Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:41, контрольная работа
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы, особенности и перспективы развития маркетинга в туристическом бизнесе. В ходе работы автора с литературой по данной теме было установлено, что рассмотрение вопросов маркетинга в туристическом бизнесе целесообразно проводить на основе опыта международного туризма.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что "кормит" эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Индустрия международного туризма и её развитие в современных условиях……………………………………………………………………………4
2.Экономическое значение международного туризма………………………….6
3.Экономика туристической фирмы……………………………………………..9
4.Расчёт цены туристического продукта……………………………………….25
5.Бухгалтерские операции в туристическом бизнесе…………………………30
6.Договорное оформление операций международного туризма……………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся на организации туров с использованием специально оборудованных самолётов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров.
Туристические корпорации - это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.
Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в германии 3 крупнейшие туристические корпорации "TUI", "Nekkerman" и "ITS" сосредоточили в своих руках 70% рынка.
Помимо крупных корпораций, в настоящие время получили широкое развитие гостиничные комплексы, которые предоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и широкий комплекс других услуг, например, питание в ресторане при отеле, предоставление залов для проведения совещаний, приобретение билетов на транспорт, вызов такси, экскурсионное обслуживание, организация развлечений, торговля сувенирами и прочими товарами.
Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые "цепи", что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчётную документацию и осуществлять платежи. Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных "цепей" с общим числом номеров 1,6 млн.
Ведущие из них - "Holiday Inn", "Sharaton", "Hilton".
Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора.
Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.
Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.
В целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм.
Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах.
Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.
Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки.
В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают "ETN", "IAPA", "COUNTDOWN".
В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов.
Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самум расширяя спектр услуг для своих клиентов.
География дисконтных карточек очень разнообразна, наиболее популярны "ETN-CARD". Для путешественников эта система является клубом, членство в котором позволяет уменьшать дорожные расходы. К преимуществом использования карточек "ETN" относят :
- скидки для владельцев от 20 до 50% стоимости в десяти тысячах отелей в 175 странах мира, в том числе в Российской Федерации и в странах СНГ. В США в 400 отелях владелец карточки заплатит 50% от стоимости номера;
- широкую систему скидок в ресторанах (от 20 до 50%);
- снижение (до 1/3) тарифов при оплате аренды автомобиля;
- скидка при покупке авиа-, железнодорожных, автомобильных билетов в размере 3-10%;
-
возможность бесплатно получить карточки
"ETN- Telecard" и "Sprint Fonecard", позволяющие
вести телефонные переговоры по льготным
тарифам.
При получении карточки владельцу выдаётся
иллюстрированный каталог с адресами
сервисных служб, входящих в систему. Выбрав
отель, владелец заказывает скидку на
резервирование номера. Часто эту процедуру
берёт на себя сама дисконтная система.
Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.
Дорожные чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платёжный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.
Дорожный чек ещё называют туристским чеком, под которым понимается платёжный документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.
В Европе с 1968 года широкую популярность приобрёл еврочек - чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения "Еврочек", к которым относятся страны ЕС.
На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения - тайм-шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними - собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.
Сегодня тайм-шер-индустрия состоит из двух частей:
- продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;
- обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют "RCI"и "II" (Interval International).
Индустрия тайм-шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыре миллиарда долларов.
С ростом популярности тайм-шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как "Хилтон", "Марриот", "Дисней", "Шэратон", "Баррат", "Вамли".
Сегодня тайм-шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений .
По замечанию канадских специалистов, функционирование экономик индустриально развитых стран, с одной стороны, делало объективно необходимым укрепление мирохозяйственных связей и рост производственных издержек на предпринимательские перемещения, а, с другой стороны, - создавало работникам материальные возможности для досуговых перемещений, в том числе и за границу.
Качественный рост индустрии туризма в отдельных странах отражён в таблице. Для оценки применяется метод рейтинговых оценок. В качестве параметров взяты как абсолютные (число туристов, размер доходов и трат), так и относительные (доходы и затраты в расчёте на одного туриста, посетившего страну) показатели.
Однако в этом анализе следует учитывать ряд факторов, прямо не связанных с туристической сферой, но без учётов которой невозможна объективная оценка показателей таблицы. К таким факторам относятся величина страны, численность населения и экономический потенциал страны.
Конечно, важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире, - экономический. С точки зрения окупаемости капиталовложений туристская индустрия входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости. Туристские услуги на мировом рынке выступают как "невидимый" товар, характерной особенностью которого является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте.
Обобщая деятельность многих развитых стран в сфере туризма, Комиссия ЕС опубликовала прогноз основных тенденций развития туризма на период 1995-2000гг.
В частности, в нём отмечается, что:
В Европе придётся выдерживать жёсткую конкуренцию за доходы от туризма, которая потребует от европейской индустрии туризма повышения качества предоставляемых услуг.
Расходы
на все виды путешествий и, в первую очередь,
расходы на транспорт, будут увеличиваться
быстрее, чем другие статьи семейного
бюджета. Путешествия станут более частыми,
но менее продолжительными, так как расходы
на одну поездку снизятся. В целом же затраты
на путешествия возрастут за счёт потребления
более качественного отдыха.
Число поездок будет увеличиваться за
счёт межконтинентальных путешествий
из Европы в Америку, Азию и Океанию.
Сезонные
изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем
будущем перестанут быть проблемой для
индустрии туризма, так как удачный маркетинг
будет способствовать их выгодному использованию.
Для этого потребуется активное сотрудничество
между государствами и частными туристскими
структурами.
Использование воздушного транспорта
будет расширяться быстрее благодаря
увеличению числа удобных прямых рейсов.
Группы, включая семейные, будут уменьшаться и выбирать всё более гибкую программу отдыха.