабых сторон; 4.Осознание орг-х стратегий (т.е. учиться на прошлых стратегич реш-ях).

Процесс стратегического планир-я  включает в себя следующие этапы:

1.Формулирование  целей орг-ии

2.Идентификация  действующих в настоящее время  задач и стратегии;

3.Анализ внеш  среды;

4.Анализ внутреннего  потенциала предприятия (анализ рес-сов, сильных и слабых сторон);

5.Изучение стратегич  альтернатив: *выбор и принятие  стратегических решений;  * реализация  стратегии; *контроль за реализацией  стратегии.

Оперативное (текущее) планы– заключ в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития орг-ии (планирование прибыли, доходов, объемов реализации).

Текущие планы  обеспечивают механизм, с помощью  которого главные м-ры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегич плана.

Особенности текущих планов:

1.Их составление  является исключительной функцией  руководителей отделов и подразделений;

2.Окончательный  их вариант формируется на  основе производственной стратегии  и общих целей фирмы;

3.Разработка текущих планов является начальным этапом фазы внедрения стратегич планирования;

4.Соответствие  всем балансовым показателям  работы фирмы.

Выделяют 3 типа текущих планов:

1)Функциональные  планы описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства (маркетинг, финансы, производство).

2)Единовременные  планы разрабатываются с целью контроля за выполнением какого-либо проекта или программы, внедряемых однократно. Всегда содержит временные рамки их воплощения и значительно более детальны, чем функциональные.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"