Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.

Работа содержит 1 файл

шпоры.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

1. Сущность менеджмента.

Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.

Осн. опред-я:

1 – это умение  добиваться поставленных целей,  используя тр. и умения др. люд.

2 – это процесс  принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.

3 – это процесс  организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.

С т. зр. процесса, под управл-ем поним-ся специфич. вид чел. деят-ти, связанный с приведением сис-мы в необх-е состояние, если ее из этого сост-я вывели какие-то возмущающие воздействия.

Графич-ки процесс  упр-я можно представить след. обр:  График

Предметом труда  в менеджменте явл-ся инф-ция или сведения о состоянии объекта упр-я.

Продуктом труда  в менеджменте явл. принятое управленческое решение, представляющее собой сов-ть конкретных действий плановой работы.

Эфф-ть процессов  упр-я оценив-ся циклом регулир-я или вр. от момента возникнов-я какой-л. проблемы до момента принятия и реализации положит-го управленческого реш-я. Продолжит-ть цикла регулир-я завис. от кол-ва этапов переработки инф-ции и вр. переработки инф-ции на каждом из этапов.

 

2. Ф-ции упр-я:

*планир-е (опред-е целей и путей ее достиж-я);

*организация (процесс опред-я эфф-го распред-я рес, необходимых для достижения целей, поставленных на стадии планир-я и проектир-я структуры предпр-я),

*мотивация (побуждение себя и др. люд. для эффект-ой деят-ти, по достижению поставленных целей),

*регулир-е/руководство,  координация (сов-ть действий, выполняемых в реальном режиме вр., позволяющих ликвидировать отклонение от планового состояния);

*контроль (процесс сопост-я, достигаемых рез-ов с плановыми с целью выявл-я возникающих отклонений).

 

3. Понятие сис-мы, осн. хар-ки.

Сис-ма – это целесообразно организованные множества взаисодействующих эл-ов.

Под эл-ом сис-мы поним-ся ее неделимая часть, кот. нельзя рассм-ть как сис-мы более низкого порядка.

Подсис-ма – это часть сис-мы, кот. можно рассм-ть как сис-му болеее низкого порядка.

Границы сис-мы – это предел, выделяющий ее из внешней среды.

Внешняя среда – воздействие различного рода, определяющее усл-е функц-я сис-мы.

Миссия  сис-мы – это ее предназначение во внешней среде.

 

4. Классиф-ция сис-мы:

1. По содержательному признаку:

*соц-е (представляют  сов-ть люд. или их групп)

*эк-кие (сов-ть  прав, обязанностей и ответственностей хозяйств-их субъектов)

*материально  производственные (где происх. соед-е  предметов и ср-в тр. и создается  продукт, имеющий опред-ую протребит-ую стоим-ть)

*абстрактные  (отображают логич-ую взаимосвязь м\д эл-ми).

2. По параметрическим  признакам: *малые, *большие, * простые  (в кот. связь м\д  эл-ми  одностор-я), *сложные (связь – перекрестная, двустор-я, а деят-ть кадж. эл-та зазвис. от деят-ти др)

3. По хар-ру  внутр-их связей м\д эл-ми: *статич-е  (связь м\д эл-ми явл. жёсткой  и при внешних воздействиях, превышающих  силу этой связи, сис-ма может  разруш-ся и терять свою целесообразность)

*динамич (связи  – гибкие, что позвол-ет им измен-ся при внешних воздействиях, сохраняя при этом целесообраз-ть сис-мы) Именно такие сис-мы явл-ся св-вом управляемости, т.е. способностью приспосабливаться и подстраиваться под внешние воздействия.

*детерминированные  (в кот. одно и то же воздействие всегда вызывает одинаковый рез-т и позволяет достаточно просто прогнозировать их поведение.

*вероятностные  (стахостатич-е), в кот. одно и  то же возд-е может приводить  к различным рез-ам, поэт., прогнозир-ть  поведение таких систем можно  только с опоред. долей вероятности).

 

12. Планирование как функция менеджмента.

С т.зр. времени, на которое разбивается план, можно  выделить след. виды планов:

1. стратегическое (разраб-ся на период от 5 лет); 2. среднесрочное (от 2 до 5 лет)

3. краткосрочное  (на 1 год);

4.оперативное  (от 1 дня до месяца).

 

 

 

 

 

5. Понятие сис-мы упр-я.

- это сис-ма, основными подсис-мами кот. явл. управляющая подсис-ма или субъект упр-я и управляемая подсис-ма или объект упр-я.

СУ  – субъект упра-я (управляющая подсис-ма)

ОУ  – объект упр-я (управляемая подсис-ма)

i1 – нисходящие потоки инф-ции (управленческие задания, приказы, планы)

i2 – восходящие потоки инф-ции (обратная связь или инф-ция по стстоянию дел объекту упр-я в виде отчетов о выполнении планов, заданий)

х – входные воздействия на сис-му в виде рын сроса, поставок рес. и др.

Р – воздействия внешней ср. (законодат-ва, научно-тейнич-ий програсс, междунар-ые и соц. факт)

у – выходные параметры (рез-т деят-ти сис-мы). Схема

 

6. Ур-ни  менеджмента. Схема

Осн. ур-ни М.: 1Высший, 2Ср., 3Низший.

Осн. ф-циями  М. высшего ур-ня явл. опред-е целей  предпр-я и выработка стратегий  деят-ти организ-и. Они должны обладать широкими знаниями в различных сферах деят-ти.

Осн. ф. М. ср. ур-ня явл. разраб-ка оперативных планов и контроль за реализацией их деят-ти и координация деят-ти менеджеров низшего ур-ня.

Осн. ф. менеджеров низшего ур-ня явл. непосредственное руководство рабочими, анализ, сбор и обраб-ка инф-ции о состоянии дел в технологич-их процессах и передачи ее менеджерам ср. ур-ня.

С т.зр. вр, отводимого на принятие управл-их реш-ий, менеджеры низшего ур-ня действуют в реальном режиме вр; у менеджеров ср.ур-ня его больше; у высшего – достат-но много.

 

7. Осн. св-ва сис-м:

1 Замкнутость (хар-ся в ней наличием необходимого и достат-го кол-ва эл-ов, обеспечивающих ее эфф-е функц-е). Замкнутые сис-мы можно оценить соотнош-ем внутр. и внешн. воздействий, обеспеч-их функционир-е.  В теории упр-я сущ-ет «з-н накопления опыта», кот. сформулировал англ. кибернетик У.Эшби, в соотв-ии с кот, внешн. инф-ция или внешн. возд-е замещает внутр. инф-цию и может перевести к переходу сис-мы в другое состояние, если не предпринимать никаких управляющих воздействий.

2. Целостность сис-мы хар-ся направленностью деят-ти каждого ее эл-та на достижение общей цели сис-мы, а не своих собственных интересов.

3. Синергитика  \ эмерджентность (неожиданно возникающее св-во) - это привышение сов-го рез-та деят-ти всех эл-ов сис-мы над суммой мах-ых раз-ов деят-ти каждого эл-та в отдельности.

4. Оптимальность.

5. Эффективность.

6. Необходимое  разнообразие, в соответствии с кот. эфф-ть функционир-я сис-мы м\б обеспечена только в том случае, если разнообр-е возможных управленческих воздействий СУ превышает разнообр-е технологич-их и иных процессов в ОУ. Это св-во реализуется путем выделения спец-ых ф-ций упр-я. (прим: инженерная подготовка, кадры, з\п, бухучет).

 

8. Понятие и виды организации.

Организация – (объект м.) – сов-ть 2х и более чел., объединенных общей целью.

Сущ-ют: Формальные О. (им. статус юр.лица; четко сформулир-е цели деят-ти; строго обознач-е ф-ции, права, обязанности и усл. деят-ти.

И Неформ-е О. (стихийно создаются внутри формальных и представляют собой группу люд, объединенных общими интересами в каких-л. сферах деят-ти).

Признаки  О.: 1. Завис-ть от венш. среды (кажд. О. выполняет во внеш. среде опред-ю миссию, не может воздействовать на внешн. среду и должна приспосабливаться для того, чтобы выживать в измен-ях внеш.ср). Можно выделить след. осн. группы факторов внешней среды: *эк-кие: состояние рын., т.е. цены на тов. и рес., конкуренты, возм-ть и условия получения инвестиций.

*правовые факторы:  кот. включ. законодательную базу предприятий, налоговую сис-му и др.

*технологич-е:  ур-нь развития технологий, условия инновационной деят-ти и др.

*соц-е: ур-нь  образованности населения, культурные особенности, развитость инфраструктуры и транспорта и др.

*политич-е: развитость  отношений с др. людьми, условия  междуран-ой торговли.

*этнич-е: традиции  и обычаи.

2. Горизонтальное  раздел-е тр. (привод. к разв-ю специализации и связ. с приобр-ем, развит-ем, и соверш-ем навыков при выполн-ии отдельных операций.

3. Подразделения  О. (разделение тр. приводит к формированию отдельных групп, кот. специализир-ся на выполнении связанных опереций, рез-ом кот явл-ся промежуточный продукт. Эти люди объединяются в так называемые подразделения О.)

4. Вертикальное  раздел-е О. (явл. рез-ом 2х предывущих общих приципов и связано с необход-тью выполнения спец. ф-ций, обеспе-их эффект-ую работу исполнителей.

5. Необх-ть  упр-я О.

 

9. Внутр-я ср. О. Схема

Основой образ-я  и сущ-я организации явл. цели или желаемые рез-ты ее деят-ти. Главная цель – миссия, кот. неизменна в теч. всего вр. сущ-ания О. и кот. опред-ет осн. ориентиры ее деят-ти.

Осн. цель люб. коммерч. О. – получ-е прибыли.

В завис-ти от пер.вр., цели О. делятся на стратегич-е, тактич, оперативные.

К целям О. предъявляются  след. треб-я:

1. реальность (достижимость).

2. гибкость (цены  могут изменяться безболезненно для О).

3. измеряемость, т.е. должны колич-но выражаться. 

4. д\б совместимыми с миссиями О. и с целями подразделений.

В каждой большой  О. формир-ся иерархия целей, кот. выраж. в дереве целей О, при этом цели более низкого порядка явл. задачами, кот явл. целями более высокого порядка. Схема

Структура О. – это ее строение или количественная величина ее подразделений.

Организационная структура упр-я предпр-ями представляет собой сов-ть отделов, служб и производ-ых подразделений, их специализацию и колич-ый состав и порядок взаимод-я м\д ними. Подраздел-ся на структуру аппарата упр-я и производственную структуру.

 

10. Внешняя среда организации.

- это все факторы и воздействия, кот. определяют условия ее функционир-я, на кот. О. не может воздействовать, а должна под них подстраиваться даже путем изменения своей внутр.ср, чтобы не потерять целесообразность.

Все факторы внеш. ср. можно раздел. на две группы: 1.факторы прямого возд-я, кот непосредственно воздействуют на О. (к ним относ-ся: *поставщики всех видов рес., *потребители, *конкуренты, *законодат-во и гос. органы.)

2. факторы косвенного возд-я, кот. действуют опосредованно, ч\з др. факторы и проявл-ся ч\з какое-то вр. (относ-ся: *состояние эк-ки в целом, *научно-технич. прогресс, *международные события, *соц-культурные факторы, *политика гос-ва.

Все факт. внеш.ср. облад. след. св-вами:

1. взаимного действия (действуют  как правило совместно)

2. сложности (переплет-ся  все они, т.е. измен-е 1го влияют  на измен-я др)

3 подвижность (скорость, с  кот эти измен-я происходят)

4. неопределенность (предсказать их действие можно с какой-то долей вероятности).

 

11. Жизненный цикл орг-ции.

- это время  с момента создания организации  до момента ликвидации ее как  юр. лица.

Включ. след. осн. этапы:

1. начальный  - этап зарожд-я, регистрации и начала функционир-я. Хар-ся в 1ую очередь наличием единомышленников, кот можно назвать сплоченной командой, организованной по доброй воле участников, имеющих большое желание совместно работать с целью достижения в буд. опред-ых целей. Хар-ся началом производственной деят-ти, получением 1ых рез-ов нач. формир-я организационной структуры упр-я. По данным мировой стат-ки этот период может длиться до 2ух лет и рассм-ся как самый сложный (в эт.пер. распад-ся 50% орг-ций).

2. этап бурного  развития орг-ии. Хар-ся окончательным ее становлением, завоеванием опред-х позиций на рынке, увелич-ем объемов производимых усл, окончат-ым формир-ем коллектива и организационной структура упр-я.

3 этап достижения  наивысших рез-ов, при имеющейся структуре деят-ти, технологиях и рынках. Хар-ся четко отлаженной системой пр-ва, упр-ия и сбыта, устоявшимися связями, полным использ-ем производственных мощностей и эфф-ым распред-ем рес.  Возможно появление внутр. конфликтов м/у основателями орг-ии; появление новых продуктов и технологий на ры; измен-е внутренней среды, кот может привести к 4 этапу.

4 этап сниж-е  эфф-ти деят-ти орг-ии; уменьш-е объемов пр-ва; серьезные конфликты внутри основателей орг-ии; сниж-е эфф-ти ее деят-ти.

5 этап выдел. 2 пути: – а) сценарий обновления орг-ии как в смысле технологии продукции, так и в смысле сис-мы упр-ия и личностных отношений. Возможен тогда, когда основатели орг-ии разрешили межличностные конфликты и решили дальше совместно работать.

б) изъятие орг-ии как субъекта хоз-ва. Реализуется в том случае, если межличностные конфликты не были преодолены.

График

 

16. Оперативное планир-е.

Реализует такую функцию  менеджмента как регулирование. По времени охватывает – декада, неделя, сутки. В основе их разработки лежат пок-ли годовых планов и конкретных рез-ов деят-ти предпр-я на момент разработки планов.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"