Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы

Содержание

Введение
1 Теоретические основы, формирование ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность, задачи и составляющие ассортиментной политики
1.2 Факторы, обуславливающие формирование ассортиментной политики
2 Анализ ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Продвильнюс»
2.2 Анализ товарного ассортимента ЗАО «Продвильнюс»
2.3 Оценка эффективности реализации ассортиментной политики ЗАО «Продвильнюс»
3 Предложения по совершенствованию формирования ассортиментной политики на предприятии ЗАО «Продвильнюс»
4 Заключение
5 Список использованных источников
6 Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом1doc.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

 

По местонахождению различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент – это продукция (товары), выпускаемая изготовителем исходя из его производственных возможностей для удовлетворения нужд потребительского рынка. B каче­стве примера можно привести промышленный ассорти­мент УП ОАО «Гомельчанка», включающий около 1000 наименований швейных изделий.

Торговый ассортимент – совокупность товаров, по­ступающих в сферу

обращения (организации оптовой и розничной торговли). B отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фир­менные магазины предприятий-изготовителей, страте­гия которых основывается на сбыте товаров только конкретного предприятия.

  B торговле оперируют такими понятиями, как товар­но-групповой ассортимент, ассортимент торговой орга­низации.

  Ассортимент товаров, входящих в отдельную токар­ную группу, называется групповым.

  Ассортимент товаров в конкретной торговой органи­зации классифицируется как ассортимент торговый организации. Он зависит от типа организации.

  Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, раз­новидностей, мерок, типов, наименований.

  B зависимости от широты охвата товаров раз­личают следующие виды ассортимента: простой, слож­ный, групповой, развернутый, сопутствующий, сме­шанный.

  Простой ассортимент – набор товаров, представ­ленный небольшим количеством групп, видов и наиме­нований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей и в пределах одного вида не различаются (например, тетради, карандаши). Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары по­вседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

  Сложный ассортимент объединяет значительное число видов и разновидностей товаров, которые удов­летворяют однотипные и разнообразные потребности и отличаются исходными материалами, конструкцией и другими признаками. Примером товаров сложного ас­сортимента могут служить ткани, обувь, трикотажные изделия, поскольку они различаются в пределах одного вида по назначению, фасонам, размерам и другим приз­накам.

  Групповой ассортимент – перечень однородных то­варов, объединенных общностью признаков и удовлет­воряющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулоч­ные, плодоовощные, молочные изделия, обувь, одежда и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, мо­лодежи, для отдыха – социального назначения.

  Видовой ассортимент – набор товаров различных видов, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, сте­рилизованное и др. – часть ассортимента молочных то­варов. Ткани хлопчатобумажные, шелковые представ­ляют небольшую часть ассортимента текстильных това­ров. В товарную группу «Хозяйственные товары» вклю­чены моющие средства, химикаты, скобяные изделия, предметы домашнего обихода и др.

  Разновидностью видового ассортимента является марочный ассортимент – это товары одного вида ма­рочных наименований или относящихся к группе ма­рочных. Такие товары наряду с удовлетворением физио­логических потребностей в значительной мере нацеле­ны на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

  Развернутый ассортимент включает виды и разновидности конкретных товаров в пределах каждой то­варной группы. Такой ассортимент, как правило, встре­чается в специализированных магазинах, причем коли­чество групп однородных товаров может быть сравни­тельно небольшим. Так, в торговый ассортимент мага­зинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники (групповой ассортимент), входят тpи-четыре вида однородных товаров: телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, радиоприемники, но вместе с тем эти группы представлены большим количеством това­ров разных классов сложности и торговых марок (раз­вернутый ассортимент).

  Сопутствующий ассортимент – набор товаров, вы­полняющих вспомогательные функции и не относя­щихся к основным для данной организации. Товары со­путствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном мага­зине – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

  Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешан­ный ассортимент характерен для магазинов, торгую­щих непродовольственными и продовольственными то­варами.

  По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

  Рациональный ассортимент включает число това­ров, наиболее полно удовлетворяющих реально обосно­ванные потребности, которые обеспечивают максималь­ное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удов­летворяющий реальные потребности с максимально по­лезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производ­ства и доведение до потребителей.

Товары оптимального ассортимента отличаются пов­ышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесении товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптималь­ности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле (1.1)

Koп = (Эп * З) * 100% ,                       (1.1)

где Эп – полезный эффект от потребления товара при ис­пользовании его потребителем по назначению, р., 3 –затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, p..

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилиза­цию. Например, полезный эффект от использования бытового холодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потреб­ления за вычетом затрат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и утилизацию пришедшего в негодность оборудования.

Приведенный расчет учитывает в основном функцио­нальное назначение товаров и экономический эффект от потребления, Но при этом не принимается во внима­ние социальный эффект. Этот расчет применим в основ­ном для непродовольственных товаров и неприемлем для пищевых продуктов, Так как невозможно рассчи­тать в денежном выражении выгоды для здоровья, получаемые потребителем.

  B зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

  Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

  Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

  Учебный ассортимент – перечень товаров, система­тизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

  Свойство ассортимента – специфическая особен­ность ассортимента, проявляющаяся при его формиро­вании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

  При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассор­тимента, что требует понимания их сути табл. 1.2.

Таблица 1.2

Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Наименование

свойства

Наименование и условное обозначение показателя

Расчет показателей

1

2

3

Широта (Ш)

Показатели широты:

 

 

действительная (фактическая) широта (Шф)

Шф

 

базовая широта (Шб)

Шб

 

коэффициент широты (Кш)

Кш=(Шф : Шб)* *100%

Полнота (П)

Показатели полноты:

 

 

Действительная (фактическая)

полнота (Пф)

Пф однородной группы товаров

 

 

базовая полнота (Пб)

Пб однородной группы товаров

Наименование

свойства

Наименование и условное обозначение показателя

Расчет показателей

Полнота (П)

коэффициент полноты (Кп)

Кп= (Пф : Пб)* *100%

Устойчивость (У)

Показатели устойчивости:

 

 

количество товаров, пользующихся устойчивым спросом (Уу)

Уу

 

 

 

 

 

коэффициент устойчивости (Ку)

 

Ку= (Уу:Шб)* 100

Новизна (Н)

Показатели новизны:

 

 

количество товаров, поступивших впервые (Нн)

 

Нн

 

степень обновления

(коэффициент новизны)

(Кн)

Кн=(Нн:Шб)*100%

Структура (C)

Относительный показатель структуры отдельных товаров

Отношение части к целому и к умножение на 100%


 

Продолжение таблицы 1.2

Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Рациональность (P)

Коэффициент рациональности

См. примечание к таблице

Гармоничность (Г)

Коэффициент гармоничности

Теоретический показатель


 

Примечание. Кр = (Кш*вш+Кп*вп+ Ку*ву+ Кн-вн):4, где вш, вп, ву, вн — коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.

  Широта ассортимента – это количество видов од­нородных и (или) разнородных групп, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.

  Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

  Действительная широта (Шф) – фактически имею­щееся количество видов, разновидностей и наименова­ний товаров.

  Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. Это может быть количество видов, раз­новидностей и наименований товаров, регламентиро­ванное правовыми актами или техническими норма­тивными правовыми актами (стандартами и т.п.), или максимально возможное.

  Выбор критериев определения базового показателя широты зависит от целей. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в каче­стве базового можно взять максимальный перечень то­варов, имеющихся во всех обследованных магазинах, или данные обязательного ассортиментного перечня.

  Как следует из табл. 1.2, коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного коли­чества видов товаров однородных и разнородных групп к базовому.

  Например, торговая организация осуществляет тор­говлю швейными товарами (7 видов: шелковые платья, ситцевые халаты, легкие сарафаны, платья-халаты из шелка, пальто, полупальто, куртки); обувью (5 видов; сандалии, туфли, ботинки, полуботинки, сапоги); трикотажными товарами (3 вида: свитера, джемпера, жа­кеты). Согласно ассортиментному перечню в продаже должно быть ежедневно 6 видов обуви, 5 видов трикотажных товаров, 9 видов швейных изделий.

  Тогда действительная широта ассортимента в торго­вой организации равна 15, базовая – 20.

  Коэффициент широты равен 0,75. Или – первые четыре вида швейных изделий относятся к группе «Легкая одежда». Поэтому действительный показатель широты для группы «Легкая одежда» будет равен 4.

  B стандартах предусмотрено 12 видов легкой одежды. Следовательно, базовый показатель широты состав­ляет 12, а коэффициент широты – 33,3%.

  Широта может служить косвенным показателем на­сыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

  B условиях дефицита, когда спрос превышает пред­ложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь уз­кий ассортимент товаров, поскольку при большой ши­роте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Для них расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем жела­тельная.

  Для потребителя, с одной стороны, чем шире ассор­тимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. C другой стороны, при сверхвысо­кой широте ассортимента ему трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного то­вара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

  Из табл. 1.2 видно, что полнота ассортимента – количество разновидностей и наименований товаров од­нородной группы, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже.

  Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой полнотой, а также относительным показателем – коэффициентом полноты.

  Действительный показатель полноты (Дф) отра­жает фактическое количество разновидностей и наиме­нований товаров однородной группы, а базовый (Дб) –регламентируемое или планируемое количество това­ров (предусмотренное в прейскурантах, классификато­рах, спецификациях, ассортиментных перечнях).

  Коэффициент полноты (Кп) — отношение действи­тельного показателя полноты к базовому.

  Например, в ассортименте магазина имеются шелко­вые платья двух разновидностей, ситцевые халаты двух разновидностей, Легкие сарафаны, платья-халаты из шелка по одной разновидности. Поэтому действитель­ный показатель полноты для группы «Легкая одежда» будет равен 6.

  Ассортиментным перечнем определено, что в прода­же должно ежедневно находится 25 разновидностей легкой швейной одежды. Следовательно, базовый пока­затель полноты составляет 25, а коэффициент полноты —0,24, или 24% . Второй пример, в спецификации опре­делено 6 разновидностей туфель, фактически в продаже имеется 4. Коэффициент Полноты ассортимента туфель составляет 0,66, или 66,6%.

Информация о работе Ассортиментная политика на предприятии, и ее практическая реализация (на примере ЗАО Продвильнюс)