Шпаргалка по «Управленческому анализу в отраслях»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

Ответы на билеты для подготовки к экзамену

Работа содержит 1 файл

Дисциплина Управленческий анализ в отраслях шпоры на печать.doc

— 948.00 Кб (Скачать)

Дисциплина «Управленческий анализ в отраслях»

 

  1. Существенные классификационные признаки, которые отличают финансовый и управленческий анализ.

Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно таким категориям пользователей, которые не управляют организацией непосредственно, но их интересует, насколько успешна ее деятельность (банки, поставщики, держатели облигаций, инвесторы, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др.). Известная ограниченность финансового анализа объясняется содержанием финансовой отчетности, на данных которой он основан: во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события, во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей означает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности.

Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового и позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистам определенных категорий).

Классификационный признак

Финансовый  анализ

Управленческий  анализ

Для внешних  пользователей

Для внутренних пользователей

Цель

Оценка финансового  состояния и финансовой состоятельности 

Экономическое обоснование  управленческих решений 

Объект

Организация в целом и по видам деятельности

Организация в целом, структурные подразделения, аспекты  видов деятельности

Исполнители

Аналитики и менеджеры  заинтересованных контрагентов и самой  организации 

Аналитики и менеджеры  самой организации 

Информационная база

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей 

Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной

Систематизированность

Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской  отчетности)

Не обязательно систематизированный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности)

Измерители

Преимущественно стоимостные 

Стоимостные, натуральные, трудовые

Методы

Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный  и др.

Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др.

Вид

Внешний ретроспективный 

Внутренний ретроспективный, оперативный и стратегический (перспективный)

Надежность

Преимущественно субъективен 

Преимущественно объективен

Область принятия решения

За пределами организации, во внешней бизнес-среде 

Менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде 


 

  1. Три вида внутреннего анализа. Управленческий анализ, его основные особенности, объект, субъектом, предмет и основная цель управленческого анализа.

Управленческий  анализ – это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:

качественная  оценка достоверности и полноты используемой информации;

аналитическая интерпретация информации, имеющейся  в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения  достоверных выводов с позиций  основных групп пользователей;

оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;

мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.

От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.

Управленческий  анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.

Управленческий  анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный, оперативный и перспективный, – каждому из которых свойственно решение собственных задач.

Два первых направления (ретроспективный и оперативный  анализ) были свойственны внутреннему  анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом  российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В то время как ретроспективный анализ отвечает на вопрос: «Как это было?», прерогативой перспективного управленческого анализа является поиск ответа на вопрос: «Что будет, если?». В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие собственные цели и методы.

Особенности управленческого  анализа:

комплексное изучение всех сторон деятельности организации;

интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений  в организации;

использование всех доступных источников информации;

ориентация результатов  анализа на руководство организации;

отсутствие регламентации  с внешней стороны;

максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

границы информационного  инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной  жизни;

методическое  обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;

управленческий  анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;

аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.

Объектом управленческого  анализа являются хозяйствующие  субъекты экономики.

Субъект управленческого  анализа – это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.

Предмет управленческого  анализа – это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.

Основная цель управленческого анализа – это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.

Проведение управленческого  анализа предприятия любой отрасли  народного хозяйства позволяет:

оценить место  предприятия на рынке данного  товара;

проанализировать  ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;

оценить возможные  результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;

принимать решения  по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;

выработать стратегию  управления затратами в организации;

определить стратегию  ценообразования;

анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

 

  1. Методика и методы управленческого анализа.

 

Совокупность  выбранных аналитиком приемов и  способов, применяемых в определенной последовательности, при изучении бизнес деятельности составляют методику управленческого  анализа. На каждом из этапов анализа применяют соответствующие методы.

Метод сравнения. Данный метод позволяет определить общее и специфическое в экономических явлениях, изучить изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Метод сравнения  используется в следующих типичных ситуациях:

оценка выполнения плана – сопоставление плановых и фактических значений показателей;

определение тенденции  развития экономических процессов – сравнение фактических значений показателей со значениями прошлых отчетных периодов;

управление затратами – сравнение фактических значений показателей с нормативными;

выявление неиспользованных резервов – сопоставление значений показателей разных предприятий одной отрасли со средними данными (по материалам государственной статистики или рейтинговых агентств);

выбор наилучшего управленческого решения – сопоставление вариантов управленческих решений;

расчет количественного  влияния факторов на результативный показатель – сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.

Метод цепных подстановок – универсальный метод детерминированного факторного анализа. Он основан на постепенной замене базисной величины каждого фактора на его величину в отчетном периоде. При этом допускается, что остальные факторы не изменяются. Данный метод позволяет выявить влияние изменения факторных показателей на колебания результативного показателя. Применение способа цепных подстановок требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать, поскольку от порядка постановки зависят результаты расчетов.

Метод абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов, которые находятся справа от него, и на текущий уровень факторов, расположенных слева от него в модели. Хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в экономическом анализе.

Метод относительных  разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При этом используются индексы факторов, последовательно влияющие на результативный показатель.

Интегральный  метод применяется для измерения влияния факторов в различных моделях. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, поскольку дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.

Индексный метод. «Индекс» в переводе с латинского – указатель или показатель. Индекс – это показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве такой базы может быть использован уровень за какой-либо прошлый период времени (динамический индекс) или уровень того же явления по другой территории (территориальный индекс).

Индексы являются незаменимым инструментом исследования в тех случаях, когда необходимо сравнить во времени или пространстве две совокупности, элементы которых  непосредственно суммировать нельзя.

Средние величины используются в комплексном экономическом анализе для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по определенному признаку.

При проведении комплексного экономического анализа  используют практически все виды средних величин: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю геометрическую, среднюю хронологическую, среднюю гармоническую.

Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Группировка – это метод деления массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Балансовый  метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия  трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными  средствами производства и т.д., а  также при анализе полноты  их использования. Как вспомогательное  средство балансовый метод используется в анализе для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя.

Приемы корреляционного анализа используются, когда взаимосвязь между показателями неполная, вероятностная.

Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.

Имитационное  моделирование. Решение многих задач управленческого анализа возможно лишь при использовании экономико-математического моделирования, построения имитационных моделей и систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска.

Информация о работе Шпаргалка по «Управленческому анализу в отраслях»