Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 84 вопроса по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

шпоры_к_экзамену.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

1.Основные  принципы построения организации.

Принципы проектир-я системы орг. упр-я по вертикальной иерархии:

- Развитие демократических основ управления. Большую роль играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующих разделению стратегических и текущих задач в управлении. Орг-я структура упр-я д/б до такой, при которой обеспечиваются единоначалие ответственности за ведение дел.

- Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

- Принцип управляемости предполагает фиксированное соотношение руководителя и числа подчинённых ему работников.

- Принцип соответствия субъекта и объекта управления: структура управления должна формироваться исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделения организации, характер взаимосвязи между ними определяется спецификой функционирования, как отдельных структурных звеньев, так и системой вцелом.

- Принцип адаптации: способность быстро реагировать на изменения внешних и внутренних экономических условий.

- Принцип централизации – при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операции(плановые, бухгалтерские, учётные и др.), однородностью приёмов и методов их выполнения.

 - Принцип профессиональной регламентации предпологает группировку функциональных звеньев на каждом организаторском уровне таким образом, чтобы каждое звено работало и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций.

- Принцип правовой регламентации – создание любого подразделения должно быть закреплено правом. Правовой аспект при формировании подразделений управления отражает условие и порядок функционирования данного подразделения, степень его значимости и самостоятельности. Проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечить соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определённых решений.

 

 

2.Методы структурного деления организации по функциям.

- Разделение по функциям. Согласно этому методу формирование управленческой единицы осуществляется по функциям предприятия, что означает, что для таких функций, как производство, маркетинг, снабжение, кадровые и финансовые вопросы существует своя управленческая единица. Каждая такая единица централизованно выполняет свои функции на уровне всего предприятия, включая внутреннее подразделение и отдельные филиалы. Каждая конкретная функция управления представляется как набор общих функций, из которых:1) планирование; 2) организация; 3) активизация; 4) контроль.

 3.Методы  структурного деления организации по производимой продукции и  группам потребителей.

- Разделение по производимой продукции. Этот метод практикуется производственными предприятиями, специализирующихся на производстве различных видов продукции с использованием разнообразного сырья и оборудования. Разделение продукции по номенклатуре товаров зависит от технологических, транспортных и финансовых возможностей. Каждая управляемая единица специализируется на определённом товаре или группе товаров.

- Разделение по группам потребителей используется на предприятиях, имеющих дело с различными группами потребителей. При этом каждая управленческая единица специализируется на определённой группе потребителей и осуществляет необходимые функции. Чаще осуществляются такие функции, как снабжение, разработка продукта, реклама, реализация и т.д. в соответствии с требованиями каждой группы потребителей.

 

 

 

4.Методы  структурного  деления организации по этапам производства и рабочим сменам.

- Разделение по этапам производства применяется на производственных предприятиях, где процесс производства какой-либо продукции происходит в несколько этапов, что даёт возможность формирования для каждого этапа соответствующей управленческой единицы, выполняющей все необходимые функции независимо от другой единицы.

- Разделение по рабочим сменам применяется при сменной работе на предприятиях. Администраторы каждой смены имеют свои функции и программу работы, которые могут отличаться от других управленческих единиц, что зависит от специфики условий работы смены и предъявляемых требований.

5.Методы  структурного  деления организации по географическому положению. Комбинированное разделение.

- Разделение по географическому положению, в соответствии, с которым каждый завод или фирма какого-либо предприятия рассматриваются как независимая управленческая единица, осуществляющая все необходимые требования.

- Комбинированное разделение. По мере укрупнения организации, увеличения её управленческих функций, расширения масштаба деятельности, применения какого-либо одного метода является не достаточно. В таких случаях применяются различные методы. При этом используются преимущества каждого метода и при возможности недостатки его избегают, что обеспечивает наиболее эффективное функционирование организационной структуры управления. 

 

 

6.Основные  элементы структуры управления  предприятием.

звенья (отделы),  уровни (ступени), коммуникационные каналы связи (горизонтальные и вертикальные).

Звенья: общего управления (органы руководства основной деятельности; функц-го управления (отдел главного технолога, гл. конструктора и т.д.)); отдельные специалисты.

Уровень упр-я--вся совокупность звеньев, занимающая определенные ступени в системе управления предприятием, кот. необходима в иерархической подчиненности относительно друг к другу.

Звенья уровней и связей характеризуют систему управления. 10 характеристик, отражающих состояние и особенности системы упр-я:                                                                                                 

1. распред-е функции упр-я, степень их специализации и концентрация. Т.е. хар-ка практической обоснованности, равномерности распределения функции упр-я между звеньями системы управления.

2. состав и комбинации  звеньев сист. упр-я, технологич-я принадлеж-ть ее по критериям сочетания линейных и функциональных звеньев.

3. распред-е полномочий в сист., тип иерархии, степень централиз-и.

4. трудоемкость управления, кол-во работников распределенных определенным образом по звеньям и уровням управления.

5. соотношение звеньев  по уровням в рамках определенного  уровня.

6. инфо-нагрузка звеньев  системы управления, объемы инфо  концентрируемой тех или иных звеньев управления.

7. распред-е связей– функциональной, методической, консульт-й и др.

8. техническое отношение  системы управления.

9. структура сист упр-я, основа связи прямой подчиненности звеньев.

10. целеустремл-ть и целесообр-ть в соответствии с ее деревом целей.

Принципы управления: 1.принц сопряжения и соотв-я целей, ф-ций, полномочий и ответств-ти. 2. иерархическая рациональность(min возможного в рамках необходимого кач-ва управления, кол-ва ступеней). 3. система управления д/б ориентирована на опр. уровни компетентности персонала упр-я и опр. вариант инфо обеспечения.

4. система должна допускать, предлагать и мотивировать неформальное управление, лидерство. 5. сист упр-я должна учитывать потребность эффективного контроля. 6. система упр-я д/б приспособленной к меняющимся обстоятельствам работы, к потребностям своевременной реконструкции или модернизации.

7. система должна соответствовать механизму и процессу управления.

 

 

 

7.Основные  принципы формирования типового  звена управления.

Принципы управления: 1.принц сопряжения и соотв-я целей, ф-ций, полномочий и ответств-ти. 2. иерархическая рациональность(min возможного в рамках необходимого кач-ва управления, кол-ва ступеней). 3. система управления д/б ориентирована на опр. уровни компетентности персонала упр-я и опр. вариант инфо обеспечения.

4. система должна допускать, предлагать и мотивировать неформальное управление, лидерство. 5. сист упр-я должна учитывать потребность эффективного контроля. 6. система упр-я д/б приспособленной к меняющимся обстоятельствам работы, к потребностям своевременной реконструкции или модернизации.

7. система должна соответствовать механизму и процессу управления.

Основные принципы формирования типового звена управления:

1. однозначности (каждое  типовое звено должно отражать только одну, самостоятельную, общую функцию). 2. детерменированности (в типовом звене процедуры принятие решения должно иметь одно входное и одно выходное воздействие. Границы этих воздействий д/б определены правами, компетентностью и ответств-ю). 3. стабильности (изменение трудоемк-ти функции в заданном диапазоне не должно отражаться на стр-ре связей, типового звена с др. звеньями). 4. огранич-ти (в типовом звене процедура принятия решения д/б только 1. Это определено содержанием единичной, самост-й, общей функции упр-я).

5. принцип согласованности  (типовое звено д/б вписано в соответствующую среду своего функционирования, в кот оно должно усиливать действие закона единства системы управления).

Типовое звено должно реализовывать единичную функцию и иметь все процедуры для ее выполнения. В типовом звене д.б. заложены возможности для снижения трудоемкости и повышения качества ее выполнения.

Функции и структуры  управления находятся в диалектическом единстве. При создании нов. предприятия  ф-ции яв-ся основой для формирования стр-ры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности).

При диверсификации или  полном изменении профиля пр-ва основой  яв-ся стр-ра, кот определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом стр-ра принципиально не меняется, т.е. сохраняются ключевые подразделения и должности.

 

 

 

9. Факторы,  учитываемые при проектировании предприятия.

Многообразие организационных  форм управления составит проблему выявления и оценки факторов создающих условия для их применения.

Непосредственно влияют на орг. стр-ру цели с-мы управления. В совр. условиях и произв-ое пр-тие, и крупномасштабная комплексная программа не м.б. одноцелевыми. Поэтому важно устанавливать рациональное соотношение линейно-функциональной и программно-целевой стр-ры. В случае диверсификации произв-х задач более всего может удовл-ть дивизиональная и одна из форм адаптивных стр-р.

Следующий фактор--внешняя среда, кот. делится на: 1.вышестоящие органы рук-ва, кот м. делегировать различные права и ответственность произ-но-хоз-ной деятельности в соответсвии с кот создается линейно-функциональный аппарат, функц-ные блоки, кот способны выполнить поставленные перед ними задачи. М.б. применены линейно-функц-ные и продуктовые стр-ры управления. 2. поставщики сырья, комплектующих изделий, оборудования, а также потребители и конкуренты. Если эти связи не устойчивы и слабо регламентированы затр-ся функциональная специализация подразделений, возникает необх-ть создания штатных подразделений, а также должностей или звеньев по связи с поставщиками, по координации программ внешнеэкономической и маркетинговой деятельности.

Важнейший фактор--норма управляемости(определенное число подчиненных, которыми можно эффективно управлять).

Непосредственный фактор, воздействующий на стр-ру предприятия-- масштабы и сложность пр-ва, характер выпускаемой продукции, применяемой технологии, уровень автоматизации.

Стр-ра управления предприятием во многом зависит от характера деятельности, входящих в предприятие подразделение, естественным фактором – географических и природно-климатических.

Важную роль в формировании играет человеческий фактор – уровни, их образования и квалификация, инициатива.

 

 

 

12. Методы и процесс проектирования орг-ых структур управления предприятием.

Необходимость проектирования орг. стр-р возникает когда: 1. создают орг-цию; 2. для действующих орг-ций, когда внеш и внут среда требует внесения преобразований в действующую орг. стр-ру.

Весь процесс проектирования орг. стр-р состоит из 3-х этапов:

1. анализ действующей стр-ры. На этом этапе устанавливается мера соответствия оценочным критериям: - изменение целей предпр-я и его подразделений, - измен влияния внеш и внут среды предпр, - измен технологич процессов и технич переоснащения предпр, - соотношение между централиз-ей и децентрализацией управленческих процессов, - объем контрольных функций для каждого уровня управления, - кол-во аппаратных сотрудников, - наличие элементов дублирования, - распределение полномочий и ответственности, - технология принятия решений, - механизм мотивационной деятельности.

В рез-те анализа в действующей орг. стр-ре выясняются узкие места в пр-но-хоз. деят-ти, параллелизм в работе, колич состав работников.

2. проектирование орг. стр-ры. Осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:

- метод аналогий(выявление значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им орг. форм и механизмов управления, кот характерны для определенных условий. И использ-е опыта проектирования упр-я в аналогичных организациях).

- метод структуризации целей(выработку системы целей орг-ции и анализ орг. стр-р с т. з. их соотв-я системе целей. Метод предусматр-ет экспертный анализ предполагаемых вариантов орг. стр-р, составление таблиц полномочий и ответств-ти за достиж-е целей каждым звеном).

- экспертный метод(использование рекомендаций и предложений экспертов и опытных упрвленцев-практиков. Суть: выявление специфических особенностей работы аппарата управления, возможных недостатков деятельности различных уровней и звеньев в выдаче обоснованных предложений по их совершенствованию).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"