Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
3)Стабильные планы представляют собой свод правил, инструкций, рекомендаций по осуществлению стандартных видов деят-тиИх 3 типа:
-Политика орг-ии – положения, в соответствии с которыми устанавливаются параметры принятия решений;
-Стандартные инструкции – план действий при исполнении определенных обязанностей;
-Правила и рекомендации – предписания о том, какие действия должны (не должны) быть приняты в конкретной ситуации.
10. Мотивация деятельности в менеджменте
Мотивация – совокупность внутренних побуждений чел к деятельности.
Содержательные теории мотивации – основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями) или мотивов, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Концепция «иерархии потребностей» А. Маслоу (40-е гг.). Все потребности личности подразделяются на 5 основ групп. Маслоу установил, что чел испытывает одновременно потребности различных уровней (первичные и вторичные), но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать.
Уровни потребностей (пирамида): 1.Физиологические потребности (в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовл-ии, убежище); 2.Потребности безопасности(в надежности, бесконфликтности); 3.Социальные
потребности (в общении, совместной деят-ти); 4.Потребности в
уважении, признании; 5. Потребности в самовыражении
Концепция Д. Мак-Клелланда (50-е гг.).Не отрицая существования потребностей низшего порядка, он основное внимание уделил высшим – специфическим личностным потребностям («вторичным»). Он рассматривает три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности.
Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал гл фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.
Двухфакторная теория Ф.Герцберга (50-е гг.): на деят-ть людей оказывают влияние 2 группы факторов – * гигиенические (заработок, условия труда, отношения с др.сотрудниками, информированность о делах пред-ия) – они даже при полом удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда; * мотивирующие (признание и одобрение руководством рез-тов работы, возможность продвижения по службе, высокая степень самостоятельности и ответственности, интересная и творческая работа).
Процессуальные теории мотивации – более современные, выявляют, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
«Теория ожидания» В. Врума (1964): зависимость мотивации от того, как много чел хотел бы получить и насколько возможно для него получить это.
Теория «справедливости», кот утвержд, что люди субъективно оценив справедливость вознагражд за затрачив ими усилия и сопоставл его с вознагражд других людей. Если неудовлетвор в получаемом вознагражд чел своеврем не мотивир, то он значит снизит интенсивн и качество труда.
Чтобы избежать несправедливости, м-ры должны: *устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности и результативности труда; *разъяснить сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.
Рассмотренная теория тесно связана с теорией противодействия - исполнители (подчиненные) активно стараются влиять на систему вознаграждения.
Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера. Эта концепция явл удачной попыткой объединения двух рассмотренных теорий - «ожидания» и «справедливости». Согласно ей результаты, достигаемые человеком, зависят от: 1)ценности вознаграждения; 2)удовлетворенности ожиданий; 3)затраченных усилий; 4)способностей и характера чел; 5)осознания чел-ом своей роли в процессе труда.
11. Регулирование
и контроль в управлении
Цель функций контроля и регулирования – обеспечение эффективного осуществления всех основных функций м-та. Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей орг-ии путем своевременного обнаружения проблем (отклонений текущего состояния системы от планового). Контроль переходит в регулирование в момент принятия и реализации решений по корректировке выявленных отклонений. Регулирование – процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых решений, обеспечивающих устранение выявленных проблем (отклонений).
Функции контроля
1.Диагностическая (К. позволяет рук-лю точно знать, в каком состоянии находится орг-я);
2.Прогностическая (с помощью К. можно предвидеть приближение критич-их зон);
3.Регулирующая (с помощью К. можно корректировать дея-ть);
4.Дисциплинирующая (К. дисциплинирует исполнителей и повышает их мотивацию);
5.Закрепляющая (с помощью К. фиксируются успешные и неуспешные действия руководителя, накапливается его опыт).
Назначение контроля (Контроль необходим):
1.При наличии неопределенности;
2.Для предупреждения приближения системы к критич зонам;
3.Для мотивации исполнителей;
4.Для накопления
опыта рук-ля (фиксируются успешные
и неуспешные действия
Структура (этапы) контроля:
Iэтап:Установление стандартов и норм, и допустимых отклонений от норм
IIэтап:Измерение текущих показателей и передача информации руков-ву.
IIIэтап:Сравнение измеренных текущих показателей с нормативами и стандартами.
Виды контроля
1.По времени: ▪ непрерывный; ▪ периодический;
2.По стадиям:*предварительный (цель – установить параметры, которые нужно контролировать); * текущий; * заключительный (цель – подвести итоги и накопить опыт).
3.По предмету:▪ административный (объект – производственно-хоз-ый процесс и его элементы: плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей); ▪ финансовый (объект – экономические показатели: прибыль, издержки, объем производства и продаж, инвестиции, платежеспособность и ликвидность орг-ии).
4.По содержанию: 1)время/объем; 2)стоимость, 3)ресурсы; 4)качество.
5. По форме осуществления: ▪ внешний (контроль со стороны внешних контрольных органов); ▪ внутренний (система контроля орг-ся предприятием самостоятельно).
12. Разработка и принятие управленческих решений
Решение – определенный вариант действий.
Управленческие решения – реш, кот принимаются руководителем орг-ии, преследуют ее цели и явл-ся обязательными к исполнению членами этой орг-ии.
Требования к управленческому решению: целевая направленность, обоснованность, иерархическая субординация, адресность, обеспеченность ресурсами.
Виды упр-х реш:
1)По функциям упр-ия:плановые; организационные; мотивационные; контрольные.
2)По
характеру решения задач:
3)По
степени определенности
4)По степени структуризации задач: хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические); слабо структурированные (нестандартные, непрограммируемые).
5)По функциональным областям: финансовые; кадровые; производственные.
6)По масштабам воздействия: общие; частные; экспериментальные.
7)По
числу критериев :однокритериал
8)По направлению воздействия: внутренние; внешние.
9)По глубине воздействия: одноуровневые; многоуровневые.
10)По количеству участников: индивидуальные; коллегиальные; коллективные.
11)По способу осуществления: письменные; устные.
12)По способу принятия: интуитивные; на основе здравого смысла; на основе рациональных расчетов.
Основные этапы принятия упр.реш.:
I этап: Анализ исходной ситуации
-Обнаружение симптомов проблем,
-Сбор и обработка информации,
-Диагностика проблемы,
Идентификация (определение) проблемы:
-определение текущего состояния системы,
-представление о целевом, нормативном состоянии,
-установление несоответствия м/у текущим и нормативным состоянием,
-установление причин такого несоответствия.
II этап: Подготовка решения
-Структуризация и формализация цели (построение «дерева целей»),
-Ранжирование цели,
-Анализ ресурсного обеспечения цели,
-Формирование
оценочной системы (выбор
-Ранжирование критериев,
-Создание комплексного
компромиссного критерия
-Создание множества альтернатив (с помощью методов генерации идей),
-Прогнозирование
последствий различных
III этап: Выбор альтернативы
-Определение принципа выбора (оптимальности или приемлемости);
-Оценка альтернатив
из их множества в
-Выбор альтернативы
в соответствии с выбранным
принципом и полученными
IV этап: Реализация принятого решения должна быть организована как процесс:
-должны быть выделены этапы этого процесса,
-поставлены задачи для каждого этапа и исполнители этих задач, назначены ответственные,
-предусмотрены средства для выполнения задач каждого этапа,
-согласовано и утверждено данное решение,
-доведены задачи до исполнителей,
-запуск механизма исполнения решения,
-создание системы контроля за исполнение решения.
Vэтап: заключительный анализ
-обзор полученных результатов,
-сравнение с запланированными,
-анализ причин несоответствия полученного и запланированного результата,
-фиксация успешных
и неуспешных действий в
-анализ вновь сложившейся ситуации Þ опять 1 этап
13. Коммуникации
в системе управления
Коммуникация – процесс обмена инфо между людьми. Коммуникации играют большое значение в упр-ии орг-цией: они являются связующими процессами между упр-ческими функциями. ПланированиеÞ ОрганизацияÞ МотивацияÞ КонтрольÞ Планирование и т.д.
Вся инфо движется по коммуникационным каналам - средство передачи инфо от источника к получателю и обратно.
1)По направленности коммуникац-ые каналы могут быть: *односторонние (когда нет обратного потока инфо); *двусторонние (когда есть обратный поток инфо), *диагональные (когда есть обратная связь, соединяющая субъектов разных сфер деят-ти).
2)По предназначению: ▪открытая инф-я (для служебного пользования); ▪секретная; ▪совершенно секретная; ▪ совершенно секретная особой важности.
3)По уровню связываемых объектов: *вертикальные каналы (¯- приказы, указы руководства,-отчеты подчиненных о проделанной работе); *гориз (каналы, кот связывают субъектов, находящихся на одном уровне); *диагональные (каналы, кот связывают субъектов разных сфер деят-ти, разных уровней).
Схема коммуникационного процесса
В процессе коммуникаций выделяют 3 базовых элемента:
1.Источник (отправитель) – лицо, генерирующее идею или собирающее и передающее инфо; 2.Сообщени; 3.Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена инфо.
Кодирование–процесс доведения информации до макс понимания инфо получателем
Декодирование – расшифровка идеи, полученной от источника.
Процесс обмена инфо включает взаимосвязанные этапы: 1)Зарождение идеи, отбор инфо 2)Выбор канала передачи инфо 3)Передача сообщения, 4)Интерпретация сообщ-я.
Типы коммуникационных сетей и ролей:
Коммуникационные каналы объединяются в коммуникац. сети -соединение определенным образом участников коммуникац процесса.
Выделяют 3 типа коммуникац-х сетей:
1)открытые (в
них поток инф-ии м.б.
2)замкнутые (тупики
отсутствуют, т.е. шум меньше
возд-ет на источник и
3)комбинированные (характеризуются наличием открытых и замкнутых сетей).
Эффективность коммуникаций