Шпаргалки по "Менеджменту в СКСиТ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы на них по дисциплине "Менеджмент в СКСиТ"

Работа содержит 1 файл

ответы по менед.в СКСиТ.docx

— 64.51 Кб (Скачать)

1)Менеджмент - это  процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство  управления и люди, составляющие  орган управления. В менеджменте,  как науке об управлении в  организациях разделяют общий  и специальный менеджмент. Объекты  общего менеджмента являются  люди в организациях и совокупность  отношений между ними, возникающих  в процессе управления этими  организациями. Объект спец. менеджмента  - особые отношения между людьми  в организациях, отражающие специфику  этих организаций, а так же  некоторые виды специальных процессов  (направленные финансовые потоки  или инвестиционные процессы).Предметом  менеджмента является совокупность  элементов системы управления: экономический  механизм, организационные структуры,  маркетинг, персонал, информация, корпоративная  культура, поведение людей в организациях  и др.Функции менеджмента: целеполагание,  прогнозирование, планирование, организация,  координация, принятие решений,  мотивация, контроль и учет.Благодаря  разделению   труда возникает специализация по задачам, снижаются затраты на обучение, брак, повышение производительности  труда .Различают вертикальное   и   горизонтальное   разделение   труда Горизонтальное   разделение  – это разделение  задач по функциям. Вертикальное  – разделение   труда руководителей по объему выполняемой работы  и ответственности. Разделение  по вертикале привело к возникновению начальников высшего, среднего  и технического уровня, а горизонтальное  – к специализации выполняемых работ и решаемых задач.

2) Суть американской  модели   менеджмента  заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной  организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели  и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии* является непрерывный рост  и углубление специализации производства; организационная структура* строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху. Суть японской  модели   менеджмента   и   организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи в его так называемой теории.  Японская  модель , являющаяся результатом специфической культуры  и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации , так необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом  и трудовыми ресурсами*, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста,  организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию  и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой  модели  управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством. Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах  организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

       Идеальная (в смысле эффективности   и  интегрированности)  организация , по мнению У. Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. Суть маркетинговой  модели  - новой философии управления определяется следующими моментами:-ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического  и человека социального);-фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан;-фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

3)подход  научного  управления — основатель Ф.Тейлор и Л. Гилберт.  школ . науч. управ. анализирует содержание работы, устанавливает определенные нормы выработки, из-за принятия этих норм стала использоваться оптимизирование работников, с целью увеличения производительности труда. Административный подход —А Фоёль .  основной  целью было создание универсальных принципов управления, 14 принципов( разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность общих интересов, вознаграждение, централизация, скалярная цель, порядок, справедливость, стабильность, инициатива, корпоративный дух.)подход с точки зрения чел. отношений и науке о поведении — признается человеческий фактор — это  основной  Эл-т эффективной организации. Силы, возникшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Авторы этого подхода рекомендовали исследовать человеческие потребности и использовать различные приемы управления человеческими отношениями, эти идеи были дополнительно исследованы  школой  науке о поведении, которые стали изучать различные аспекты социального взаимодействия: мотивация, характер власти, авторитета, проблемы лидерства.Школа количественных методов — использование количественных методов и методик в управлении, такие как построение имитационных моделей и исследование ситуаций. разработка моделей упрощала решение сложных проблем и оказывала помощь в принятии решений в повышение эффективности деятельности руководителя. Процессный подход к  менеджменту  рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Функции управления представляют собой особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда, к которым

4) Ситуационный   подход  внес большой вклад  в теорию управления, используя  возможности прямого приложения  науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом  ситуационного   подхода  является  ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно  влияют на организацию в данное  конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация,  ситуационный   подход  подчеркивает значимость « ситуационного   мышления». Используя этот  подход , руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей  степени способствовать достижению  целей организации в конкретной  ситуации.Как системный,  ситуационный   подход  не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.  Ситуационный   подход  признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.Ситуационный   подход  концентрируется на  ситуационных  различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Успех или неуспех ситуационного   подхода в значительной степени на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние.  Установление этих основных перемен, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок являлось наиболее важным вкладом ситуационного   подхода в управлении.Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Для практических менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые, скорее всего могут повлиять на ее успех.

7) Бизнес-идея – это, прежде всего, концепция предлагаемого бизнеса.Бизнес – идеи создаются с целью оказания помощи начинающим предпринимателям или недавно созданным компаниям в поиске источников венчурного (рискового) финансирования для проведения дополнительных исследований, создания опытных образцов товаров (услуг), проведения маркетинговых исследований, учреждения компании. Поэтому под бизнес-идеями подразумеваем не только концепцию бизнеса, но и тот минимальный объем информации о предлагаемом товаре (услуге), который позволит потенциальным партнерам оценить перспективы представленных предложений.Бизнес-идея – это определение потребностей покупателей, группы покупателей, технологического и функционального исполнения. Один из эффективных методов по выбору бизнес - идеи является - метод мозгового штурма.

8) Этапы выбора  бизнес-идеи

  Бизнес-идея Почему эта  деятельность мне 

подходит или не подходит?

        ( Личные качества)

Почему этот бизнес будет успешным или неуспешным?

            (Внешняя среда)

Подходит Не подходит Успешным Неуспешным
Торгов-ля

бытовой

химией

 Я хорошо  разбираюсь в средствах бытовой  химии, потому что у меня  химическое

образование

У меня есть достаточное  количество денег для создания оборотных  средств

Я страдаю аллергией  и не могу долго находиться в помещении  с химическими средствами В районе нет специализированных торговых точек с полным ассортиментом  товаров бытовой химии В городе мало стабильно  работающих предприятий, поэтому доходы населения невысокие и нестабильные
 

9) 1. В менеджменте  как структуре можно выделить  три основные функции: управление  финансами, маркетинг и управление  производством (хозяйством). Эти  три основные, а также вспомогательные  функции (бухучет, работа с  кадрами, техническая подготовка  производства и т.д.), выполняют  разные, но взаимосвязанные действия, необходимые для функционирования  фирмы. Состав таких функций  оказывает решающее воздействие  на формирование аппарата управления.2. Под функциями менеджмента как  процесса понимается совокупность  действий, с помощью которого  неорганизованные ресурсы (люди, машины, сырье, капитал, время,  площади) интегрируются в систему  по достижению определенных целей.  Фазами этого процесса выступают  планирование, организация, мотивация  и контроль. Кратко охарактеризуем  их.Планирование - основа успешной деятельности любой единицы организации. Только благодаря наличию процесса планирования спонтанная (стихийная) импровизация управления превращается в научный менеджмент.Организация – это специфический вид деятельности менеджера по координации функционирования внутрипроизводственных подразделений фирмы для решения стоящих перед ней задач.Мотивация   - это такое регулирование побудительных стимулов человека, при котором у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации.Контроль. Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. соизмерения фактических результатов с запланированными.

10) Труд работников  скс осущ-ся в форме услуг.  Эк-сты  делят услуги  на  2  вида: - чистые услуги (непроизв-е, немат-е)- мат-е/произв-е услуги. Мат-е  услуги  созд-т  отрасль мат-го  произв-ва  – это услуги, направленные  на  продолжение   процесса   произ-ва   в   сфере   обращения, транспортировки, хранения мат-го продукта, а также услуги по  восстановлению кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услуги торговли, общ-го питания,  транспорта и связи, быт-го и коммунального хоз-ва).Общественное произ-во:   - Мат-е произ-во (мат-е блага –товары, мат-е услуги)  - Немат-е произ-во (немат-е услуги, немат-е блага)Сфера услуг. Немат-е услуги – услуги скс,  не  получающие  предметно-осязательную форму.  Это услуги,  действия   которых   направлены   непосредственно   на человека/окружающие  его усл-я.  Произ-во   таких   услуг   неотделимо   от потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуж-ю т-тов  в гост-цах и предпр-ях питания, по организации концертных выступлений).

Сфера услуг –  это совок-ть отраслей и видов д-ти,  предназначенных для удовлетворения дух-х и мат-х потребностей нас-я. Немат-е блага – это благо, действующее на  развитие  спос-тей  ч-ка, созданные в непроизв-ной сфере:- внутренние – блага, данные  ч-ку  природой(голос,  музыкальный слух, спос-ть к наукам)- внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потр-тей  (репутация, дел-е связи, протекция) Труд работников скс индивидуализирован.  Скс  имеет дело  с индивид-ми запросами людей с их  разнообразными  вкусами и   настроением.   Это определяет особые требования к личным  кач-вам  работников  скс.  Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми. Скс имеет дело с обслуживанием нас-я, поэтому территориальное размещение ее   учреждений,   предпр-й,   орг-ций   зависит   от    демографических факторов(численность, плотность, состав нас-я и т.д.). Труд  в скс  относит-но  в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью. Услуги явл-ся предметами потребления, однако услуги нельзя  накапливать,  услуга м.б. потреблена лишь в момент произ-ва. В скс природный фактор не играет огромного значения как в мат-м произ- ве. Труд работников скс непроизводительный, т.к. этот труд  не  участвует в создании мат-го блага.

11) Одной из основных  функций управления в настоящее  время является  принятие   решений . Принимая  решения , необходимо  полагаться на такое количество  информации, которое они смогут  получить. Обычно они легче справляются,  следуя рациональным процедурам  по достижению  решений  проблемы. Но всегда присутствуют косвенные  влияния  и  неопределенности, поэтому управленческие  решения   не всегда совершенны,  и   однажды внедрив это  решение   его необходимо контролировать.Принятие   решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия   решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели  и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия   решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.Эффективное  принятие   решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса   принятия  обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу , моделей и количественных методов принятия   решений .Процесс разработки управленческих  решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.В каждой организации осуществляется разработка управленческих  решений .  И в каждой организации практика разработки  и   принятия  управленческих  решений имеет свои особенности, определяемые характером  и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой. Тем не менее имеется общее, характерное для любого  процесса  разработки  решений , где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки  и   принятия   решений , используемую в любой организации

12) Сущность и характерные особенности решений. Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений. Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;конечный результат постановки и выработки УР. Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

14) 1.Подготовка повестки  дня («Что и как обсуждать?»). 2. Определение участников («Кто?»). 3. Определение продолжительности  совещания («Сколько времени?»). 4. Определение места проведения  совещания («Где?»). Определение времени  проведения совещания («Когда?»).

15) Японская кольцевая  система принятия решений "Кингесё"Вначале подготавливается проект новшества, он рассылается специалистам по списку, составленному руководителем. Список составляется в порядке возрастания компетенции лиц в рассматриваемом вопросе.Каждый специалист должен в оговоренный срок составить письменное заключение по проекту. После того как проект возвратится к руководителю, назначается совещание, на него приглашаются только те специалисты, чье мнение руководителю недостаточно ясно. Совещание проходит быстро и эффективно, так как все участники ознакомлены с замечаниями предшествующих по списку специалистов. Метод позволяет сократить время проведения совещания на 15-30%.

Информация о работе Шпаргалки по "Менеджменту в СКСиТ"