Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Проанализировать маркетинговую среду предприятия.



Задачи: 1. Проанализировать макроокружение предприятия

2. Проанализировать микроокружение предприятия

3. Создать пути повышения эффективности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Содержание и необходимость проведения анализа маркетинговой среды предприятия…………………………………………………….4

1.1 Анализ макроокружения ………………………………………….4

1.2. Анализ микроокружения………………………………………….9

2. Анализ внешней среды СПК «Аленушка»…………………….…17

2.1. Общие сведения об организации………………………………..17

2.2. Анализ макроокружения СПК «Аленушка»…………………...19

2.3. Анализ микроокружения СПК «Аленушка»…………………...25

3. SWOT –анализ………………………………………………...……29

Заключение……………………………………………………………35

Библиографический список………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      III. Поставщики. К поставщикам СПК «Аленушка» относятся: ОАО «Коркино - агропромхимия», здесь приобретаются семена и минеральные удобрения; ОАО «Семена» - семена овощных культур; ЗАО «Сангилен+ - топливо»; ТД «Беларусь» - техника, запчасти.

     Чтобы максимально понять микроокружение предприятия СПК «Аленушка» я  решила провести оценку конкурентоспособности с помощью метода «4Р», который наиболее эффективно позволяет изучить положение той или иной фирмы на рынке. 

1- Демпинг — продажа товаров по бросовым ценам, т.е. по ценам значительно ниже цены производства, а иногда и себестоимости соответствующих товаров 

                                                    Таблица 2.1.

Оценка  конкурентоспособности СПК «Аленушка» на основе концепции «4Р» 

Факторы конкурентоспособности СПК «Аленушка» Конкуренты
МУП «Шумков-ское» Агрохолдинг «Огород» Зарубежные  конкуренты
1 2 3 4 5
«1Р» — продукт        
Вкус 4 3 4 2
Свежесть 4 3 4 2
Состав 5 4 5 3
Внешний вид 4 3 4 4
Ассортимент 5 4 4 3
Сумма 22 17 21 14
1 2 3 4 5
«2Р» — цена        
Оптовая 4 4 4 3
Розничная 5 5 4 4
Виды  скидок 3 2 3 2
Сумма 12 11 11 9
«ЗР»  — каналы сбыта        
Степень охвата рынка 4 3 4 3
Регионы сбыта 3 3 2 2
Эффективность сбытовой сети сбытовой сети 4 5 4 4
Сумма 11 11 10 9
«4Р» — продвижение  на рынке        
Каналы  рекламы 3 3 3 1
Бюджет  рекламы 3 2 3 1
Связи с общественностью 2 2 2 1
Сумма 8 7 8 3
 

      Также следует более конкретно изучить такие факторы микроокружения, как человеческий ресурсы; культуру и имидж организации.

      IV. Человеческие ресурсы.

      Итак, СПК «Аленушка» имеет налаженную систему подбора кадров. Ежегодно подбираются сезонные рабочие для выполнения работ по уходу и уборке сельскохозяйственной продукции. Основные вопросы организации труда же разработаны отделом кадров и способствуют повышению производительности труда работников. Основным направлением работы фирмы в области человеческих ресурсов является постоянное повышение квалификации кадров, имеется в виду ежегодное обучение по усовершенствованию труда, в целях наибольшей производительности, знакомство с новой техникой и ее эксплуатацией. Ведь крайне важно наличие квалифицированных работников, способных разрабатывать технологию производства продукции самостоятельно.

      V. Культура и имидж предприятия. Естественными правилами в работе являются соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение всех заданий, соблюдение техники безопасности при работе с техникой. Также немаловажно доброжелательное отношение к каждому заказчику, консультация при покупке того или иного товара.

      На  сегодняшний день СПК «Аленушка» представляет собой финансово устойчивое предприятие, занимающее свою нишу в производстве и продаже сельскохозяйственной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 

      3. SWOT – анализ 

      SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

      Чтобы наиболее наглядно рассмотреть сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, я решила построить несколько таблиц.

      Итак, начнем с рассмотрения сильных и  слабых сторон (Таблица3.1.). 

      Таблица 3.1.

Определение сильных и слабых сторон СПК «Аленушка»
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1.Организация высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия                                         

-

2.Производство высокое качество выпускаемых товаров; проверенный и надежный поставщик продукции высокая степень износа оборудования
3. Финансы                          

-

сезонный характер поступления основного потока денежных средств
4. Инновации введено в оборот 2 тыс. гектаров орошаемых земель -
5. Маркетинг  
-
необходимость налаживания гарантированного сбыта
 
 

      Второй  шаг – оценка рынка. Этот этап позволит оценить ситуацию вне нашего сельсхозяйственного кооператива и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться, и, соответственно, заранее к ним подготовиться (Таблица 3.2.). 

      Таблица 3.2.

Определение рыночных возможностей и угроз СПК  «Аленушка»
Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция расширить ассортимент овощно-зерновой продукции за счет внедрения новых сортов и технологий наплыв дешевой продукции из стран Зарубежья (Китай в основном); большое количество продаж продукции с собственных приусадебных участков
2. Сбыт расширить сбытовую сеть за счет приобретения складских помещений и овощехранилищ трудности в реализации продукции в виду отсутствия перерабатывающих предприятий
3. Спрос с ростом дохода населения увеличиваются объёмы потребления овощей в зимне-весенний период.  
-
4. Природные  и экологические факторы  
 
-
плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции
5. Экономические  факторы  
-
падение спроса по причине снижения доходов населения
 
 

      В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть  сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, но и попытаться оценить  их с точки зрения того, сколь  важным они являются для предприятия. Для этого каждую сильную и слабую сторону, возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав себе два вопроса: "Насколько высока вероятность того, что это случится?" и "Насколько это может повлиять на фермерское хозяйство?". (Таблица 3.3.) Выберем те 3-4 события, которые произойдут с большой долей вероятности занесём в соответствующие ячейки SWOT анализа. (Таблица 3.4.).

      Таблица 3.3.

Оценка  сильных и слабых сторон, возможностей и угроз СПК «Аленушка»
 
 
 
Сильные стороны
4 высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия
2 высокое качество выпускаемых товаров
1 проверенный и надежный поставщик продукции
3 введено в оборот 2 тыс. гектаров орошаемых земель
 
 
Слабые  стороны
1 высокая степень износа оборудования
2 сезонный характер поступления основного потока денежных средств
3 необходимость налаживания гарантированного сбыта
 
 
 
 
Возможности
3 расширить ассортимент овощно-зерновой продукции за счет внедрения новых сортов и технологий
2 расширить сбытовую сеть за счет приобретения складских помещений и овощехранилищ
1 с ростом дохода населения увеличиваются объёмы потребления овощей в зимне-весенний период.
 
 
 
 
 
Угрозы
5 наплыв дешевой продукции из стран Зарубежья (Китай в основном)
1 большое количество продаж продукции с собственных приусадебных участков
4 трудности в реализации продукции в виду отсутствия перерабатывающих предприятий
3 плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции
2 падение спроса по причине снижения доходов населения
 
 
 
 

      Таблица 3.4.

Матрица SWOT-анализа реализации овощно-зерновой продукции СПК «Аленушка»
1 2 3
  ВОЗМОЖНОСТИ

1. расширить сбытовую сеть за счет приобретения складских помещений и овощехранилищ

2.расширить ассортимент овощно-зерновой продукции за счет внедрения новых сортов и технологий

УГРОЗЫ

1. наплыв дешевой продукции из стран Зарубежья (Китай в основном).

2. трудности  в реализации продукции в виду  отсутствия перерабатывающих предприятий

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия

2. возможность торговать овощно-зерновой продукцией круглый год (Наличие хранилищ)

3. введение в оборот 2 тыс. гектаров орошаемых земель

1.Как воспользоваться  открывающимися возможностями, используя сильные стороны СПК? 

1. торговля через склад - хранилище круглый год.

2. расширение ассортимента выращиваемой продукции и улучшение её качества за счёт использования новых технологии.

3. увеличение продаж за счёт представления продукции ориентированной для потребительских групп с различным уровнем доходов (очищенной, отсортированной, упакованной продукции).

4. разработка торговой марки.

2. За счет  каких сильных сторон можно  нейтрализовать существующие угрозы?  
 

1. удержать покупателей от перехода к конкуренту, за счёт использования гибкой ценовой политики и увеличения качества продукции СПК «Аленушка»

 

      Продолжение таблицы 4

1 2 3
СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ 

1. необходимость  налаживания гарантированного сбыта.

2. высокая степень  износа оборудования

3. сезонный характер поступления основного потока денежных средств 
 

3. Какие слабые  стороны СПК могут помешать  воспользоваться возможностями? 

1. в результате  сезонного поступления основной  массы денежных средств могут  возникнуть трудности со своевременным  приобретением сортировочной и упаковочной линии.

2. неэффективность  продаж через склад-магазин в  результате отсутствия доверия  продавцу, отсутствие торговой марки.

4. Каких угроз,  усугубленных слабыми сторонами  фермерского хозяйства, нужно  больше всего опасаться?  

1. появившийся  конкурент может предложить рынку  продукцию, аналогичную нашей,  по более низким ценам. 

2. потеря урожая  в результате плохих погодных  условий.

 

      Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами позволит вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса которые и отразят суть анализа:

      1. Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

      2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

      3. Какие слабые стороны предприятия могут помешать воспользоваться возможностями?

      4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия нужно больше всего опасаться? 

      Заполнив  эту матрицу можно обнаружить, что:

      1. Определены основные направления развития предприятия.

      2. Сформулировали основные проблемы предприятия.

      Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами СПК «Аленушка», приходим к выводу, что при данных условиях для кооператива будет выгодно организовать круглогодичную торговлю через склад-магазин оптом.

      Помимо  этого будет представлена продукция  с различным видом доработки, рассчитанная на несколько групп потребителей в зависимости от их желания платить дополнительную сумму за очищенную, отсортированную или упакованную продукцию. Опираясь на сильные стороны кооператива, можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами. Основной из слабых сторон для реализации возможностей может быть недостаток денежных средств, необходимых для покупки сортировочной и упаковочной линии и отсутствие торговой марки СПК «Аленушка». Основными угрозами, усугубленными слабыми сторонами, для СПК «Аленушка» будет являться отсутствие системы гарантированного сбыта нестандартной продукции, появившейся вследствие плохих погодных условий.

      SWOT-анализ  позволяет компании изучить существующие  на рынке возможности и взвесить  свои способности по их преследованию.  Также при этом изучаются угрозы, способные подорвать позиции  фирмы. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции покупателей, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей. Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для дальнейшего развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.  

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия