Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:32, шпаргалка

Описание работы

Ответы на билеты для подготовки к экзамену

Работа содержит 1 файл

Вопросы табл.doc

— 219.50 Кб (Скачать)
  1. Сущность менеджмента, его определение

Менеджмент - это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов. При этом используются принципы, функции и методы экономического механизма менеджмента.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для  побуждения действий, соответствующих  достижению поставленных целей при  принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и  эффективного функционирования всех внешних  и внутренних элементов организации.

Объект менеджмента - совокупность человеческих отношений.

Субъект менеджмента - люди.

Предмет менеджмента - управленческие отношения и способы управленческой деятельности, существующие между людьми.

 

  1. Задачи менеджмента, их разновидности

важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся (6, с.34):

  • обеспечение  автоматизации производства и  переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

    • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

    • постоянный  контроль за эффективностью деятельности  фирмы, координация работы всех  подразделений фирмы;

    • постоянный поиск и освоение новых рынков.

    • определение  конкретных целей развития фирмы;

    • выявление  приоритетности целей, их очередности  и последовательности решения;

Принципы

Функции

Экономические методы

1.     Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли

2.     Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении

3.     Демократизация управления

1.     Маркетинг

2.     Планирование 

3.     Организация

4.     Контроль

5.     Мотивация

1.          Коммерческий расчет

2.          Внутрифирменный расчет

3.          Механизм ценообразования




    • разработка  стратегии развития фирмы - хозяйственных  задач и путей их решения;

    • выработка  системы мероприятий для решения  намечаемых проблем на различные  временные периоды;

    • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

    • установление  контроля за выполнением поставленных  задач.

 

  1. Принципы менеджмента и их содержание

Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации  и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.

    Из этого  основного принципа вытекают  другие:

Принцип умелого использования  единоначалия и коллегиальности  в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок  работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений.

Принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки.

Принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность  за те задачи, которые попадают в  сферу предоставленных ему полномочий ( прав принимать решения).

Принцип демократизации управления. В современной экономике  исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а  также общей культурой и потребностью участвовать управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

 

  1. Экономический механизм менеджмента

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из нескольких блоков: внутрифирменное управление (принципы, функции, эк. методы); управление производством (инновационный менеджмент, регулирование и обеспечение процесса производства, обеспечение сбыта, организационные структуры управления развитием производства); управление персоналом. Необходимость управления организацией, с присущими ей иерархическими уровнями, требует поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией

Схема внутрифирменного управления

Экономические методы менеджмента  базируются на сочетании коммерческого  расчета, внутрифирменного расчета  и механизма ценообразования.

Коммерческий расчет дает возможность понять предприятию, за какую цену его продукция может быть продана на рынке (при уравновешивании спроса и предложения).

Внутрифирменный расчет дает предприятию возможность понять, во что ему обойдется предложение  на рынок той или иной продукции.

Механизм ценообразования во многом определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции.

 

  1. Сочетание централизации и децентрализации в менеджменте

Основным принципом  менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте — это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики— целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными— решения, относящиеся к оперативному управлению.

    Под децентрализацией  понимается передача права принятия  решений низовому оперативно-хозяйственному звену — производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.

    Принцип сочетания  централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

 

  1. Истоки современной управленческой науки, основные школы менеджмента

Классическое направление  менеджмента включало:

 – научный менеджмент  – акцент делался на научно  обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

 – административный  менеджмент – внимание уделялось  организации в целом и таким  функциям как планирование, организация,  командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

 – концепцию бюрократических  организаций, предполагающую четкое  определение должностных обязанностей  и ответственности работников, ведение  формальной отчетности, разделение  собственности и управления, что  должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

Школа «человеческих  отношений» уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям  и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм, (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Считается, что начало этому направлению положил Элтон  Мэйо: поведение группы может в  большой степени не зависеть от рабочих  условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет: теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы XXв. когда бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу.

Современная система  взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализы с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов).

  1. Классическая школа, школа человеческих отношений и количественный подход в менеджменте +

 

 

  1. Основные функции менеджмента

    Функция управления - вид деятельности, основанный на  разделении и кооперации менеджмента  и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Различают следующие  основные функции менеджмента:

планирование, включает разработку целей и стратегии;

организация, заключается  в разработке особых целей и определении ресурсов, необходимых для данной деятельности, а также распределении обязанностей между работниками для более эффективного выполнения работы;

руководство, включает в  себя доведение до исполнителя его  обязанностей, а также создание климата в организации, который способствовал быстрому достижению поставленных задач;

контроль, включает направляющую, наблюдающую, регулирующую деятельность, которая обеспечивает выполнение поставленных задач;

мотивация - побуждение к  действию. Выбор поощрений или санкций. Материальное и нематериальное стимулирование

 

  1. Природа и состав функций менеджмента

Менеджмент организации  рассматривается как процесс, то есть как непрерывная последовательность взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями менеджмента.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может  быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

    - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

    - управление  структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые  формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

    - конкретные  области управления (маркетинг, НИОКР,  производство, кадры, финансы, основные  фонды).

    Если структурные  стороны деятельности предприятия  определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

 

  1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных  потребностей, но полагал также, что  эти потребности можно разделить  на пять основных категорий.

1. Физиологические потребности  являются необходимыми для выживания.  Они включают потребности в  еде, воде, убежище, отдыхе и  сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности  и уверенности в будущем включают  потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, комфорт, постоянство условий жизни

3. Социальные потребности, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения  — потребность в реализации  своих потенциальных возможностей  и росте как личности.

 

  1. Общие и специфические функции менеджмента

Различают следующие  основные функции менеджмента:

планирование, включает разработку целей и стратегии;

организация, заключается  в разработке особых целей и определении  ресурсов, необходимых для данной деятельности, а также распределении обязанностей между работниками для более эффективного выполнения работы;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"