Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:43, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность менеджмента.
Упр-е – сложный многофункц-ый процесс, в основе кот. лежит теория социологии, психологии, математики, геологии, исследования операции, в связи с чем сущ-ет большое кол-во определений понятия «упр-е», кот. отражает те или иные его грани.
Осн. опред-я:
1 – это умение добиваться поставленных целей, используя тр. и умения др. люд.
2 – это процесс принятия реш. в случае возникн-я каких-л. проблем.
3 – это процесс организации сис-мы и механизмов ее функцион-я.

Работа содержит 1 файл

шпоры.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

а) усилия работника  и ожидаемый результат

б) достигнутые  результаты и ожидаемые вознаграждения

в) валентность, т.е. полученное вознаграждение

Мотивация = (Затраты  труда - Результат )* *(Результат - Вознаграждение)*Валентность

II. Теория справедливости. Говорит о том, что чел.  всегда сравнивает получ-е вознагражд-е за опред. работу с вознагражд-ем, кот. получил бы за ту же работу др. чел.

III. Модель мотивация Портера-Лоулера, кот явл. синусом 1 и 2, т.е. чел. ожидает соотв-го вознаграждения за опред. тр. и сопост-ет его с вознаграждениями др. люд. за эту работу.

Все теории мотивации использ-ся менеджментом в различной степени в завис-ти от конкретных усл. и конкр. подчиненных.

 

 

 

 

22. Мотивация как ф-ция менеджмента.

Осн. теории мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и др. к эфф-ой деят-ти для достижения поставленных целей.

В сер. XXв. в рамках такого направления как «наука о поведении» стали формир-ся самост. теории мотивации. Сущ-ет. 2 теор. направления мотивации:

1) содержательная  теория связана с выявлением, анализом и классиф-цей потребностей чел., а также влиянием степени удовл-я этих потребностей на его поведение.

2)процессуальные  теории, кот. не отвергают наличие постребностей, но больше внимание отдают поведенческим аспектам чел. в завис-ти от внешних воздействий и ур-ня его познания окр. мира.

Теории мотивации основ-ся на двух осн. понятиях: потребности и вознаграждения.

Потребности – это ощущение чел. недостатка в чем-л., что побуждает его к деят-ти по ликвидации этого недостатка.

Выделяют первичные или физиологич-е потребности, кот. связаны с созданием условий для нормальной жизнедеят-ти и вторичные или психологич-е, кот. связ. с желанием чел. самовыражаться, в уважении и др.

Вознаграждение – это всё то, что чел. счит. ценным для себя. Выдел: внутреннее (то, что даёт сама работа сама по себе) и внешнее (то, что даёт чел-ку организация: з\п).

Мотивационный процесс вкл. след. этапы:

1)возникновение  потребности;

2) поиск путей  удовлет-я потребности;

3) опред. направлений  деят-ти для удовлетворения потребности;

4) достижение  цели;

5) получение  вознаграждений;

6) удовлетворение  потребности (полная, частичная и отсутствие).

 

23. Содержательные теории мотивации.

Выдел. 3 осн. содержательные теории мотивации. Они основываются на исследовании  и классиф-ции потребностей людей, кот. заставляют их действовать опред. образом.

I. Теория Маслоу

В рез-те проведенных  исслед-ий Маслоу выделил след. 5 осн. потребностей чел. и расположил их в  след. послед-ти: (снизу вверх)

1) физиологич. потр-сти,  связ. с удовлетворением нужд чел.;

2) безопасность  и защищённость, и уверенность в том, что в буд. первые будут удовлетворены;

3) соц, связ. с  обществ. деят-тью чел. и с  причастием его к созданию чего-л. полезного;

4) уважение и  признание его как личности  со стороны окружающих;

5) самовыражение,  т.е. реализация своих потенциальных возможностей.

Первые 2 уровня он характеризовал как первичные, следующие как 3 вторичные; по мере удовлетворения первичных потр-стей всё более значимыми становятся вторичные;

Развитие человеч. личности означает развитие его творч. способностей, поэтому потребность в самовыражении не м\б удовлетворена в полной мере.

II. Теория Мак-Клеланда

Он выделяет след. осн. группы потр-стей:

*физиологич, *во  власти, *в причастности.

Потребность достижения: успеха, соучастия и властвования. Потр-сть достижения успеха побуждает чел. охотно принимать решения, брать на себя отв-сть за решение сложн. задач. Потр-сть власти вызывает желание воздействовать на людей, а потр-сть соучастия вызывает потр-сть в общении, в оказании взаимопомощи.

III.Теория Герцберга: *физиологич, *мотивация (охват. 3,4,5 по Маслоу).

VI. Теория К. Альдерферта

Он выделил  три группы потребностей:

  1. потр-сти сущ-ния;
  2. роста
  3. власти

Он  предполагал, что удовлетворение потр-стей идёт не только по  восходящей, но и сверху вниз. Неудовлетворённость потр-стей высшего уровня активизирует потр-сти низшего уровня.

 

28. Основные требования предъявляемые  к управленческой информации.

1. Достоверность,  т.е. реальное отображение управленческих  процессов

2.Полнота, достаточность  сведений для принятия эффективных  управленческих решений

3. Своевременность

4. Чёткость и  ясность представления

5.Достаточность

6.Надежность

7.Адрессность

8.Правовая корректность

9.Многократность  использования

10.Оперативность  сбора

11.Обработки  и передачи

12.Возможность  кодирования

13.Актуальность

 

 

 

 

25. Сущность и виды контроля.

Контроль  – это процесс, связ. с сопоставлением достигаемых рез-ов с плановыми пок-ми.

Сферы контроля: финанс., матер.(к-ль за кач-вом сырья), человеч-я (к-ль текучести кадров), информац. ресурсы.

Ур-ни к-ля: 1.Операционный 2.Ораниз-ый (относ-но ф-ции орг-ции в целом) 3.Стратегич.

Задачи  и ф-ции к-ля:

1. Обнаружение  и устранение неопределённости в условиях функц-ия орг-ции;

2. Выявление  и предотвращение кризисных ситуаций, вызванных нарастанием силы ошибок  или их неустранением;

3. Учет воздействия  сложности внешней среды;

4. Стремление  к min изд;

5. Поддержка  успеха орг-ции.

Виды  и формы контроля:

  1. Входной или предварительный осущ-ся п\д началом работ и включ. в себя контроль за коч-ом и колич-ом всех необх-х рес, поступающих материалов, полуфабрикатов, проектной документации и др.
  2. Текущий или пооперационный включ. контроль за кач-ом выполн-я всех выполняемых операций, осущ-ся менеджерами как нижнего, так и ср. ур-ня упр-я, разработчиками проектной дкументации и его рез-т оформл-ся соотв-ми док-ми.
  3. Выходной или заключит-ый осущ-ся после заверш-я всех работ, в нём принимают участие кроме испольнителей, заказчик, проектировщики и представители различных контролирующих органов.

С т.зр. содерж-я  виды контроля соответствуют осн. и спец. ф-циям менеджмента: финансовый, технич, эк-кий, технологич.

 

27. Управленческая информация, ее  виды

 В самом  широком смысле под информацией  понимаются все сведения приносящие  новые знания, сведения к-рые содержат  известные нам факторы в теории  управления называется ШУМОМ.

Управл.информ-это  сведения о состоянии объекта управления.

Виды управленческой информации:

-по функциям  управления

*инф.-ция связ.-я  с разработкой планов

*реализации  процессов организации

*контроля

*мотивации

*всех специальных  функций управления

-по охватываемому  периоду времени

*стратегическая  инф.-ция

*операционная  и.

*информативная  и.

*тактическая  и.

-по достаточности

*полная и.

*недостаточная  и.

-в зависимости  от степени обработки

*первичная и.

*вторичная и., т.е. проанализированная, обработанная, агрегированная и в необходимом виде закодированная первичная инф.-ция

В менеджменте  процесс передачи инф-ции называется коммуникацией.

Виды коммуникации:

-вертикальные

-горизонтальные

Инф-ция передаётся в виде звуков, аудио-видео носителей, письменного изложения

 

29. Виды управленческих решений,  требования предъявляемые к ним.

1. Сточки зрения  основных и специальных функций управления

2. -//- охватывемого  периода времени, решения ретроспективные(ПРОШЛАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), решения стратегические(БУДУЩЕЕ)

3.-//- органов  и уровней управления 

*решения вышестоящих  органов

*р. функциональных  подразделений

*р. применяемые  по требованию нижестоящих органов

3. -//- количества  участвующих в принятии решений

*единоличные

*коллективные(коллегиальные)

Осн. требования, предъявляемые к УР:

*выполнимость, соответствие принятого решения, возможностям исполнителей и имеющихся в наличии ресурсов

*полномочность,  принятое УР должно соответствовать полномочиям которые делегированы лицу, принимающему решения вышестоящими органами управления

*законность, должны  соответствовать сущ.-му праву

*своевременность

*оптимальность,  т.е. должно быть принято наиболее эффективное решение из всех возможных и допустимых путей разрешения проблемы

*эффективность,  требование связанно с минимизацией затрат на реализацию решения

*ясность и  чёткость доведения до исполнителей, которые позволяют однозначно  его воспринимать

 

 

 

 

 

30. Основные методы принятия  управленческих решений.

*не формализуемые  методы в основе которых лежит интуиция и опыт человека принимающего решения

*формализуемые (кол-ые методы),основаны на моделировании управляемых процессов, установлении зависимостей и закономерностей их протекания, разработке на этой основе логических взаимосвязей и представлений этих процессов в виде математических формул(экономико-математическое моделирование). Они основаны на решении двух типов задач: -рутинные(простые требующие для своих решений простые арифметические действия); оптимизационные задачи(выбор лучшего решения)

*коллективные (коллегиальные) методы принятия решений, используются для решения новых сложных не формализуемых проблем. Основаны на привлечении специалистов, которые обсуждают проблему путём заполнения специально разработанных анкет.

Результаты анкетирования обрабатываются спец. методами (математические),но окончательное решение принимает руководитель.

31.Количественные методы принятия  управленческих решений. Формализуемые (кол-ые методы),основаны на моделировании управляемых процессов, установлении зависимостей и закономерностей их протекания, разработке на этой основе логических взаимосвязей и представлений этих процессов в виде математических формул (экономико-математическое моделирование). Они основаны на решении двух типов задач: рутинные (простые требующие для своих решений простые арифметические действия); оптимизационные задачи (выбор лучшего решения). Оптимизационные задачи решаются в следующей последовательности:

  1. Подробное описание проблемы и формулирование задачи, которая включает в себя цели, принятые критерии и возможные ограничения
  2. Выбор математического аппарата для решения данной задачи
  3. Разработка алгоритма, т.е. последовательности действий её решения
  4. Разработка экономико-математической модели решения задач
  5. Разработка программного обеспечения и решение на ЭВМ

32. Экспертные методы принятия  управленческих решений.

Их сущность состоит в  создании коллективного  мнения по вопросу, требующего решения  на основании постулата, что с  помощью человеческих знаний, освобождённых от личных привязанностей, вкусов, заинтересованностей можно находить наилучшие решения не используя какой-л. строгий математический аппарат.

Как правило  отыскание опт. решений с использованием экспертных методов осущ. в  следующей последовательности:

1.содержательное  описание проблемы с подробной характеристикой всех её нюансов, критериев, ограничений, целей, результатом которого является постановка задачи.

2. сбор информации  и статистических данных, характеризующих  проблему, анализ имевших место  аналогичных ситуаций

3.подбор экспертов, которым в первую очередь предъявляются требования отсутствия личной заинтересованности по принимаемым решениям.

4.разработка  содержания анкеты, либо специальных вопросов, которые характеризуют рассматриваемую проблему.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"