Анализ конкурентоспособности фирмы на региональном рынке услуг сотовой связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования проанализировать рыночные позиции фирмы и разработать механизмы повышения ее конкурентоспособности.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
Изучить проблемы повышения конкурентоспособности предприятия на российском рынке.
Описать понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия.
Рассмотреть методы исследования конкурентоспособности.
Проанализировать стадии жизненного цикла отрасли сотовой связи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 7
1.1. Понятие конкурентоспособности и проблемы ее повышения 7
1.2. Определение конкурентных преимуществ фирмы 15
1.3. Методы изучения конкурентоспособности фирмы 38
2. АНАЛИЗ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ ЗАО «МОБИКОМ-КАВКАЗ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ 43
2.1. Анализ стадии жизненного цикла отрасли 43
2.2. Конкуренция на рынке сотовой связи Ростовской области в сравнении с РФ и европейскими странами 48
2.3. Анализ рынка сотовой связи Ростовской области 54
2.4. SWOT-анализ компании ЗАО «Мобиком – Кавказ» в Ростовской области 63
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ «МОБИКОМ-КАВКАЗ» 76
3.1. Анализ сильных и слабых сторон фирмы и области стратегических возможностей 76
3.2. Методы повышения конкурентоспособности фирмы 78
3.3. Экономическая эффективность предлагаемых мер 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Для анализа позиции  компании Мобиком – Кавказ на рынке  сотовой связи ростовской области, был проведен SWOT – анализ. SWOT анализ проводился на основе представленной ниже методике.

Методику можно условно  разбить на следующие шаги:

  1. Формулирование сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз.
  2. Оценка экспертами.
  3. Обработка полученных оценок.
  4. Анализ полученных результатов.

 

Выявление сильных и  слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз.

При проведении SWOT анализа первым пунктом необходимо определить сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы для компании, это делалось с помощью экспертных оценок. Было опрошено 10 экспертов определено по 5 сильных и слабых сторон, и по 8 благоприятных возможностей и угроз.

Сильные стороны. При анализе компании ЗАО «Мобиком – Кавказ» был определен следующий перечень сильных сторон.

  1. Лидер рынка. Компания «Мобиком–Кавказ» определенно является лидером рынка сотовой связи Ростовской области. Абонентская база этого оператора составляет 854 тысячи абонентов (доля рынка 56%).
  2. Большая зона покрытия. Данную сильную сторону можно характеризовать по двум параметрам: А). Качество (Абоненты могут пользоваться услугами связи, перемещаясь практически по всей территории ростовской области т.е. полностью реализована мобильность).                             Б). Географический.  (Зона покрытия охватывает почти все населенные пункты, что увеличивает количество потенциальных потребителей. Во многих населенных пунктах Ростовской области Мегафон является лишь одной доступной сотовой связью и у потребителей просто нет выбора).
  3. Высокое качество услуг. Имеется ввиду малая доля сбоев и ошибок сети, а также простоты и перегруженности.
  4. Постоянное внедрение новых услуг и технологий. Этот показатель особенно важен для «продвинутых» пользователей нуждающихся в передаче данных и доступа к сети Интернет, где бы они ни находились. Также наблюдается рост спроса у абонентов на информационные и развлекательные услуги.
  5. Имидж марки. Мегафон можно назвать в какой то степени престижным оператором. Рекламные ролики позиционируют своих абонентов как успешных и активных людей строящих новую жизнь. Слоган компании – «Будущее зависит от тебя».

В качестве слабых сторон ЗАО «Мобиком - Кавказ» могут выступать  следующие.

  1. Однородность рекламы для всех сегментов потребителей. Вытекает из последней в выше указанном списке сильной стороны. Эмоциональная окрашенность имиджевой информации в рекламе вымещает суть тарифа – информацию оценках и дополнительных условиях.
  2. Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети ребует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.
  3. Высокая цена. Цены на голосовые услуги выше чем у конкурентов.
  4. Низкая ценность инноваций для потребителя. Неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них.
  5. Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставит дилеры. К примеру в городе Таганрог на данный момент нет ни одного представительства Мегафон, хотя все конкуренты имеют здесь свои представительства, причем некоторые даже ни одно.

Были определены следующие события которые могут произойти и оказать благоприятное воздействие на деятельность компании ЗАО «Мобиком - Кавказ» (благоприятные возможности).

  1. Благоприятные демографические изменения. Миграция населения в Ростовскую область, увеличит объем рынка (количество потенциальных покупателей растет), также сюда можно отнести повышение рождаемости, но только в далёкой перспективе.
  2. Снижение уровня конкуренции. Позволит уменьшить расходы на рекламу, и не снижать цены на услуги.
  3. Увеличение уровня доходов населения. Увеличит сумму расходов населения на услуги сотовой связи.
  4. Снижения налогов и сборов. Позволит снизить цены на услуги связи и тем самым стимулировать спрос, увеличить прибыль.
  5. Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги. Повлечет за собой спрос на услуги компании.
  6. Получение лицензии на строительство сетей третьего поколения (UMTS). В Европе, где проникновение мобильной связи местами уже превышает 100%, внедрение 3G-сетей актуально, так как потенциал GSM практически полностью исчерпан. В России же, где большинство абонентов пока не продвинулись в освоении мобильной связи дальше голосовых услуг, попытка предложить рынку нечто еще более совершенное может закончиться тем, что часть абонентов, решив, что мобильная связь слишком сложна для них, попросту откажутся от услуг сотовых операторов. GSM-операторы вынуждены балансировать на тонкой грани между двумя опасностями. И инвестировать в 3G вроде бы еще рано, и не инвестировать опасно. Говорить о том, что полномасштабные инвестиции в новую сетевую инфраструктуру будут экономически оправданны преждевременно. Развитие 3G-технологий важно с точки зрения задела на будущее и поддержания имиджа инновационной компании [21].
  7. Исчезновение с рынка связи услуг заменителей. Таксофоны уже практически дожили свой век в России, однако как показывает опыт некоторых европейских стран, проводные телефоны могут также исчезнуть.
  8. Рост спроса на дополнительные услуги сети. Почти 90% доходов операторы получают голосовые услуги и SMS. И лишь 5–10 % доходов приходится на услуги передачи данных, в случае роста спроса на дополнительные услуги прибыль фирмы увеличится [22].

В качестве угроз были определены следующие события которые могут произойти и оказать негативное воздействие на деятельность компании.

  1. Низкий темп роста рынка (сокращение роста).  Повлечет за собой ужесточение конкуренции, снижение цен и. т. п.
  2. Большое число конкурентов. На рынке сотовой связи Ростовской области действуют 4 оператора GSM и 2 оператора подвижной радиосвязи других стандартов. По сведениям администрации ростовской области, ЗАО "Ростовский сотовый телефон" планирует запуск системы подвижной радиотелефонной связи в стандарте CDMA-450 до конца текущего года. Этот стандарт формально можно причислить к третьему поколению сотовой связи.
  3. Снижение цены у конкурентов. Может вызвать отток абонентов, либо необходимость также снизить цены и соответственно прибыль.
  4. Закон о сохранении телефонного номера при переходе в другую сеть.  Российские абоненты сотовой связи смогут сохранять свой номер при смене оператора уже осенью. Об этом заявил глава Мининформсвязи Леонид Рейман. По его словам, такая услуга появится у операторов не только мобильной, но и фиксированной связи, которые используют цифровые сети.  
    О ведущейся законодательной работе в сфере сохранения телефонного номера при переходе в другую сеть Рейман заявил в начале марта 2005 года. Предоставление соответствующих гарантий он отнес к "дополнительным средствам по защите прав абонентов", отметив, что подобная практика существует во многих странах и стимулирует конкуренцию между операторами. Между тем, как отмечает интернет-издание mobile-review.com, услуга сохранения номера требует от оператора дополнительных затрат, которые перекладываются на абонента. Существуют две основные модели расчетов: либо пользователь ежемесячно оплачивает стоимость аренды номера, либо расстается с фиксированной суммой при переходе к другому оператору. Размеры выплат и модель "отключения", по всей видимости, будут определять сами компании, а координацией предоставления этой услуги займется Федеральное агентство связи [23].
  5. Расширения зоны покрытия конкурентами. Повлияет на уровень конкуренции особенно в населенных пунктах, которые до этого не были освоены другими операторами.
  6. Выход на рынок новых услуг заменителей. Появление на рынке новых  более привлекательных услуг связи.
  7. Снижение уровней доходов населения.  Уменьшится сумма расходов населения на услуги сотовой связи.
  8. Распространение предубеждений у населения против сотовой связи. Научные открытия доказывающие о вреде мобильной связи на здоровье человека, могут повлечь за собой отказ населения пользоваться сотовой связью.

Следующий шаг это  оценка экспертами сильных и слабых сторон фирмы, благоприятных возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы заносятся в форма для опроса экспертов представленную в приложении 1, она заполняется экспертами по следующим правилам. В строке Pj проставить вероятность (в пределах от 0 до 1) появления конкретных благоприятных возможностей и угроз. В строке Kj проставить значение коэффициента влияния на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз (в пределах от 0 до 1).В столбце Ai проставить интенсивность сильных и слабых сторон предприятия (от 1 до 5 для возможностей и от -1 до -5 для угроз). В ячейках aij проставить способность сильных сторон помочь воспользоваться благоприятными возможностями или противостоять угрозам, и соответственно способность слабых сторон ослабить воздействие благоприятных возможностей и усилить угрозы [5].

В ходе работы были выбраны 10 экспертов, их оценки были усреднены, в следствии чего получились результаты указанные в приложении 2.

Итоговая матрица SWOT – анализа формируется на основе матрицы усредненных оценок экспертов по следующим правилам.

Aij рассчитываются по формуле 2.1. и полученные значения заносятся в итоговую матрицу.

     (2.1)

Затем производится оценка конкретных благоприятных возможностей и угроз для фирмы по формуле (2.2).

     (2.2),

где m – это общее количество возможностей и угроз.

Последний шаг оценка конкретных сильных и слабых сторон фирмы считается по формуле (2.3).

     (2.3).

В итоге мы получили итоговую матрицу SWOT-анализа стратегической позиции компании ЗАО «Мобиком - Кавказ» на рынке сотовой связи Ростовской области, которая представлена в приложении 3.

 

 

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ «МОБИКОМ-КАВКАЗ»

3.1. Анализ сильных и слабых сторон фирмы и области стратегических возможностей

 

Из таблицы уровня конкретных сильных и слабых сторон фирмы являющаяся частью итоговой матрицы SWOT-анализа (таблица 3.1.) можно сделать следующие выводы самым сильным преимуществом фирмы является зона  покрытия и лидирующее положение на рынке. Эти преимущества позволяют фирме воспользоваться благоприятными возможностями и противостоять реальным угрозам.

Самый низкий рейтинг  среди преимуществ имеет высокое  качество услуг.

Таблица 3.1.

Уровень конкретных сильных  и слабых сторон фирмы

Сильные стороны (S)

Интенсивность (Ai)

Лидер рынка

61,13

Большая зона покрытия

66,02

Высокое качество услуг (малая доля сбоев и перегруж)

37,18

Постоянное внедрение  новых услуг и технологий

43,30

Имидж марки (в регионе)

48,42

Слабые стороны (W)

 

Однородность рекламы  для всех сегментов потребителей

-16,87

Большие издержки на обслуживание сети

-30,36

Высокая цена

-55,01

Низкая ценность инноваций  для потребителя

-24,54

Мало центров обслуживания

-20,11


 

Самым большим недостатком  фирмы является высокая цена. Другим существенным недостатком на рынке услуг сотовой связи Ростовской области можно назвать большие издержки на обслуживание сети. Эти два показателя существенно снижают конкурентоспособность фирмы.

Согласно оценкам экспертов  среди благоприятных возможностей самыми вероятными являются:

  • получение лицензии на строительство сетей 3G;
  • снижение цены на взаимодополняющие товары и услуги;
  • рост спроса на дополнительные услуги.

Среди угроз самая  высокая вероятность появления  следующих:

  • увеличение числа конкурентов;
  • расширение зоны покрытия сети конкурентами;
  • снижение цены у конкурентов.

Из проведенного SWOT-анализа (см. табл. 3.2.) можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:

  • снижение уровня доходов населения;
  • распространение предубеждений у населения против сотовой связи.

ЗАО «Мобиком-Кавказ»  сможет легко справиться с такими угрозами как:

  • большое число конкурентов;
  • расширение зоны покрытия сети.

Так как сильные стороны  фирмы помогают ей нейтрализовать последствия этих угроз.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности фирмы на региональном рынке услуг сотовой связи