Анализ конкурентоспособности на примере ОАО «БзАТИ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ влияние факторов, обеспечивающих эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработка рекомендаций для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
- Изучить теоретические аспекты данной темы;
- Проанализировать факторы, влияющие на эффективность и конкурентоспособность предприятия;
- Проанализировать конкурентную стратегию предприятия;
- Изучить роль конкурентных преимуществ обеспечивающих эффективность предприятия;
- Выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………………………………………..
Конкуренция и конкурентоспособность……………………………
Современные теоретико-методологические подходы к разработке
конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью……..
Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень
конкурентоспособности предприятия……………………………..
Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «БзАТИ»…………………………………………………………………..
2.1. Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ»…………………….
2.2. Анализ отрасли и состояния конкурентной среды……………….
2.3. Диагностика внутренней среды «БзАТИ» ………………………….
2.4. Анализ факторов внешней среды…………………………………….
Глава 3. Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу……………………………………………………………………….
Рекомендация……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО Центросоюза  РФ

Сибирский университет потребительской  кооперации 
 

Кафедра маркетинга

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 

по дисциплине   «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» 

на тему: «Анализ конкурентоспособности  предприятий в сфере производства продукции индустриального назначения»

                        

                                                           Оценка после защиты

                                    _____________________________________

                                                              

                                    Состав комиссии:

_____________________________________

                                                                        подпись                       ФИО

_____________________________________

                                                                        подпись                       ФИО

_____________________________________

                                                                        подпись                       ФИО

                                       Дата защиты_______________________

 
 
 

Новосибирск 2011 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теория и методология управления конкурентоспособностью  предприятия……………………………………………………………………..

    1. Конкуренция и конкурентоспособность……………………………
    2. Современные теоретико-методологические подходы к разработке

    конкурентных  стратегий и управлению конкурентоспособностью……..

    1. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень

    конкурентоспособности предприятия……………………………..

Глава 2. Эффективность  и конкурентоспособность предприятия  на примере ОАО «БзАТИ»…………………………………………………………………..

           2.1. Характеристика предприятия ОАО  «БзАТИ»…………………….

           2.2. Анализ отрасли и состояния  конкурентной среды……………….

           2.3. Диагностика внутренней среды  «БзАТИ» ………………………….

           2.4. Анализ факторов внешней среды…………………………………….

Глава 3. Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу……………………………………………………………………….

Рекомендация……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.

    Вместе  с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий  не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.

    Цель  исследования: анализ влияние факторов, обеспечивающих эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработка рекомендаций для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.

    Исходя  из поставленной цели, задачами исследования являются:

    -    Изучить теоретические аспекты данной темы;

    -   Проанализировать факторы, влияющие на эффективность и конкурентоспособность предприятия;

    -    Проанализировать конкурентную стратегию предприятия;

    - Изучить роль конкурентных преимуществ  обеспечивающих эффективность предприятия;

    -  Выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия.

    Объектом  исследования является: изучение влияния  факторов на эффективность и конкурентоспособность  предприятия.

    Предметом исследования является: анализ конкурентоспособности  предприятия.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    -  обоснована необходимость выделения текущей и стратегической (долгосрочной) составляющих конкурентоспособности предприятия;

    -  предложен комплекс показателей оценки уровня конкурентоспособности предприятия, включающий в себя показатели конкурентоспособности продукции, целевой, технологической, экономической и финансовой эффективности и социальной значимости предприятия, а также отраслевые, рыночные факторы и факторы макросреды;

    - обоснованы и предложены в качестве методических рекомендаций последовательность оценки состояния конкурентной среды и уровня конкурентоспособности предприятия;

Методы  исследования:

    1. теоретические (изучение источников, классификация, обобщение,

    экспертные заключения, схематизации);

    1. практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический,

системный, логический, сравнительный).

Структура работы – обусловлена целями, исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

Во введении определена цель, задачи, объект, предмет  исследования, методы исследования, актуальность, научная новизна гипотеза методологическая основа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теория и методология  управления конкурентоспособностью предприятия

1.1. Конкуренция и  конкурентоспособность

          Наличие конкурирующих фирм порождает  такое явление в экономике  как конкуренция. По мнению  автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической  точки зрения, конкуренция - экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

    В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам  на:

-ценовую  (конкуренцию на основе цены);

-неценовую  (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

    Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

    В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.

    Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую  цену потребления, более современный  дизайн).К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой (таблица 1). По мнению Портера М. [4,с.59] степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:

Таблица 1 - Маркетинговые методы управления фирмой.

Метод маркетинговой политики % компаний поставивших  фактор на 1-ое место
1 2
Разработка  и выпуск новых товаров

Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга

Организация работы торгового аппарата

Реклама и стимулирование сбыта

Усовершенствование  выпускаемой продукции

Политика  цен

Совершенствование организационной структуры

Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения

Сокращение  издержек обращения

Кредитная политика и финансирование

79

73

59

56

52

50

44

41

17

14

 

К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся:

-промышленный  шпионаж;

-привлечение  к сотрудничеству специалистов  фирм-конкурентов, владеющих производственными  секретами;

-выпуск  поддельных товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому значительно дешевле;

-закупка  образцов с целью их копирования.

    Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы.

- Конкуренция  на ресурсных рынках с целью  обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией для получения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов на ресурсных рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

Информация о работе Анализ конкурентоспособности на примере ОАО «БзАТИ»