Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа
Маркетинг (от англ. Market – рынок, продавать, покупать) – предпринимаемая деятельность, которая управляет продвижением товара от изготовителя к потребителю. Это деятельность по исследованию, созданию и удовлетворению спроса на товары, услуги, идеи посредством их разработки, ценообразования, распространения и продвижения.
Потребители - отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и государственные учреждения, которые испытывают различные нужды и обладают определенными потребностями.
«младенчество» — до 7 лет, вырастают зубы, осваивается речь;
«детство» — от 7 до 14 лет, достигается половая зрелость, формируются основные физические навыки;
«юность» — от 14 до 21 года, формируется фигура, интеллект, характер;
«молодость» — 21—28 лет, появляется потомство, собственное хозяйство;
«расцвет» — от 28 до 35 лет, пик физической и психической формы;
«средний возраст» — 35—42, пик интеллектуальный, делается карьера;
«зрелость» — 42—49 лет, принимается прямое участие в управлении;
«опыт» — 49—56 лет, время достижения высших успехов, ответственности;
«старость» — 56—63 лет, время передать наставление молодежи;
«мудрость» — 63—70 лет, время для подготовки к переходу в мир иной.
Сегодня с ростом средней продолжительности жизни до 65—80 лет необходимо добавить еще два-три полноценных семилетних периода — один к «средним возрастам», увеличивая их до 14 лет: (35—49), один — к «зрелости» и «опыту», увеличивая их в сумме до 21 года (49-70) и один — к «старости», увеличивая ее до 14 лет с 70 до 84. Возраст «мудрости» передвигается таким образом на период после 84 лет, что, наверное, правильно. Впрочем, в России это касается больше женщин; как уже отмечалось, мужчины у нас, к сожалению, живут в среднем значительно меньше.
«Когортный подход». Все население делится на 12-летние (10—14 летние) когорты (половина длины одного межпоколенного интервала), сформированные под влиянием важных политических, экономических и культурно-исторических событий. Для России наиболее ярко выраженными являются следующие когорты:
• 1914—26 гг. рождения — «дети войн и революций», весьма малочисленная группа, так как была сформирована в военно-революционный период и большая ее часть погибла во время Отечественной войны, трех голодов (начала 1920-х, середины 1930-х и конца 1940-х гг.) и нескольких волн репрессий.
• 1927—39 г.р. — «дети чугунных богов» и «оттепельной» молодости, активные пенсионеры, политические лидеры, культурная элита нашей страны;
• 1940—53 г.р. — «дети военного времени» и «застойной» молодости, руководители госструктур, второй эшелон политиков, безработные;
• 1954—67 г.р. — «дети реформ» (Хрущева, Косыгина) и «перестроечной» молодости, лидеры бизнеса, массовой культуры, независимые профессионалы, в последнее время активно пошли в политику;
• 1968—78 г.р. — «дети застоя» и «кризисной» молодости, сегодняшние студенты, молодые специалисты, бизнесмены, безработные;
• 1979—89 г.р. — «дети перестройки», сегодняшние школьники, студенты, призывники; социализма практически не помнят, если знают — то только по кинохроникам;
• 1990—2001 г.р. — «дети кризиса». Самое малочисленное поколение в современной России.
Конечно, возрастное деление весьма условно. Кто-то заканчивает свое образование в 22 года, кто-то — в 44, кто-то обзаводится потомством в 19, кто-то — в 39 лет. Важен не столько календарный возраст, сколько физиологический, и особенно - психологический. Важно не то, сколько лет человеку (по паспорту), а на сколько он себя ощущает и какому возрасту соответствует его поведение, в том числе потребительское поведение. Встречается немало так называемых молодых старичков, которые в свои 15—25 рассуждают и ведут себя как 60-летние; но есть и такие, кто в свои 50—60 выглядит, физически соответствует и ведет себя как 30-летний.
Доход является одной из самых важных характеристик любого потребителя. Казалось бы, наиболее просто разделить потребителей по доходам на «богатых», «бедных» и «средний» слой. При этом обычно предполагается, что доля богатых в любом обществе должна составлять от 2 до 5% населения, бедных — от 15 до 25%, а средний слой должен объединять от 65 до 80% всего населения. Но весьма непросто определить четкие границы между «богатством», «бедностью» и «средним уровнем обеспеченности», поскольку разные исследователи трактуют эти термины по-разному. Различаются границы «богатства» и «бедности» и в зависимости от рынка конкретного товара.
Большинство населения экономически развитых стран достаточно «богато» для
того, чтобы приобрести легковом автомобиль. И само по себе владение автомоби-
лем не является в этих странах критерием отнесения к тому или иному социально-доходному слою. В современной России владение новым иностранным автомобилем достаточно четко указывает па принадлежность к высоко обеспеченной части общества, а наличие приобретенного па вторичном рынке автомобиля российского производства указывает скорее всего на принадлежность данной семьи к нижней части «среднего класса».
Социальная структура переходного общества современной России отличается повышенной подвижностью. Тем не менее для целей маркетинга можно выделить десять условных, но вполне узнаваемых групп, расположенных в иерархическом порядке:
1. Высший слой («хай-класс», истеблишмент, элита, хозяева) — небольшая группа формальных и (или) фактических владельцев предприятий с годовым оборотом более миллиона долларов, позволяющим извлекать ежегодный доход более 60 тыс. долл. на одну семью. На долю этой группы приходится более 10% общих доходов населения страны. Это весьма компактная, практически сформированная группа, в общей
сложности — не более 250 тыс. семей (0,5% общего числа российских семей). За 15 перестроечных и переходных лет они преобразовали власть в собственность, или успешно прошли через период первоначального накопления капитала.
Это
потребители дорогих
персональных секретарей, водителей, телохранителей, модельеров и помощников по хозяйству.
2. Второй эшелон высшего слоя (топ-менеджеры, управляющие, executives) — немногочисленная, но быстро растущая группа относительно молодых (28—42 года), высокообразованных в области управления специалистов, осуществляющих фактическое руководство ведущими компаниями. Годовой доход 30—60 тыс. долл. Предельная численность в 2001 г. —миллион семей (2%).
Это
потребители дорогих
3. Предприниматели — владельцы средних и небольших (по сути, семейных) предприятий. Годовой доход 10—40 тыс. долл. Численность - 2 млн семей (4%).
Являются
потребителями недорогих
4. Средний слой управления (менеджеры, руководители направле-
ний, начальники отделов, бригадиры, старший офицерский состав, глав-
врачи). Годовой семейный доход — 5—15 тыс. долл. Численность — 2 млн
семей (4%).
Являются
потребителями недорогих
5.
Независимые работники (
Являются потребителями легковых автомобилей средней стоимости, услуг по ремонту квартир, ограниченного круга платных медицинских услуг, авиабилетов и турпутевок, аудио-, видеоаппаратуры и бытовой техники, аналитических еженедельников, книг и журналов, одежды строгого стиля, хозяйственных принадлежностей, товаров типа «собери сам», качественных продуктов питания и алкогольных напитков.
6.
Квалифицированные работники (
Являются потребителями дешевых (подержанных) автомобилей, ж/д билетов, аудио-, видеоаппаратуры и бытовой техники, рабочей (джинсы и кожа) и спортивной одежды, хозяйственных принадлежностей, товаров типа «сделай сам», недорогих продуктов питания, качественных алкогольных напитков.
7. Работающие или имеющие другой дополнительный источник дохода пенсионеры. Годовой семейный доход — от 3—6 тыс. долл. Численность — 2,5 млн семей (5%).
Являются потребителями бесплатных медицинских услуг и недорогих лекарств, газет, бытовых услуг, недорогой одежды, дешевых продуктов питания и напитков.
8. Неработающие пенсионеры. Годовой семейный доход от 0,5—2,0 тыс долл. Численность — 10 млн семей (20%).
Являются потребителями бесплатных медицинских услуг и лекарств, ежедневных газет, «мыльных телеопер», самой дешевой одежды и продуктов питания, напитков.
9.
Рабочие (промышленности и
Являются потребителями товаров первой необходимости, развлекательных программ и изданий, крепких дешевых напитков.
10. Безработные («по статусу», «по факту», «скрытые», нетрезвые и потерявшие квалификацию, спорадически занятые, дипломированные бездельники, праздношатающиеся, лица без определенных занятий). Годовой семейный доход — от 300 до 1,5 тыс. долл. Численность — 8,5 млн семей (17%).
Являются потребителями товаров первой необходимости, дешевого алкоголя и табака, бесплатных услуг социального сервиса.
Некоторые исследователи отмечают, что в России разделение на классы производится не так, как в Америке или Европе: принадлежность к классу определяется не «на экономических индикаторах», а «на основе образа жизни и потребительских тенденций». Так, отмечается, что в России имеется «реальный» и «объявленный» средний класс (4).( Голованивская М. Ликвидированы как средний класс // Коммерсант-Власть.
- 1988. - №
37 (289). С. 42-44) «Реальный средний класс»
объединяет людей с вполне
официальными заработками в
Образование. Является достаточно важной характеристикой потребителя. С уровнем образования достаточно четко связано потребление целого ряда товаров и услуг: книг, журналов, компьютеров и программ к ним, театральных постановок, алкогольных напитков и т.п. К тому же люди с различным уровнем образования предъявляют
различные требования к оформлению, упаковке продукции, содержанию рекламных сообщений и т.п. На Западе существует достаточно четкая связь между уровнем образования человека и его доходами, социальным статусом. В России такая связь тоже имеется, хотя и не столь неоднозначная. Тем не менее, как показало исследование, про-