Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Проанализировать маркетинговую среду предприятия.



Задачи: 1. Проанализировать макроокружение предприятия

2. Проанализировать микроокружение предприятия

3. Создать пути повышения эффективности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Содержание и необходимость проведения анализа маркетинговой среды предприятия…………………………………………………….4

1.1 Анализ макроокружения ………………………………………….4

1.2. Анализ микроокружения………………………………………….9

2. Анализ внешней среды СПК «Аленушка»…………………….…17

2.1. Общие сведения об организации………………………………..17

2.2. Анализ макроокружения СПК «Аленушка»…………………...19

2.3. Анализ микроокружения СПК «Аленушка»…………………...25

3. SWOT –анализ………………………………………………...……29

Заключение……………………………………………………………35

Библиографический список………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      Само  выживание и существование организации зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы. Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения товара. Потребителями могут являться: физические и юридические лица как в пределах страны, так и за рубежом, общественные и государственные организации. Исходя из этого можно выделить пять клиентурных рынков: потребительский, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, государственных учреждений и международный.

      Анализ  покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Все это позволит фирме максимально эффективно использовать свой производственный потенциал.

        

Рис. 1.2. Состав макроокружения организации

      Профиль покупателя может быть оставлен по следующим характеристикам:

  • географическое месторасположение покупателя;
  • демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
  • социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки т.п.;
  • отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
 

      Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие:

  • Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объем закупок, осуществляемых покупателем;
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу такого же продукта;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящей от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

      Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими  и информационными ресурсами, финансами  и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

      Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию  в очень сильную зависимость от себя. Потому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые бы обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

  • уровень специализированности поставщика;
  • величина стоимости переключения поставщика на других клиентов;
  • степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
  • концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
  • важность для поставщика объема продаж.

      При изучении поставщиков материалов и  комплектующих в первую очередь  следует обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности:

    • стоимость поставляемого товара;
    • гарантия качества поставляемого товара;
    • временной график поставки товара;
    • пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.

      Изучение  конкурентов, то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис.1.3.). 

      Рис 1.3. Модель 5 сил конкуренции Портера

      

      Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае появления замещающего продукта состоит в том, что если им был «разрушен» рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того, чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа. Каждая конкурентная организация стремится формировать свою рыночную стратегию, которая при ее реализации обеспечивает превосходство над конкурентами. Успешность такой стратегии должна зависеть от стратегий, принятыми конкурентами. Поэтому неизбежным является косвенное взаимодействие конкурентов, которое заключается в следующем: организация, вырабатывая свою стратегию, обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов и пытается спрогнозировать их. Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные товары или же услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат.

      Анализ  рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные  возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и сточки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

      Нормальное  функционирование любой организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой, либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации. Элементами инфраструктуры фирмы являются:

      -кредитная  система и коммерческие банки;

      -организационно-оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;

      -аукционы, ярмарки и другие формы организационного  небиржевого посредничества;

      -система  регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);

      -информационные технологии средства деловой коммуникации;

      -налоговая  система и налоговая инспекция;

      -система  страхования коммерческого, хозяйственного риска  и страховые (государственные и негосударственные) компании;

      -специальные  рекламные и информационные агентства и СМИ;

      -торговые  палаты, другие общественные и  добровольные государственно-общественные  объединения деловых кругов;

      -таможенная  система;

      -профессиональные  союзы работающих по найму;

      -коммерческо-выставочные  комплексы;

      -система  высшего и среднего экономического  образования;

      -консультационные (консалтинговые) компании;

      -аудиторские  компании;

      -общественные  и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

      -специальные  зоны свободного предпринимательства. 

      Инфраструктура  современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря  наличию названных элементов  инфраструктуры бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно то, что элементы инфраструктуры не были навязаны организациям извне, они являются порождением самих деловых отношений. Инфраструктура сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений. В настоящее время она выполняет ряд существенно важных функций:

      -организационное  оформление деловых отношений  между организациями;

      -облегчение  фирмам реализации своих интересов;

      -специализация  различных субъектов экономики,  повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;

      -облегчение  форм юридического и экономического  контроля, государственного и общественного  регулирования деловой практики  фирм. 

      Все это говорит о важности данного  элемента непосредственного окружения фирмы, поэтому при анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Анализ внешней  среды Сельскохозяйственно-производственного  кооператива «Аленушка» 
 

      2.1. Общие сведения  об организации 
 

      Характеристика  СПК «Аленушка» 

      Название  компании: СПК «Аленушка»

      Телефон: +7 (39175) 22698

      Почтовый  индекс: 662520

      Почтовый  адрес: Красноярский Край, п. Березовка, ул. Лесная д 1 кв 1

      Регион: Красноярский край

      Федеральный округ: Сибирский ФО 

      В состав деятельности входит:

      Вид деятельности 1: Выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина

      Вид деятельности 2: Выращивание зерновых и зернобобовых культур 

      Данный  кооператив производит такие виды продукции, как: картофель, столовые корнеплоды и клубнеплоды с высоким содержанием крахмала и инулина, различные овощи (морковь, свекла, капуста), зерновые культуры (в том числе поступают в продажу семена зерновых, масличных культур и трав), зернобобовые культуры (овес, просо, пшеница, рис, рожь).

      Оборудование  для сельскохозяйственной деятельности непосредственно поставляет ТД «Беларусь», а именно: зерноочистительные машины с различной мощностью и функциональностью (передвижные и стационарные), пневмосепараторы (самопередвижной и стационарный), зернопогрузчик (передвижной и самопередвижной).

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия