Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: необходимо выявить своих конкурентов, как можно больше узнать о их возможностях и способностях, используемых ими стратегиях и об финансовом положении. Знание поведения, возможностей и способностей позволяет понять, что может делать та или иная фирма. Но не меньшую важность представляет и знание того, что вероятно сможет сделать фирма, то есть понимание ее дальнейших намерений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3

Раздел 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия ……………5

Теоретические основы конкурентоспособности ………………………….5
Организация маркетинговых исследований ………………………….....13
Этапы разработки исследований ……………………………………16
Основные методы сбора информации ………………………………20
Теоретические основы разработки плана маркетинговых мероприятий ..34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………………….35

Раздел 2 Предприятие как объект исследования …………………………………..37

История создания и развития предприятия ООО «Центр – Гамма» …..37
Анализ системы управления оргштатной структуры и персонала …….39
Краткий анализ ассортиментной группы продукции …………………...41
Общий анализ конкурентов ………………………………………………44
Выводы по разделу 2 …………………………………………….................................45

Раздел 3 Разработка плана мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Центр – Гамма» ………………………………………………..46

Организация проведения маркетинговых исследований ………………..46
Сегментирование рынка и выбор наиболее привлекательных сегментов ………………………………………………………………………………47
Исследование конечных потребителей на выбранных сегментах ….50
Анализ ассортиментной группы продукции …………………………51
Анализ конкурентоспособности и выбор своих позиций на рынке .. 53
3.2. Разработка плана мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы ООО «Центр – Гамма» …………………………..58

Выводы по разделу 3 ………………………………………………………………….60

Заключение ……………………………………………………………………………62

Список использованной литературы ………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 570.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Коломенский Институт (филиал)

 
 
 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

Направление "Менеджмент"

 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
 
 
 
 

по дисциплине                                              "Маркетинг"

 
 
 
 

      на  тему:  Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности (на примере ООО «Центр - Гамма»)

 
 
 
 

Выполнил:                                                                                                  студент гр. М-34 Чеклышкина Е. В.

 

Проверил:                                                                                                                                           Котов Ю. П.

 
 
 
 
 
 

Дата защиты        Оценка

 
 
 

Коломна

2007г.

 

План:

Введение ……………………………………………………………………………….3

Раздел 1 Теоретические  основы конкурентоспособности предприятия ……………5

  1. Теоретические основы конкурентоспособности ………………………….5
  2. Организация маркетинговых исследований ………………………….....13
  3.   Этапы разработки исследований ……………………………………16
  4.   Основные методы сбора информации ………………………………20
    1. Теоретические основы разработки плана маркетинговых мероприятий ..34

Выводы по разделу 1 ………………………………………………………………….35

Раздел 2 Предприятие  как объект исследования …………………………………..37

  1. История создания и развития предприятия ООО «Центр – Гамма» …..37
  2. Анализ системы управления оргштатной структуры и персонала …….39
  3. Краткий анализ ассортиментной группы продукции …………………...41
  4. Общий анализ конкурентов ………………………………………………44

Выводы по разделу 2 …………………………………………….................................45

Раздел 3 Разработка плана мероприятий по повышению  конкурентоспособности предприятия ООО «Центр – Гамма» ………………………………………………..46

    1. Организация проведения маркетинговых исследований ………………..46
  1.   Сегментирование рынка и выбор наиболее привлекательных сегментов ………………………………………………………………………………47
  2.   Исследование конечных потребителей на выбранных сегментах ….50
  3.   Анализ ассортиментной группы продукции …………………………51
  4.   Анализ конкурентоспособности и выбор своих позиций на рынке .. 53

    3.2.  Разработка плана мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности фирмы ООО «Центр – Гамма» …………………………..58

Выводы по разделу 3 ………………………………………………………………….60

Заключение ……………………………………………………………………………62

Список использованной литературы ………………………………………………..63

 

ВВЕДЕНИЕ:

   Тема  моей курсовой работы – «Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности (на примере ООО «Центр - Гамма»)».

   Актуальность  данной темы заключается в том, что каждая фирма выходит на рынок с целью своего дальнейшего развития. Со временем она может перейти к политике удержания или защиты завоеванной рыночной доли. Однако, в обоих случаях осуществление этих целей фирмы могут помешать действия конкурентов. Чтобы справится с ними, необходимо разработать стратегию конкуренции, то есть концепцию использования ресурсов для удержания и подавления усилий конкурентов, направленных против фирмы и ее целей.

   Современное тяжелое положение промышленности страны свидетельствует о сложности  создания цивилизованного рынка  лишь только в результате пассивного следования за проводимыми рыночными реформами.

   Опыт  мирового хозяйства подсказывает необходимость  активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов  рынка - предприятий. И в первую очередь  это касается формирования методов  эффективной работы в условиях развития конкуренции. Далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.

   Каждому предприятию особенно важно создать  конкурентоспособный товар правильно  оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные  средства конкуренции.

   Наиболее  сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ продукции и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции, как товара, так и предприятия. Все это делает актуальной тему данной курсовой работы.

    Цель  работы: необходимо выявить своих конкурентов, как можно больше узнать о их возможностях и способностях, используемых ими стратегиях и об финансовом положении. Знание поведения, возможностей и способностей позволяет понять, что может делать та или иная фирма. Но не меньшую важность представляет и знание того, что вероятно сможет сделать фирма, то есть понимание ее дальнейших намерений.

    Курсовая  работа логически разделена на три  раздела. В первом разделе рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия. Во втором разделе было рассмотрено предприятие ООО «Центр – Гамма» как объект исследования. В третьем разделе представлена разработка плана мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Центр – Гамма».

    Работа  содержит 2 таблицы и 8 рисунков для  более детального рассмотрения темы.

 

 

Раздел 1. Теоретические основы конкурентоспособности  предприятия

1.1. Теоретические основы  конкурентоспособности

 

     Переход России от планово-директивной экономики  к рыночной привел к появлению  конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин “конкуренция” не применялась в советской экономике. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.

     Конкуренция – тонкий, выборочный (селективный), гибкий механизм. Тонкий, поскольку от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в трудное (кризисное) время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.

     Под конкуренцией понимают борьбу на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только к середине XVIII века. И основная заслуга в этом принадлежит классической политической экономии. Она рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах ученых классической школы уделялось ценовой конкуренции.

     Адам  Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение Адам Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. Он, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виде лось изменения цен.

     В дальнейшем поведенческое понимание  конкуренции менялось - уточнялось, ее цели и способы ведения. Так, марксистская теория трактовала конкуренцию как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

     Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими, т.е. их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условии решают, кому предоставить блага, а кому нет.

     Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

    В общем, виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

    Начало  создания теории сравнительных преимуществ  относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

    Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

    М. Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

    Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

    Если  применить теорию конкурентоспособности  в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы:

  1. Конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.
  2. В конечном счете, более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.
  3. Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно, фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.
  4. Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности