Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.

Работа содержит 1 файл

шпоры.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Понятие и характеристика стилей  руководства. Стиль (греч. – почерк) руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера

Кроме того, под  стилем управления понимают манеру и  способ проведения менеджмента в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Стиль руководства  – это относительно устойчивая система форм деятельности руководителя по отношению к подчинённым.

Классификация стилей руководства

1. Авторитарный

Централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Контакты с подчинёнными ограничены. Менеджер единолично принимает решение. Не даёт возможности подчинённым проявить инициативу, категоричен с людьми. Всё новое воспринимается им осторожно. Использует одни и те же методы работы.

2. Демократический

Менеджер стремится  решать вопросы колегиально, систематически информировать подчинённых о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчинёнными предельно вежлив, доброжелателен, находится в постоянном контакте.

Часть управленческих функций делегирует другим специалистам. Требователен, но справедлив. В подготовке и реализации управленческих решений участвуют все члены коллектива.

3. Либеральный  (невмешательский)

Менеджер практически  не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества

Руководитель вежлив с  подчинёнными, готов отменить принятое ранее решение, если оно угрожает его популярности.

Безынициативен, неосмысленно исполняет директивы высшего руководства. В работе с подчинёнными использует просьбы и уговоры.

 

41. Управленческая решётка ГРИД.

1:1 – нищета  управления

9:1 – авторитарный

1:9 – управление  загородным клубом

9:9 – демократический  стиль

5:5 – золотая  середина

1:1 – минимизация  усилий, выполнение заданий в той степени, в которой необходимо для сохранения своего места в организации

1:9 – сосредоточение  внимания на хороших человеческих  отношениях. Темп работы приемлем, дружеская атмосфера.

5:5 – уравновешенное  управление, достаточная эффективность организации достигается посредством достижения балланса между необходимостью выполнения заданий и хорошего морального состояния людей

9:1 – максимизация  производственных результатов за счёт создания таких условий работы, чтобы человеческий фактор препятствовал в наименьшей степени.

9:9 – люди  заинтересованы в хороших результатах; общность целей создаёт атмосферу взаимного доверия и уважения.

 

42. Характеристика основных элементов  управления

1. инициативностьпроявляется  во всех случаях, когда усилия руководителя направлены на конкретную деятельность или на то, чтобы начать работу, которой до сих пор не занимались, изменить направление и характе усилий на подчинённых

2. информированность

Позволяет руководителю получать доступ к факторам, данным или другим источникам информации

3. защита своего  мнения.

Предполагает  занятие определённой позиции. Один тип руководителя может иметь сильное убеждение, но считает при этом опасным отстаивать ту или иную точку зрения. Другой избегает отсаивать взгляды вследствие отстаивания убеждений или их слабости. 3-ий может смело принять ту или иную точку зрения, чтобы встать в оппозицию или получить какое-либо преимущество.

4) разрешение  конфликтных ситуаций

В зависимости  от способа разрешения конфликтных ситуаций конфликты могут играть роль факторов, способствующих развитию творческих и консервативных начал. Руководитель, способный решать конфликтные ситуации, вызывает к себе уважение, неспособный – вызывает снижение авторитета о подчинённых.

5) принятие решений

Эффективность управленческого труда зависит от типов управления. Решение может приниматься единолично руководителем либо такое право предоставляется другим членам коллектива.

6) критический  анализ

Совокупность методов, приёмов, изучения и решения проблем. Выявление  альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда.

 

 

43. Развитие менеджмента, основные подходы к менеджменту:

1. с точки зрения различных школ менеджмента

- школа научного управления (1885 – 1920)

- школа административного  управления (классическая школа) (1920 -1950)

- школы человеческих отношений  (1930 – 1950)

- школа количественных методов (1950 – по настоящее время)

2. процессный подход

Основан на рассмотрении управления предприятием как процесса, состоящего из ряда функций. Такой подход первыми начали использовать представители административной школы управления.

3. системный

Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач.

4. ситуационный

В менеджменте  стал использоваться  в конце 60-х  годов прошлого столетия и состоит  в подробном анализе и исследовании складывающейся на данный момент времени ситуации на предприятии.

Методология ситуационного  подхода включает в себя следующие  процессы:

1) адекватная интерпретация рассматриваемой ситуации

2) выявление  наиболее существенных внешних  факторов, определяющих данную ситуацию  и влияющих на неё.

3) Определение  наиболее значимых внешних факторов  для данной ситуации, которая  в большей степени не может повлиять на её изменение в необходимую сторону

4) Разработка  наиболее эффективных действий, позволяющих разрешить проблему

Каждая из вышеперечисленных  подходов и школ не претендуют на полное и эффективное разрешение всех проблем в менеджменте. Основные положения каждой из них использовались в различные исторические периоды и эффективный менеджмент основан на применении результатов совместно в зависимости от конкретной ситуации, содержания решаемых задач, имеющихся ресурсов.

 

44. Принципы эффективного управления  А. Файоля

Анри Файоль сформулировал 14 основополагающих признаков эффективного управления предприятием, которые остаются актуальными и до настоящего времени:

1) разделение  труда между исполнителями и  назначение специальных управленческих  должностей, реализующих функцию координации этого разделения. Этот принцип положил начало развитию специализации производства.

2) чёткое формирование  полномочий и ответственности

Этот принцип  явился основой научного подхода к формированию организационной структуры управления предприятиями.

3) обязательная  дисциплина на предприятии, необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4) Единоначалие  — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5) Единство действий  — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6) Подчинённость  интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7) Вознаграждение  — наличие справедливых методов  стимулирования работников.

8) Централизация  — естественный порядок в организации,  имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9) Скалярная  цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10) Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11) Справедливость  — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12) Стабильность  персонала — текучесть кадров  ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13) Инициатива  — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14) Корпоративный  дух — сплочённость работников, единство силы.

Кроме этого  Файоль впервые выделил и определил основные функции управления, такие как:

- планирование, - организация, - мотивация, - контроль, - координация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Вклад в теорию и практику менеджмента основных школ.

Школа научного управления:

1) использование  научного анализа для определения лучших способов выполнения задач

2) отбор работников, которые лучше всего могут  выполнить конкретные  задачи  и обеспечение их обучения.

3) необходимость  расчёта ресурсов, которые требуются  для выполнения конкретной задачи  и контроля за их расходованием

4) стимулирование труда работников с целью повышения производительности

5) отделение  процессов анализа и планирования от самой работы

Административная  или классическая школа:

1) определение  основных принципов и фиктивного управления организацией

2) описание основных функций управления организацией

3) систематизированный  подход к управлению всей организацией

Школа человеческих отношений и поведенческие науки:

1. применение  приёмов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда

2) использование психологии в процессах управления и формирование таких условий работы, чтобы каждый сотрудник мог реализовать свой потенциал.

3) формирование  основных принципов эффективного управления неформальными группами в организации.

Школа количественных методов:

1) углубление  понимания процессов управления на основе использования их моделирования

2) использование  экономико-материальных методов  при принятии управленческих  решений.

 

45. Школа человеческих отношений  и поведенческие науки, школа количественных методов управления.

Школа человеческих отношений.

1930 – 1950 гг.

Это направление  в менеджменте было связано с началом развития психологии как отдельной отрасли знаний.

Если школа  научного управления основывалась на исследовании технолонгических операций, а административная школа на построении эффективного аппарата управления, то данное направление основывается на осознании человеческого фактора как наиболее существенного элемента в повышении производительности труда рабочих и эффективности организаций.

Наиболее яркими представителями школы человеческих отношений являлись Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Так, Фоллет сформировала управление как умение достигать постоянных целей, используя труд других людей.

Основными результатами проводимых исследований являлось выявление факта, что силы, которые возникают в процессе взаимодействия людьми между собой очень часто превосходят усилия руководителей.

Значит, заслугой этой школы явилось то, что на основе проводимых исследований стала  закладываться теория неформальных организаций или групп людей, которые стихийно сформировались в формальных организациях на основе различных интересов, которые объединяли этих людей.

Поведенческие науки явились продолжением развития школы человеческих отношений. Наиболее яркими представителями этого времени являлись: Фредерик Герцберг, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор., которые сформировали теоретические основы теорий мотивации.

Школа количественных методов или школа науки управления.

1950 – по настоящее  время.

В основе этого  направления лежит использование математических методов в сфере управления, принятия управленческих решений на основе моделирования управленческих процессов.

 

49. Специфические законы организации.

Закон пропорциональности композиции, кот. формир-ся след. образом:каждая матер-ая сис-ма стремится сохранить в своей структуре все необх. элементы (композиции), нах. в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Реализация этого закона основана на соблюдении след. принципов:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"